Дул ветер, ветер из пустыни...
Когда археолог начинает раскапывать тель, он словно чистит луковицу. Слой за слоем. Сначала снимает жёлто-рыжую кожуру. Современные нам напластования - на выброс, в ведро. Потом - тоненькую полупрозрачную плёнку. Ну, скажем, века XVI-XIX. Туда же! И вот, наконец, белая влажная мякоть, сочные исторические слои. И снова - слой за слоем, всё ближе к сердцевине, всё глубже в прошлое.
А бывает по-другому. Случается, что люди по какой-то причине оставляют обжитое место и уходят. На века, на тысячелетия. И только песок, и пыль, и ветер, и дождь. Тысячелетиями... Тут археологу даже не надо копать: взять метёлку, и размести наносы. И перед ним - город. Такой, каким он был - особенно, если призвать на помощь хоть чуточку воображения.
Тель-Арад. Город, оставленный пять тысяч лет назад. Я не оговорилась - не построенный пять тысяч лет назад, а - оставленный.
"- Пошли.
Он сказал это так, как будто стоял на берегу - и надо было войти в море и утонуть.
Они вступили в город"...
Сплошные загадки... Начнём с того, что мы не знаем, как назывался тогда город. Арадом он стал уже в библейские времена, гораздо позже. Для нас он безымянный. И спросить - некого.
Ещё одна загадка. Посмотрите на снимок:
Видите, как построен Город? Правильной формы стена. Правильной формы улицы. Застройка не беспорядочная, как в большинстве восточных городков, а тщательно продуманная: дома стоят подковкой в точном соответствии с рельефом; в самом низком месте, в центре пересечения радиальной паутинки канавок, почти незаметной сейчас, - углубление: водоём для сбора дождевой воды. Не для хранения воды, как во многих других местах, где построены для этого впечатляющего размера водосборники-цистерны, а только и всего лишь - для сбора. Потом приходили женщины или рабы и разбирали воду по домам, где каждый и хранил её дальше, как бог на душу положит.
Как же так, возможно, спросите вы? Ведь сейчас в этом углублении расположен мощный, глубоченный, выложенный камнем колодец-цистерна.
Расположен. Только вот 5 тысяч лет назад его там не было. Его выкопали спустя множество лет обитатели крепости на холме, о которой мы поговорим позже. А раскопала его, как и весь нижний город, археолог Рут Амиран, и эти раскопки стали её звёздным часом.
Дома в Городе были стандартными. Этот тип сейчас в археологии так и называют - "арадский дом". Причём, и дома простых жителей, и дома знати, и даже храмы - это всё "арадские дома": прямоугольные, с двориком и хозяйственными пристройками, без окон, из грязевых кирпичей, с колонной в центре единственной комнаты, с дверью, открывавшейся непременно в левую сторону и обращённой непременно на восток, ну, в крайнем случае, на север или юг, если топография не позволяла по-другому, но никогда - на запад. Запад - сторона дъявола, колдовская, недобрая... Так вот, всё это - те же "арадские дома", разница только в размерах.
Словом, Город строили "по генплану", а значит - в ограниченный отрезок времени. Почему? Кто? В Тель-Шеве, например, это понятно. Там было не столько жильё, сколько гарнизон. Может и здесь тоже - такой форпост на краю пустыни? Чей?
Кстати, взгляните на полукруглые башни на фотографии. Они относятся к более позднему периоду в жизни Города и являются передовым достижением военной мысли того времени. Из этих башен открывался обзор почти на 365 градусов, и ставили их вдоль стен неравномерно - чем опасность больше, тем гуще. Особенно густо такие башни стояли у ворот.
Стена тогда, когда Город был жив, выглядела не так:
Только нижние ряды были каменными, всё остальное - грязевые кирпичи. Просто создатели археологического парка поняли, что реставрированные кирпичи долго не протянут, и заменили их на каменную кладку.
Что за люди жили в Городе? Что за народ? Чем занимались здесь, в пустыне?
"...он неотрывно смотрел вдаль, на горы.- Глядишь на лестницу и думаешь: а как по ней ходили..., какие они были с виду?... И воображаешь себе этакий маленький призрак, воспоминание. Вполне естественно. Это всё фантазия. - Он помолчал.- Надеюсь, ты не забирался в эти развалины и не рыскал там?"...
