Помню как давным-давно в школе, когда нас заставляли писать эссе\сочинения по литературе на темы нами прочитанных литературных произведений, я создавал полнейшую околесицу с тоннами пустой лицемерной морали. Не то чтобы я верил, что быть Базаровым и Печориным это очень и очень плохо… Нет, я просто тупо врал. В действительности я считал, что большинство произведений русской классики - высеры скучающих мажоров. Однако и были жемчужины типа Достоевского и Толстого. Сегодня мы рассмотрим японскую(!) экранизацию «Смерти Ивана Ильича» Льва Толстого под режиссурой знаменитого Акиры Куросавы.
Среди прочих произведений русской литературы XIX века проскальзывала тема бюрократии и чиновников. Везде она гиперболизировалась до предела (будто классики предугадывали, для какой целевой аудитории будут предназначены их творения). Чиновники были представлены абсолютно замкнутыми, занимающимися полнейшей рутиной, говорящими пару реплик в день. Существуют или существовали ли такие особи в реальной жизни? Наверняка да, но вряд ли они представляли собой какую-либо тенденцию, чтобы проецировать на них проблему в литературе. Тем не менее, данный фильм (как и литературный первоисточник) именно этим и занимается.
Фильм начинается с трагикомичной сатиры. Нам показывают насколько тяжело что-либо продвинуть в консервативной японской бюрократической машине. Затем сюжет переключается на главного героя, чиновника абсолютно замкнутого… Ну и так далее, как я уже писал выше. У него проблемы с семьей, с работниками, со всем мирозданием. Точнее, проблема заключается в том, что у него никакого отношения ко всему этому вообще нет. Но тут внезапно (!) у несчастного обнаруживается рак желудка. И вместо того, чтобы на манер Гомера Симпсона создать список вещей, которые он должен успеть сделать, или подобно героям «Достучаться до небес» увидеть океан, старик впадает в хандру (да ладно! это же психологически невозможно!). Всю добрую половину фильма нам показывают типичную японскую депрессуху. «Японская» составляющая заключается в… невероятно большой медлительности. Насколько вы знаете, фильмы Куросавы отличаются большим динамизмом, насколько это возможно в кинематографе Страны Восходящего Солнца. Но даже с такой скоростью фильм смотреть (особенно первую его часть) довольно трудно.
В общем, старик мееееееедленно умирает и прощается с жизнью. За это время он успевает нажираться, кутить с каким-то местным маргиналом, вконец посраться с сыном, мутить с бабой в 3 раза младше его, ну и т.д. Во второй половине фильм старик внезапно помирает и нам показывают его поминки в стиле «12 разгневанных мужчин», где его коллеги-сослуживцы обсуждают его последние дни. А обсуждать есть что: задумав напоследок оставить свой след в… кхм… истории, старик решает построить детскую площадку. После этого старика все стали считать героем №1, местный вице-мэр незаслуженно присвоил себе этот поступок во имя лишних голосов на выборах. Таким образом, чиновники срутся по этому поводу. Местные мамы играющих на площадке детей рыдают у его фотографии, семью озаряет насколько у них хороший папа и т.д. Да… Видимо, в послевоенной Японии действительно было настолько все херово, что поводом такого эпичного срача стала маленькая детская площадка в одном из двориков большого города. Хотя подобные ситуации до сих пор можно наблюдать за 101-ым км от Москвы, чего уж говорить.
Вторая половина сама по себе гораздо интереснее первой. Во-первых, здесь говорят чаще и динамичнее, иногда даже орут! Во-вторых, оригинально. Ну, действительно, не каждый раз увидишь, когда люди с серьезным лицом говорят вслух, что физически невозможно пробить через вышестоящие инстанции постройку одной детской площадки. Плюс многие критики положительно отзываются о таком условном делении фильма на 2 части. Ну, естественно, по крайней мере такой резкий переход помогает проснуться.
Итак, смотреть или нет? Фильм - очень неплохой и таки заставляет думать по крайней мере о том, что вместо того, чтобы сидеть за этим нудным двухчасовым фильмом, лучше бы пошел сделал доброе дело в своем жилом дворе. Но с другой стороны, чего еще вы хотели от японского кинематографа? В те времена снимали только два типа кино в той стране: знакомящие нас с чужой культурой полуисторические ленты и экзистенциальные экранизации. И те, и другие станут для вас пыткой, если вы далеки от японского народа. На крайний случай вы должны быть анимешниками. Но для полного счастья вы просто должны любить кино.
И еще... Финальная сцена на качелях - одна из самых красивых, что я видел
Click to view
В следующий раз будем обозревать...