Click to view
Всем привет!
Помню, я обещал видео показать. Показываю. Это коротенький фрагмент об осмотре маток и ягнят. Ягнята осматриваются перед отправкой в Москву, овцематки - попутно. Сейчас постараюсь хоть и коротко, но обстоятельно рассказать об этом процессе:
Первое: всех животных нужно периодически осматривать. Это касается не только овец, ягнят и баранов, а всех. И КРС, и птицу. Даже кошек надо осматривать. А раз уж я занимаюсь овцеводством - отару нужно осматривать в два, а то и в три раза чаще положенного. Думаю, что тут всё логично и понятно, на этом пункте заострять внимание не обязательно.
Второе: перед отправкой всего поголовья или его части, независимо от места отправления животных (межрегиональная транспортировка или внутрирайонная), фермер обязан получить от районной Службы по Борьбе с Болезнями Животных при Государственной Ветеринарной Службе разрешение. Это Ветеринарное Свидетельство формы №1 или формы №4 (в зависимости от пункта назначения и целей транспортировки). Такое Вет. Свидетельство - документ строгой отчетности государственного образца. В нём вся информация, к нему есть приложение, где указана конкретика по транспортируемому составу скота - количество, половой и возрастной состав, номера бирок, татуировок или клейма каждого животного. Без такого Вет. Свидетельства далеко не уедешь.
Третье: для получения Вет. Свидетельства необходимо поставить планируемое к отправке поголовье на карантин. Карантин - это изоляция животных от основной отары, забор крови ветеринаром за месяц до отправки (в случае межрегиональной отправки), анализы и общий осмотр. Если всё в порядке - можно в путь! Видео снято как раз в «карантинной» калде. Там помещается до 200 голов. Когда там свободно, туда мы отсаживаем овец с совсем маленькими ягнятами, делая им отдельные «зоны покоя». Всё остальное поголовье, кроме подготовленных к отправке животных и окотных овцематок, гуляет на выпасе с чабаном. Кстати, помните, я
про чабана рассказывал. Скажите, интересна и познавательна ли подобного рода информация?
Четвёртое: осмотр, забор крови, клеймение ягнят и баранов ветеринаром - процедура не из дешёвых. Транспортировка и сопровождение до Москвы - тоже. Поэтому всё нужно рассчитать и подготовить. Нужно понимать, какое именно количество баранов отправится на бойню в Подмосковье. Нужно понимать, сколько из общего количества отправляемых голов будет ягнят, а сколько баранов. Нужно анализировать и прогнозировать продажи. Нужно страховать риски. Поэтому отправить голов больше или меньше необходимого количества - непозволительная роскошь. А также нельзя отправить "некондицию" - худых животных. Они и так похудеют в дороге и в первое время пребывания на бойне, поэтому отправлять в Москву нужно как минимум хорошо упитанных животных. Для этого нужен осмотр.
Пятое: итак, чего, собственно, смотрим. Я проверяю упитанность ягнят. Для этого смотрю рёбра и корейку в области седла. Это места, которые являются "показательными" и тактильно доступными для оценки упитанности. Оцениваю упитанность по 5-бальной шкале. Ягнята, которых осматривал на этом видео, почти все получили оценку "4" или "5". Также осматриваю животных на предмет болезней. Попалось 3 ягнёнка с больными суставами (на видео есть один - который лежал), они хромали, и их общее состояние было неудовлетворительным, поэтому упитанность, к сожалению, была на "единичку". Разумеется, они в Москву не поехали и остались на ферме для лечения. Всего-навсего проблемы с суставами из-за ушибов или нехватки кальция, но везти таких ягнят на бойню нельзя - им будет сложно перенести дорогу и они непригодны для мясной реализации. Ещё при осмотре я визуально определяю их вес. Опыт пришёл быстро, и сейчас я ошибаюсь максимум на 1 килограмм. Понимание суммарного мясного выхода отправляемой партии даёт мне возможность прогнозирования размера прибыли от реализации. Это важно - деньги, как известно, любят счёт. А в контексте сельскохозяйственной деятельности деньги не только любят, а буквально требуют счёт и пересчёт. Уж очень много нюансов и тонкостей, о которых я постараюсь с течением времени рассказать на страницах своего журнала.
Ещё некоторое количество информации по теме:
Пока ягнята и бараны стоят на вет.карантине для получения Сертификата, идёт процесс "докорма" - животных дополнительно кормят злаковыми и кукурузой.
Я рассказал о документах, необходимых для транспортировки. Еще нужна выписка из похозяйственной книги
администрации сельсовета. А ещё на каждом посту ГИБДД, увы, нужны 200-300 рублей. Даже если все документы в порядке. В такой стране живём...
Овец, ягнят и баранов нужно транспортировать спецтранспортом. Это, как правило, специально оборудованная ГАЗель с двухуровневым кунгом или также оборудованный КамАз. В ГАЗель помещается в среднем 70 голов, в КамАз - порядка 500-700. Я сейчас подумываю о покупке небольшого прицепа для перевозки лошадей - в него сможет поместиться порядка 8-10 голов ягнят или 5-6 больших баранов. С таким прицепом можно внепланово довозить небольшое количество животных на бойню, что несколько оптимизирует затраты и процесс транспортировки.