При советской власти было принято планировать вдолгую. Потому и линий новосибирского метро должно было чуть более, чем две. Но вышло, как всегда, и у нас всего две пересадочные станции. Но если одна из них, «Красный проспект», скорее функциональна, то расположенная под ней «Сибирская» еще и третья по красоте после «Речного вокзала» и «Гагаринской»
Изначально «Сибирская» называлась «Нарымской» и должна была быть над «Красным проспектом». Но пришлось оптимизировать, и «Сибирская» стала самой глубокой станцией Новосибирска и, на двадцать лет, конечной станцией Дзержинской линии.
И одной из легендарных.
По традиции, строительство станции вели, создавая трудности и затем их героически преодолевая. Коммуникации в центре выносить было дорого, их и не вынесли. А они потом подмывали котлован
Ветка из метродепо приходит на Ленинскую линию, поэтому нужна была служебная ветка, соединяющая «Красный проспект» и «Сибирскую». Когда строили эту ветку, на поверхности зашатался
Дом офицеров, что слегка не понравилось ни военным, ни историкам. Пришлось строить ветку не открытым способом, а щитовым, как тоннели метро.
Но интереснее всего история появления длинного извилистого перехода
Он должен был быть прямым и коротким. Но на этот раз помешала канализация. Переход проложили вручную в обход Дворца бракосочетаний.
На самом деле, в него можно даже не спускаться, а пройти через вестибюль «Красного проспекта». Но и спустившись, мы уже не замечаем, что стены-то отделаны пусть без рисунка, но красиво. Их и не закрывают особо, разве что социальной рекламой
Но настоящая красота ждет, внезапно, на самой станции
Когда открыли две станции Дзержинской линии, стало удобнее добираться до вокзала. Пусть сперва работал только один туннель, и поезд ходил челноком
И вот, постоянно спускаясь сюда, постепенно перестаешь замечать флорентийскую мозаику на стенах
Я открыл для себя эти картины заново, когда готовил материал для цикла о новосибирском метро. Мы с дочерью проехали тогда все станции, и я настолько привык к утилитарности младшей линии (на самом деле, рассказ обо всех остальных ее станциях вполне уместится в один репортаж), что впервые окинул «Сибирскую» взглядом свежего человека
Витражи «Речного вокзала» и звездное небо «Гагаринской» куда проще показать без людей, а здесь надо еще и к краю платформы подходить
Все эти панно .посвящены Сибири, и каждое имеет свое название. Но это тот редкий случай, когда пояснение от автора не нужно, чтобы понять смысл картины
Нетрудно ведь догадаться, что перед нами недра
Или цветы
С одной стороны, в наше интересное время это уже можно считать архитектурным излишеством. Но жаль, что такого больше не делают. Даже в столицах.
А мы проедем по короткой и многострадальной Дзержинской линии в поисках ну хоть какой-то красоты в эпоху пользы