Белых ночей в этих широтах не бывает, но светает, спасибо партии за это, рано, тем более весной. На часах было восемь, глянуть на телефон, подтягивающий время и часовой пояс из местной сети, никто не догадался, а потому наш первый день в Краснодаре начался в пять утра.
По делам нужно было съездить на Кудыкину гору Черкасскую улицу, в типичный район новостроек. Через четыре года лет двадцать здесь будут школы, садики, магазины, поликлиники и фонтаны, как сейчас на Родниках в Нске, а пока что грязь после любого дождя, полтора продуктовых магазина и единственная дорога, ведущая в центр города. Хорошо, что хотя бы детские площадки устраивают сразу.
Кстати, о магазинах. В Краснодаре они отличаются удивительным разнообразием: «Магнит», «Магнит» и «Магнит». Местная сеть работает во всех сегментах продуктового ритейла, и в любом из них напоминает сельпо своеобразной выкладкой и соответствующей квалификацией
персонала. Конечно, другие федеральные сети здесь тоже есть, но «Магнит» их авторитетом числом давит.
На Героев-Разведчиков мы сели в автобус (в Нске «Пазики» и аналоги остались только на загородных маршрутах, а здесь это один из основных видов общественного транспорта) и поехали обратно в центр, знакомиться с краснодарскими пробками. Если в Нске пробки и места их зарождения более-менее четко привязаны ко времени, то в Краснодаре они, такое ощущение, постоянны. У нас была возможность сэкономить на гостинице, но жить при этом на Черкасской, и после пары поездок туда-обратно мы подумали все же о гостинице.
В не очень плотной, как потом выяснилось, пробке мы доехали до улицы Юннатов, встретили здоровенную живую улитку
и через книжную ярмарку размером в квартал вошли в Чистяковскую рощу. Улитку высадили на дереве, рассудив, что зелень лучше асфальта.
Чистяковская роща - и впрямь роща, дубовая. На официальном сайте с некоей гордостью говорят о постсоветских темных временах, когда роща была и вовсе чащей. Сейчас все окультурено, вообще видно, что на украшение краевой столицы от Олимпиады кое-что осталось.
Железный дубовый трон.
Белки.
Замок.
Ангел устал.
Мы планировали провести в Краснодаре и окрестностях неделю, а потому стоило позаботиться о хлебе насущном, зрелищах и предстоящем отъезде. В поисках первого мы съездили в Мегу, которая вместе с парой других гипермаркетов располагается не на окраине даже, а вовсе за городом, в Адыгее; должно быть, таковы особенности национального налогообложения и землеотвода. Конечно, едален на улицах Краснодара много, одна из сетей кофе-на-вынос вообще тесно интегрирована с остановками транспорта, но уличной едой Масю просто так не покормишь, оттого и закупились продуктами, из которых можно готовить в гостинице. Выяснилось, кстати, что в крае практически все колбасы-сосиски-сардельки - с молоком. Сою и прочие нехорошие слова на букву Е оно, конечно, тоже содержит, но молоко - в обязательном порядке.
Что касается отъезда и зрелищ, вернувшись в центр, мы доехали на трамвайчике до ж/д вокзала, уточнили расписание сухумского поезда.
Вокзал недавно реконструировали, тоже к Олимпиаде, хотя внутри, на первый взгляд, как и автовокзал напротив, бедненько, но чистенько. Однако, в коридорах рейха вокзала скрываются вип-зал, гостиничные номера и комната матери и ребенка с высоченными, 3,5 метра, потолками. И кондиционерами под потолком. Без пультов…
Автобусы до Крыма, для тех, кто едет по единому билету, загружаются на парковке между вокзалами привокзальной площади, все остальные автобусы - там, где положено, на перроне автовокзала.
До Сухума можно доехать и автобусом, но побеждает поезд, все же спать лежа даже в плацкарте комфортнее, чем сидя.
Определившись с отъездом, двигаемся вверх по улице Мира, до собора великомученицы Екатерины, в честь которой и назван был город, а вовсе не в честь скромной политической деятельницы эпохи князя Потемкина, как можно было бы подумать.
Надо сказать, вензель «Е» красуется чуть ли не на каждой скамейке, возможно, местные
православные активисты потребуют в конце концов возвращения городу его исторического облика названия - Екатеринодар. Собор - типичный новодел со светодиодными ангелами и светодиодной же надписью над алтарем «Христос воскресе» (мы были в Краснодаре во время пасхальных празднеств, что длятся до самой Троицы), с колонкой (водосвятной),
с фонтаном (не водосвятным, а обыкновенным) и садом.
Дальше поднимаемся по Седина мимо кованых арт-объектов
и медицинского университета
к Городскому Саду, он же Парк Горького.
Здесь встречаются арт-объекты побессмысленнее и побеспощаднее, например, памятник жертвам гражданской войны. Ну, каска и на Кубани каска, а вот куча каменный цветок рядом с ней - это, оказывается, казачья папаха. И эти люди ругают нашего Ленина на одноименной площади!
И все же культура не чужда аборигенам, в том же парке мы встретили скворечник шкафчик для буккроссинга.
Поднимаемся на колесе обозрения, также украшенном вензелем «Е».
Кабинки закрыты от вечерней прохлады и страха высоты, детям до шести лет нельзя, но нас спокойно пустили.
Аллея парка.
Вид на центр города.
Кубань и промзоны.
Сверху замечаем фонтан с пупсиками
и памятник доброму ангелу Мира, несущему, соответственно, мир и покой, и вечный покой тем, кто с этим не согласен.
Дальше по аллее парка выходим к беседке на возвышении, с которого очень удобно съезжать на скейте сбегать паркуром фотографировать брачующихся окрестности.
Из беседки видна колоннада, подходящая для той же цели.
Мимо фонтана спускаемся к пруду с уточками, гусями и голубями.
Вдоль всего этого природного уголка ходят, довольно часто и шустро, трамвайчики.
На трамвайчике мы и доезжаем до Горького, поближе к гостинице. Улицы в центре Краснодара узкие и длинные…
Продолжение следует...