Преображенская церковь города Якутска

Nov 01, 2013 02:17



Градоякутская Спасо-Преображенская церковь была построена и освящена в 1846 году. Главным строителем и попечителем этого храма был якутский купец Михаил Соловьев. Наблюдение за строительством вели епар­хиальные архитекторы. Якутская область входила в то время в сос­тав Иркутской епархии.  Новая Преображенская церковь имела богатое убранство, краси­вый иконостас, в достаточном количестве была оснащена церковной утварью и облачениями (источник текста).


К Преображенской церкви были приписаны несколько якутских сел и священникам приходилось часто выезжать для совершения богослужений и треб в приписные наслега.


Долгое время настоятелем этой церкви был известный миссионер и просветитель протоиерей Дмитрий Хитров, который в 1868 году, после принятия монашества стал первым епископом Якутским и Вилюйским Дионисием.
Епископ Дионисий является автором древних переводов на якут­ский язык Священного Писания, богослужебных и духовно-нрав­ственных книг. Также он является одним из основоположников соз­дания грамматики якутского языка. Периодически Торжественная Литургия в Преображенской церкви совершалась на якутском языке что привлекало в нее множество богомольцев из местного населения.


Рядом с Преображенским храмом находилась деревянная, стройная Ильинская церковь, в которой богослужения совершались в летнее время. Прихожанами Преображенской церкви были и знат­ные горожане и простые якуты. Все они любили свой приходской храм, с которым были связаны все главные события в жизни человека того времени и старались еще более благоукрасить ее. В послереволюционное время Преображенская церковь разделила печальную судьбу многих тысяч храмов по всей России. В 1930 году она была закрыта, разрушена и осквернена. В нем располага­лись всевозможные организации, последней из них была библио­тека. Со временем храм полностью утратил свой первоначальный облик и многие горожане даже не знали, что это полуразрушенное здание - бывший храм Божий.


Возвращение к жизни разоренного храма стало возможным с от­крытием в 1993 году Якутской епархии. На следующий год состоя­лась передача здания бывшего храма епархии. Постепенно началась работа по его возрождению при содействии администрации города Якутска. В полную же меру работы развернулись в юбилейный 2000-й год от Рождества Христова. При участии АК "АЛРОСА" - главного спонсора, строительства силами строительного комитета епархии почти за год была проделана огромная работа по возвращению храма к жизни. Первый молебен в возрождающейся церкви состоялся в новогоднюю ночь под новый 2001 год. Храм вырастал и украшался на глазах горожан буквально ежедневно. На его строи­тельстве работали люди самых разных национальностей. Сверши­лось чудо возрождения святыни - вновь Градоякутская Преображен­ская церковь украшает исторический центр нашего города, высоко сияют в голубом небе ее золотые купола и кресты, далеко разносит­ся торжественный звон ее колоколов, призывая человека к своему Творцу и Богу. Открыты ее двери для людей, которые приходя в храм Божий будут получать освящение, благодать и благословение.












Картина Павла Рыженко. "Страшный суд". Ниже, отрывок из интервью с художником.


- Павел Викторович, почему вы решили обратиться к теме, художественное воплощение которой - высочайшая ответственность мастера, берущегося за осмысление основного библейского постулата - неизбежности для человечества Страшного суда?
- На самом деле это была фреска для Кафедрального собора в Якутии. Она была исполнена по благословению епископа Якутского и Ленского Зосимы. Он попросил меня не просто расписать стену храма в православных традициях живописи XIV-XV веков, но, отталкиваясь от видения Страшного суда русским художником Васнецовым, развить эту тему. Дело в том, что классическая иконография отталкивается от духовного взгляда на событие. Там нет ни пространства, ни времени, ни портретных характеристик, ни страстей. Чтобы ничего не отвлекало от созерцания собственной души. У меня была другая задача. Чтобы человек сам на себя посмотрел со стороны. Молодое поколение сейчас живет в сложном сплетении виртуального и реального миров. Но невозможно прожить жизнь без осознания ее духовной составляющей. И я представил, что уже прозвучала труба архангела. Я открываю глаза. Что я вижу? Именно как бы в реальности, ведь мы будем воскрешены в физическом теле. И я попробовал изобразить происходящее в трехмерном пространстве. Небо настоящее. И вдруг на этом небе - ангелы. На обыкновенном небе, которое мы видим каждый день. Оно похоже на обычное - и не похоже уже. Я потому изобразил самого себя в центре, чтобы каждый мог поставить себя на это место. Я не Бог: Господь надо мною принимает чашу с кровью, пролитую Россией за Господа Иисуса Христа за всю ее историю. Я - человек, со всеми своими грехами, который должен понять сам, где его место - в аду или раю, как он оценивает свое место на высшем чистилище. Только в православной культуре, которой живо веками наше Отечество, есть понятие Страшного суда. Мир страшен своими неправедными законами, далекими от исконных заповедей справедливости. Но ведь есть вера в истинное и мерило Высшего Суда. У человечества нет однозначного понимания греха и правды. Зато есть понятия защиты частной собственности, мнений и т.п. условностей. Мы теряем соль, превращая ее в песок. Мы не нефтью богаты или углем перед Спасителем, а лишь хранением Божьей истины, которая перешла людям в первозданном виде от апостолов. Будет понятие православной Веры - будет и что защищать в самом высоком смысле этого слова. Но именно Христос проливал кровь свою за человечество. И это ставит православие на космическую высоту осознания мироздания.


