Проект «Кикстартер» имеет уникальную особенность. С одной стороны, это исключительно романтическая возможность общения автора с публикой: потребитель отдает деньги лично в руки создателю еще до создания самого произведения. Это если бы вы отдавали в туннеле метро свои деньги музыканту, еще не успевшему вытащить свою гитару из сумки. С другой стороны - это невероятно выгодная для самих создателей система. С уходом от продюсерской зависимости создатель может класть больше денег себе в карман. Естественно, как только «Кикстартер» стал популярным, к нему потянулись все страждущие и уставшие от банальных продюсерских потребностей музыканты, режиссеры, разработчики игр и т.д. Скажу сразу, обычно выходило одно гавно. Действительно удавшиеся (с художественной точки зрения) проекты можно посчитать на пальцах одной руки. Впрочем, это действительно интересный феномен. Вы вкладываете свои кровные во что-либо. Вы теперь не просто надеетесь, что из этого выйдет что-то хорошее. Вы начинаете ощущать на себе какую-то неуместную ответственность за качество продукта! Вы же теперь продюсер на 10$! Непередаваемое ощущение, поверьте мне!
Однако здесь мы будем обсуждать не «Кикстартер». Я вставил эту вводную на всякий случай для тех из вас, кто понятия не имеет, что это такое. А такие есть. И именно вы, дорогие мои, будете играть немаловажную роль в обсуждении нового фильма Зака Браффа (вы его, ребята, знаете как Джей Ди из Клиники). Итак, наш Бэмби познал всю финансовую мощь интернетов и, пользуясь своей репутацией, попросил зрителей дать ему денег, дабы закончить свой новый фильм «Хотел бы я быть здесь». Естественно денег он собрал достаточно. Естественно, фильм был таки снят. Что из этого получилось, сейчас выясним.
Если вы смотрели первый фильм Зака «Страна садов», который он снимал еще в период первых сезонов «Клиники», то уже понимаете, что все его творчество является в какой-то степени автобиографическим. Везде он пытается заниматься самокопательством, где-то жалеет себя, где-то, наоборот, стебется. В общем, типичный такой авторский подход. В «Стране садов» были показаны проблемы 25-летнего молодого человека, утратившего амбиции, разочаровавшегося во взрослой жизни. Новый фильм, снятый 11 лет спустя, показывает нам уже позврослевшего Зака с новыми проблемами - кризисом среднего возраста. Уже одно слово «проблемы» может отпугнуть часть зрителей. Очередная драма? Нет, это трагикомедия. В какие-то моменты Зак пытается пародировать Вуди Аллена, представляющего свои депрессивные мысли с нескрываемой иронией. Выглядит это, кстати, все еще свежо. Шутки над собственной неполноценностью никогда не устареют, ребята, практикуйте их почаще!
Впрочем, Заку все же не удается тонкий уровень иронии Аллена: временами он выглядит слишком топорно и толсто, но отнюдь не недостаточное чувство меры и вкуса главный минус фильма. Дело в том, что в своем самокопании где-то на середине фильма Зак неудержимо срывается в какую-то сентиментальную чехарду, превращая фильм в невероятной степени занудное ванильное мыльное (!) произведение, бесконечно напоминающее какую-то коммерческую рекламу кофе производства США. И делает это Зак осознанно, пытаясь привлечь к себе не только интернет-публику, но и всех остальных (да-да, именно вас я и имел в виду в начале этой рецензии), наивно полагая, что публика на это клюнет. Но этой публике достаточно сложно осознать все те шутки и отсылки, которые режиссер вставлял специально для своих «продюсеров»: тут вам и D&D, и нерды, и Comic-Con. Нет, серьезно, даже в 2014 году преобладающее большинство не смотрит часами в Ютубе репортажи IGN о новых сериалах, фильмах и играх. Все что они знают, это то, что Бэмби снимает сентиментальную мелодраму, на которую нужно сводить девушку, чтобы потом утирать ее слезы нежными поцелуями. А что же «продюсеры»? В какой-то момент они начинают понимать, что попали не на тот фильм. Да, им показали обещанных Шелдона и Терка, и… Снова к затянутым сценам, приправленным неуместными религиозными элементами и бессвязными скачками в описании характера главного героя. Боже мой, я даже выходил в туалет во время сеанса с мыслью, что все равно ничего важного не пропущу! Иными словами, Зак попытался угодить всем, при этом не побоявшись отчаянно жалеть самого себя на экране, но выглядит это откровенно слабо и натянуто.
Сам Зак Брафф изначально упирал на тот факт, что фильм его «не для всех». Главный пиарщик фильма в России, он же Бэдкомедиан, он же Евгений Баженов, и вовсе пытался убедить публику, что: «Это Арт-хаус, не волнуйтесь, если вы что-то не поймете, вы просто не привыкли!». Так вот… Это. Не. Арт-хаус. Если вы хотите увидеть необычное интеллектуальное кино с тонким авторским самокопанием, лучше причаститесь к творчеству Айоади. Потому что фильм «Хотел бы я быть здесь» всего лишь проходная мелодрама, которую мы с вами видели уже тысячу раз. Ничего нового и необычного новое творение Зака Браффа предложить не может.
Click to view
Однако в конце я хочу сделать небольшую оговорку. Я понимаю социальное значение этого фильма. Действительно впервые я видел почти заполненный зал на показе фильма такого формата. Пиар Бэдкомедиана «Поддержите арт-хаус!» в той или иной степени работает. И это играет гораздо большую роль, чем вы думаете. С каждым годом интерес российской публики к немейнстримному кинематографу увядает. Пускай фильм получит в конце просмотра не совсем заслуженные овации от нетребовательной публики. Лучше создать прецедент и возродить умершую в 2000-ых жажду россиян к этому «арт-хаусу». Художникам тоже нужно жить, а не питаться святым духом, что вы создаете, скачивая фильм с рутракера. Ходите в кино. Peace!