Объясняю этим балбесам, объясняю, уже и сам начинаю понимать, а они все не понимают
Немало искрометного преподавательского юмора посвящено трудностям несения света истины в студенческие массы. Безусловно, одна из причин в том, что многим студентам более интересны корочки, а не знания.
Но речь не только о студентах.
В прежней жизни мне многих приходилось обучать, но именно студентов - ни разу, хоть и проработал почти 10 лет в стенах вуза
И основная проблема все та же: как донести и вложить мысль в головы слушателей, чтобы она тут же не выпала обратно?
Аудитория бывает разная: эксплуатирующий персонал, диспетчеры, в нынешней реальности - админы и веб-разработчики, но есть между ними кое-что общее.
То, что ты рассказываешь, им на самом деле не нужно. Ну или они так считают. Никто не предполагает, что придется один на один работать с этой шайтан-железкой, или с этим софтом. При современном разделении труда найдется специально обученный человек, которому можно будет это делегировать.
При этом обучаемый часто забывает, что он и есть тот самый специально обученный человек. Либо станет им по окончании курса, или когда получит подробный ответ на форуме.
Однако его руководители об этом помнят. Вот и боится специально обученный человек, оказавшись в этом статусе, сделать что-нибудь не так, ведь ответственность будет именно на нем.
А потому единственный подход к обучению такой: делить задачу на элементарнейшие куски, и давать четкие пошаговые инструкции на каждый этап: куда нажать, что посмотреть, где повернуть, как собрать логи и даже как их отправить.
И все равно найдется клиент, который сделает что-нибудь не так. И, когда он придет с той же проблемой снова, придется объяснять заново. Live. Die. Repeat
Но это неизбежное зло в преподавании и техподдержке.
Главное: то, что обучаемый должен сделать по инструкции, он должен сделать сам. Так же, как с детьми: показал, как и что, и пусть сам делает.
Иначе не поймет и не запомнит.