- Что же в вашем представлении есть ад или рай? Каков общий сюжет вашей картины?
- На картине рай условно справа. Это Восток. Ад - слева, как образ Запада, с его поистине двойной моралью. С правой стороны у меня на холм взбирается как бы сама Русь, с ее мучениками. Я показал там и реальные личности - например, Дмитрия Донского, Преподобного Серафима. Там есть матрос с «Курска», простой парень, который мог и выпить, сквернословить, но в момент познания истины ценой своей жизни земной остановил реактор. Это обобщенный образ простого человека, который, когда надо, грудью закроет ближнего своего. Поэтому на картине можно увидеть воинов, проливших кровь за Веру, за возможность нашу жить в Отечестве, любить, строить, продолжать жизнь. Там есть и герой нашего времени - солдат Женя Родионов, которого почитают представители разных религиозных конфессий. Он не просто отказался снять православный крест. Он его поныне достойно несет за всех нас. Моя цель и была показать, как человек САМ СЕБЯ взвешивает на небесных весах. Это шествие к престолу Господню и некое понятие крестного хода. Сейчас приходит осознание необходимости таких вот шествий в действительности. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в мае 2007 года началась Международная духовно-просветительская программа «Под звездою Богородицы», посвященная историческому событию - восстановлению единства Русской Православной Церкви.


- Такое резкое деление: Восток - рай, Запад - ад. С чем это связано? И почему на стороне ада - известная статуя Свободы?
- Грешники есть везде. Кристально чистых людей нет вообще. Но нельзя размывать понятия Добра и Зла. Иметь массу оправданий греха, даже если человек совершает зло. Я даже не говорю о мировых масштабах - как войны, например. Он просто бросает жену с тремя детьми на произвол судьбы. И его оправдывают некими особыми обстоятельствами. Мол, он встретил свою настоящую любовь. Или чем-то подобным. Но ведь зло уже есть. Духовно-нравственная беда в том, что на одно событие люди имеют порой по 20-30 мнений. А значит, на самом деле не имеют ни одного. Но есть же Крест с евангельскими заповедями. И по нему сверяйте и оценивайте свои поступки. Меня одна верующая женщина спросила, почему на картине у ангелов такой строгий взгляд. А он сейчас не может быть иным. Сейчас в мире, в России царит некое благостное затишье. Но это - как перед бурей. Уже сейчас вырывается на улицы городов неуправляемая агрессия. Когда нет единого стержня, рушится конструкция мироздания. Поэтому там, где ад, у меня и высится статуя Свободы с ее лицемерием и вседозволенностью. От чего люди должны быть свободны? Для чего? И падают, уходят в ад, тщетно цепляясь за землю, те, кто решил: ЛЮБОЙ поступок можно оправдать, подвести под него оправдательный закон. Значит, пришло время остановиться и оглядеться: куда идем? Судьба грешника - в руках архангела, который еще не положил на чашу весов свой последний свиток.




















А это фотографии, сделанные в сентябре с.г., когда в Якутск привезли Почаевскую икону Божией Матери, которая является одной из наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других местах. В Почаевской Лавре, древнем оплоте Православия, чудотворная икона пребывает около 400 лет.








фоторепортаж для издательства "Платина" и газеты "Вести Якутии"

религия, Якутск

Previous post Next post
Up