Видимо, жители Города воинственностью не отличались, хоть и умели за себя постоять. Торговали, причём торговали серьёзно. В Городе при раскопках было найдено множество вещей и вещиц египетского происхождения, а в Египте - сосуды из глины из окрестностей Города. Значит, тут была последняя станция на длинном караванном пути через пустыню. Рынок. Мастерские ремесленников. Последняя возможность отдохнуть, вымыться, принести жертву богам. Сходить к гулящим женщинам (не смейтесь, дело серьёзное; недаром на иврите слово "зона" - "шлюха" - от того же корня, что и "мазон" - "пища". Древние однозначно считали удовлетворение сих потребностей не менее важным делом, чем трапеза).
Местных племён-соседей, видимо, не сильно опасались, жили в дружбе. Откуда мы это можем знать? В стене оставлены проёмы, по размеру точно подходящие для прохода одного человека с небольшой поклажей. Представляете, такие разрывы в системе оборонительных укреплений. Чтобы жителям не тащиться по жаре в обход до ближайщих ворот, чтобы крестьянам удобнее проходить на свои поля за стенами, а вечером возвращаться домой. Они называются на иврите "пишпашим". Удобно! А в случае действительной опасности "пишпашим" можно быстренько заложить камнями и глиной, и стена - целёхонька.
..."Дул ветер, словно хотел развеять их в пыль"...
Почему люди оставили Город? Война? Нет. Точно - нет. Во-первых, "пишпашим" остались незаложенными. Во-вторых, грязевые стены Города и отдельных домов не были разрушены. Их просто смыло дождём, развеяло ветром. Что же случилось?
Некого спросить... Вот уже пять тысяч лет, как - некого.
И ещё одна загадка. В Городе и в его окрестностях археологи не нашли... кладбища.
"...холмы, реки, моря - у всего этого были имена, но для пришельцев всё оставалось безымянным... Горы рассыпались, моря пересохли, города обратились в развалины. И всё же земляне втайне чувствовали себя виноватыми, когда давали новые названия этим древним холмам и долинам"...
Те, кто дал новые названия, конечно, пришли. Где-то около трёх тысяч лет назад, веке в 10-м. На холме на древним Городом царские чиновники и солдаты построили крепость, внизу выкопали колодец-водосборник. И стали охранять дорогу на Иерусалим тут, в пустыне.
Отрезанные от тогдашнего цивилизованного мира, словно заброшенные на Марс, они даже в храмовые праздники не могли оставить свой пост. И построили тут, в крепости на холме, храм.
А теперь - внимание! Кто-то из наших современников видел въяве Первый Храм в Иерусалиме? Нет, конечно. Он разрушен в 6-м в. до н.э.
А вот храм в Араде - СОВРЕМЕННИК ПЕРВОГО ХРАМА!!! Живой! Настоящий!
С алтарём, на котором коаним проводили процедуры жертвоприношения:
Со "святая святых"- двиром, с камнем, на который укладывали "жертвы мирные" и "жертвы всесожжения":
Стоп, стоп, стоп! Что за ерунда? Ведь были же две религиозные реформы в стране, реформы царей Иошиягу и Хизкиягу. Тогда по всему царству разрушались как языческие храмы, так и храмы Единому Богу, но - как бы это выразиться помягче - местного значения. В пользу единого и неповторимого Храма Иерусалимского. Это, конечно же, была больше политическая, нежели религиозная, реформа - просто-напросто проявление стремления к централизации, гражданской и духовной.
Но ПОЧЕМУ ГОСУДАРЕВЫ ЛЮДИ, ЦАРСКИЕ ЧИНОВНИКИ, ОСЛУШАЛИСЬ И НЕ РАЗРУШИЛИ ХРАМ НИ ВО ВРЕМЯ ПЕРВОЙ, НИ ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ РЕФОРМЫ? Как осмелились? Расчитывали, что ревизор не доедет? Это в течение нескольких поколений-то? И коменданты крепости - что, несколько поколений бунтовщиков?
Или имели особое разрешение сохранить храм? Тогда - почему, за какие заслуги?
Снова загадки... Снова и снова.
Ни одного кладбища. Может, они и не умерли, те, 5 тысяч лет назад, и те, 3 тысячи лет назад? Может, они продолжают жить здесь? Эхом, ветром, лисёнком, перебежавшим дорогу автобусу, гекконом на полуразмытых грязевых кирпичах, парой бабочек над древними стенами?
А ветер из пустыни всё дует, дует. Словно пытается выдуть из нас что-то. А может, вдуть...
Точно, как у Брэдбери: "Были они смуглые и золотоглазые"...
И было утро, и был вечер. День четвёртый.