До Сухума мы добирались через Сочи, а до Сочи - S7 с пересадкой в Москве по распродажным билетам, купленным в январе. Причем тогда, в январе, Турция на май получалась существенно дороже Абхазии, а в апреле мы слегка покусали себе локти, ибо Турция стараниями партии, правительства и прочих госдепов подешевела до несущественной разницы.
С пересадкой мы все летели впервые, и по отзывам ожидали от S7 какой-нибудь мелкой пакости. Ожидания оправдались частично - первая часть путешествия прошла хорошо, стартовали из Нска вовремя, и в Домодедово сели вовремя, и кормили в самолете хорошо, но уже в Домодедово мы уперлись в принцип одного окна при досмотре транзитных пассажиров (администрация аэропорта получает свою порцию лучей бескорыстной любви). Хорошо, что мы отрегистрировались до конечного пункта, и багаж должны были получать только в Адлере. Потом была задержка с вылетом на 45 минут "по распоряжению диспетчера", нас покатали по рулежке и подержали в салоне, который, кстати, был полон детишек, и Майя была одной из самых спокойных. Наконец, перед посадкой мы 20 минут нарезали круги "в режиме ожидания". Совокупная задержка составила почти 2 часа, так что, хоть перевозчик и не виноват, но осадочек остался.
По сравнению с Домодедово, границу мы прошли без задержек, хотя в очереди машин и пришлось постоять, и водитель Сахо довез нас до домика в районе сухумского маяка, куда нас пригласила давняя знакомая Оксаны Света. По пути, я был слегка удивлен свободной трактовкой ПДД водителями по ту сторону границы, независимо от регистрационного номера, но Сахо ехал аккуратно, если б не курил, цены б ему не было.
Дорога нас порядком измотала, поэтому вечером нас хватило только на короткую прогулку к берегу моря
и тому самому маяку, спроектированному создателями Эйфелевой башни. Конечно, маяк построен в более традиционном стиле, но, кстати, он все еще действует.
Затем мы зашли в магазин-пекарню купить лаваш, а заодно изучить процесс приготовления. Повара оказались хорошими дружелюбными людьми, а лаваш вкусным даже наутро в холодном виде, и, что важнее, съедобным для Маси.
Ночь на новом месте всегда тяжело проходит, а тут еще и акклиматизация, и бешеный соседский петух. Первый раз певец продрал глотку часа в 2 ночи, а к 5 утра я задумался, в каком виде этот Феникс больше понравится дочурке - в качестве основы для супчика или тушеным в пиве?
Встали мы, впрочем, не с петухами, а под переливы певчих дроздов, сели в маршрутку (10 р) и поехали погулять по набережной. Выйти к ней можно из центра, по недавно уложенному асфальту через парк Славы, например.
Мы же пошли другим путем, от здания
Сухумприбора с печатью разрухи и субаренды на фасаде. Поэтому первое впечатление от знакомства с Сухумом напомнило наш приезд в поселок Хужир, столицу острова Ольхон на Байкале, с его непересыхающей лужей, увековеченной даже в иностранных путеводителях. Еще разок покусав локти на предмет Турции, пошли мы гулять по набережной, сначала туда, туда, туда, потом обратно, обратно, обратно...
Море здесь уже сравнительно теплое и сравнительно чистое, пляжи галечные, встречается мелкий песок. И - развалины и запустение, пока не дойдешь до мест, которые уже восстанавливаются.
Это сочетание "
здесь развалины, а здесь мы подкрасим, люди ведь ходят" вообще характерно для Сухума и других некогда знаменитых курортов Абхазии, через которые мы по пути проезжали. Понятно, что восстановление идет за счет туризма и ради туризма как основного источника дохода. С другой стороны, не слишком навязчивый сервис в сочетании с не самыми гуманными ценами в какой-то степени отсекают особей вида "
руссо туристо".
Туристическая часть набережной начинается в районе знаменитой кофейни Брехаловки (ну или заканчивается, смотря откуда считать). Четверть века назад Гудаута запомнилась мне хорошим кофе, который тогда варили на песке чуть ли не на каждом углу. Так вот, и теперь в сухумских кофейнях варят тот самый, знакомый с детства вкус, разумеется, с непривычной для человека эпохи кофемашин гущей.
Покончив с кофе (а Мася - с бананом), мы пошли дальше по цивильной части набережной, в двух шагах от Брехаловки найдя памятник пингвину,
а чуть дальше - Чику с курицей и неизвестной девочке с граммофоном.
По поводу Чика отсылаю вас к хорошему советскому абхазскому писателю
Фазилю Искандеру (кстати, рассказ про курицу я таки не смог припомнить, но и читал я Искандера помледний раз лет 15 тому назад), а девочку с граммофоном возвели на средства местного сотового оператора Аквафон.
Зашли покормить ребенка в ресторан "
Нартаа". Конечно, цены по-ресторанному завышены, но по сравнению с Нском показались нам вполне вменяемыми. Однако же, покушали мы на 800 р (что нас слегка удивило, мы ведь еще не были в Сочи, ха-ха!), из них часть пришлась на хачапури-лодочки, которые мы съели затем на ужин.
Поскольку время было полуденным, на пятачке напротив ресторана стали собираться в поисках жертв цыганки. Такое количество цыган на кубометр пространства я видел разве что в районе ЦУМа, да и то они давно перестали там охотиться. И что характерно, при ребенке достоверно объяснить,
куда именно должны отправиться все эти цыгане со своими фокусами, весьма сложно, дабы случайно не расширить словарный запас сверх положенного по возрасту. Местные жители, впрочем, цыган тоже не сильно любят, ибо сохраняют за собой священное право обмануть лоха туриста, если он сам того желает.
После обеда нам встретилось свежеотреставрированное (с остатками строительного мусора в укромных уголках) здание Драматического театра с бюстами в нишах, ванной, гостиной, фонтаном в традициях сталинского барокко и садом.
Что касается местных садов, даже в самых заброшенных встречаются розовые кусты размеров, до которых они в Сибири не вырастают в принципе, не говоря уже о пальмах, кипарисах и туях. Пихты здесь тоже странные, непохожи ни на сибирские, ни на турецкие, но они хотя бы эндемики, в отличие от упомянутых пальм, кипарисов и эвкалиптов.
К концу нашей прогулки мы наконец-то озаботились еще одним из обязательных пунктов сегодняшней программы, а именно положить денег на выданную нам сим-карту Аквафона, или купить свою. Проще оказался последний вариант, ибо однозначно сказать нам, когда додут деньги, и как настроить обыкновенный китайский российский ведрофон для работы с этим оператором, дилеры Аквафона нам объяснить не смогли. С новой симкой мы наконец-то сориентировались на местности, сели в автобус (10 р) и отправились к себе на Маяк.
Продолжение следует...