Похоже, у нас в семье складывается еще одна традиция: раз в год поздней осенью мы с дочерью ходим в оперу. Не по зову сердца, а токмо волею пославшей нас музыковеда: в первой четверти в курсе сольфеджио дочь проходила «Евгения Онегина», и было настоятельно рекомендовано сходить на спектакль
Так мы в субботу попали на премьеру, свежую, горячую: первое представление со звездным составом давали накануне, в пятницу. «Онегина» в НГАТОИБ ставили, и неоднократно, но вот в НОВАТе - впервые
Дочь-подросток, которая не любит опаздывать - страшная сила (вся в меня). Поэтому в театре мы очутились с хорошим запасом времени, чтобы увидеть его почти без людей
И Чайковский пока еще скучает в одиночестве. Минут через десять к нему начнется паломничество - каждый желает фото с автором
НОВАТ, хоть и не сильно доступен по ценам, особенно на свежие постановки, пытается быть ближе к массам: капельдинеры теперь не во фраках и вообще не в костюмах, а в форменных джемперах
А среди мерча появились и футболки
В музее театра на третьем этаже чуть-чуть обновилась постоянная экспозиция
Среди подарков выставили те, что раньше не показывали. И, похоже, это дары от китайских делегаций прошлого века
Как обычно, временная экспозиция по левой стороне куда интереснее. В этот раз здесь проходит выставка поделок учащихся детской школы искусств № 17 к юбилею театра. Впрочем, сами поделки с оперой и балетом связаны весьма не прямо. Ну ладно, Гоголя-то ставить любят, хотя бы «Ревизора», но Маяковский? Вот вы видели балет «Облако в штанах»? А интересно было бы взглянуть
У тех, кто расставлял статуэтки на полках, было своеобразное чувство юмора. Похоже, что Гоголя срифмовали с Маяковским, потому что каждый из них был своеобразным в своем безумии поэтом.
Пушкин и сатир тоже в комментариях не нуждаются: наше все любил ходить и направо, и налево, пока не женился
Два поэта, Есенин и Лермонтов: оба сильно повлияли на русскую поэзию, оба обладали склочным характером, и обоих сгубил в конечном итоге алкоголь, но умерли они не от пьянства
Не обошлось и без сказочных персонажей. Если что, это не Гена, это Крокодил Чуковского, хаотичный нейтрал: то Солнце проглочу, то Бармалея
Иван Царевич с отчетливо тюркскими чертами лица, что после монгольского нашествия слегка предсказуемо
Досталось от школьников и мастерам живописи
Спектакль премьерный, а потому по ценам не очень бюджетный. Что ж, нету лучше красоты, чем театр с высоты первого яруса
С другой стороны, в здании есть один нюанс: именно с высокого партера и выше начинается нормальная акустика, такая, что слышно, как в сцене на балу сервируют стол и ставят бокалы. А вот в партере, гда самые дорогие места, есть акустическая яма. Ее, конечно, немного выправляют всякими ухищрениями вроде конструкции фальшпотолка, но изначально здесь был задуман вообще планетарий, поэтому против физики не попрешь: тем, кто хочет показать себя и достаток, приходится немного страдать, слова могут сливаться в кашу
Опять же, сверху и видно все, и к классической скульптуре близко. А еще на галерке встречаются: это вам не «я надену все лучшее сразу»
Зал, кстати, заполнился целиком, даже в ложи кто-то купил билеты ради селфи
Дочь с супругой были в театре на экскурсии, но они почему-то всегда в рабочее время. Так что я немного прогулялся по тайным местам в антракте. И нашел, где прячется проектор: за круглыми отверстиями над этой дверью
А еще на четвертом этаже добавилось музейное пространство, и там организовали выставку картин учащихся ДШИ № 17. Работы, надо сказать, хороши для детей. Вот от этого пляжа так и повеяло импрессионистами
А здесь дирижера явно рисовали с Каца
Экспозиция по истории самого театра пока невелика: те, кто стоял у истоков
Да оригинальная партитура «Царской невесты»
И да, здесь есть фотозона с роялем
и арфой
Что же до самой оперы...
Меня терзали смутные сомнения. Дело в том, что постановщиком спектакля был сам Кехман. Он, конечно, сделал театр красивым и дорогим в бытность директором, а после своего банкротства остался в художественных руководителях. Однако он всегда был в первую очередь бизнесменом, заработавшим сосояние на торговле бананами, а просто любить театр не только как источник денег недостаточно для режиссуры.
Но Кехман смог.
Конечно, в спектакле было много и технических штучек, так популярных в НОВАТе последнее время: фронт-проекция, рир-проекция, что в сочетании с физическими декорациями смотрится классно
Но в первую очередь очень качественно были поставлены массовые сцены (а в «Онегине» это балы). С галерки ты видишь сцену целиком и обращаешь внимание на мелочи. Так вот, ошибок в мелочах не было ни одной. Все персонажи оказывались в нужное время, в нужном месте, с нужным действием. В общем-то, все равно что ансамбль, это я как отец музыканта говорю.
И то самое странное чувство, когда текст и сюжет ты знаешь почти наизусть: за без малого двести лет роман разошелся на искрометные мемы чуть менее чем полностью
Пожалуй, странным было только сценическое решение дуэли Онегина и Ленского: по команде «Сходитесь» те пошли, наоборот, расходиться, а пистолетов не было вообще, только звук и вспышка. Зато сама смерть была обыграна локальным затемнением (именно той четверти сцены, где стоял Ленский), и на героя опустиось с высоты черное покрывало. Нуарненько так получилось
Снимать, конечно, было нельзя, капельдинеры бдили и требовали немедленно засветить пленку. Ну что ж, копирайт - так копирайт.
А ребенку понравилось сидеть высоко и глядеть, хочет теперь и на другие спектакли такие же места. Правда, она все же не поняла часть сюжета, ну так и проходить первоисточник они будут только в следующем году.