112. Плата за страх (Le salaire de la peur) - 1953

Jan 03, 2013 20:01






Помимо японцев в моду также упорно и решительно входили Италия со своими неореализмом и экзистенцией и Франция с новой волной. Европейцы очень любили в послевоенное время заигрывать с социализмом. Быть социалистом означало все равно, что быть хипстером. Ну, сами посудите! По телику вам говорят, какие плохие коммунисты и марксисты, и только буржуазная эксплуатация может спасти пролетарских детей. И тут: вот вам - борющаяся против системы социалистическая философия с кошерным и ванильным Жан Поль Сартром. Ну как тут не податься страдающей западной интеллигенции на подобный политический запретный плод?



Итак, «Плата за страх». Один из ярчайших представителей «нового» французского кино. Притом, ничего нового (кроме заигрывания с социализмом) лента не приносила. Более того, впоследствии данный фильм будет считаться устаревшим и несостоятельным различными представителями «Новой волны» французского кинематографа. Но неподготовленным голливудским критикам хватало и этого.



Ленту можно условно разделить на 2 части. Скучную «социалистическую» и хардкорную «хичкоковскую». Сначала нам показывают страшную картину буржуазного безобразия, где несчастные пролетарии страдают от отсутствия условий пролетариата (я имею в виду отсутствия работы в местном кишлаке), и что во всем этом виноваты жадные пиндосы. Печаль, скука и уныние наблюдаются в сердцах этих несчастных. А заодно такие же чувства мы наблюдаем у себя. Особенно, когда это настроение растягивается на добрых 45 минут! Но поверьте мне, уважаемые зрители, если вы выдерживаете японский кинематограф, «Плата за страх» покажется вам как минимум «Трансформерами».



Но во второй части… Фильм внезапно просыпается. Собственно начинается основная часть, которой и было посвящено название фильма. Содержание следующее: четверым несчастным пролетариям (точнее, трем пролетариям и одному маргиналу) предложили опасную работу. Доставить кучу ящиков нитроглицерина в обыкновенных грузовиках по мексиканскому внедорожью. В итоге мы имеем: саспенс в каждой сцене, много эмоций, разрушение личностей под давлением страха и прочие няшности. В общем, фильм внезапно переходит в разряд «маст лук». Серьезно, такого интереса к фильму (особенно после ужасно нудной первой части) я никак не ожидал. Режиссер Клузо настолько умело использует сценарий и актерскую игру, что заставляет самого зрителя представить себя пятым перевозчиком взрывчатки. Это даже уже не Хичкок… Альфред так не издевался над своими героями и зрителями. Однако Клузо беспощадно срывает покровы над буржуями, психологией, человеческой сущностью и прочими любимыми темами посмодерна в целом.



Тем не менее, впечатление от фильма портит концовка. Она тупа и как-то наигранна. Но суть фильма не в общем впечатлении. Ленту просто приятно смотреть. Она интересна,  захватывающа и кое-где проникновенна. По сути, сюжет и мораль избиты уже всеми кому не лень. Но насколько качественно здесь показаны эти темы. Насколько качественно сделан сам фильм. Несмотря на затянутость первой части, я все равно советую посмотреть «Плату за страх». Здесь Клузо даже круче Хичкока.



Следующий фильм: 

image Click to view



1953

Previous post Next post
Up