Описывая экономические системы древнегреческих полисов, мы использовали термины «социализм» и «капитализм», тогда как в привычной для нас марксистской схеме периодизации истории данная эпоха относится к рабовладельческому обществу. Прежде чем обосновывать такой подход, определим, что именно мы будем понимать под социализмом, коммунизмом и
(
Read more... )
На мой взгляд есть просто адаптация обществом им же порождаемых идей и технологий. Понятно, она шла стихийно, ибо какое планирование может быть у прямых наследников обезьян? Но постепенно сформировался костяк "общепринятых" правил в виде вождя и его приближённых, которые и задавали правила. С вождём человек получил эффективность. А дальше всё опять стихийно вращалось вокруг повышения этой эффективности. Постепенно эффективность вождистской системы достигла максимума для того уровня знаний, наступил застой, начались бунты и прочие неприятности. В некоторых регионах такие "стимулы" к развитию вытолкнули наверх идею "свободного зарабатывания". Ну и опять пошло развитие эффективности, но на этот раз уже эффективности зарабатывания. При этом вождизм не умер, но вполне сочетался с зарабатыванием. Плюс религиозные и другие идеи (что достойно свободного гражданина Греции?) внесли свой вклад. Суммарно в обществе параллельно развивался и капитализм (зарабатывание) и вождизм (феодализм с монархиями) и всё прочее. Далее эффективность зарабатывания стала выше эффективности вождизма, ну и всё, песенка королей была спета.
В общем случае распределённая многопоточная система, безусловно, быстрее найдёт эффективный путь, нежели централизованная однопоточная. Просто благодаря на порядки большему количеству перебираемых вариантов. Но эффект масштаба не давал (до изобретения международной банковской сети) подмять королей под буржуев. Затем нужная сеть появилась, обеспечив тем самым превышение масштаба зарабатывания над масштабом вождистских систем. Далее вождизм тихо ликвидировали.
Но распределённые системы бывают не только с финансовыми стимулами в своей основе. Финансовый подход к построению системы максимизирует далеко не то, что нужно большинству. На нынешнем уровне понимания, на мой взгляд, вполне возможно построение эффективных механизмов мотивирования для участия в большой международной сети, превосходящей по эффективности сеть банкиров. Опять мы прорастаем совместно в условиях полу-враждебной господствующей системы. Интернет даёт нам сеть получше банковской. Но пока ещё эффект масштаба на стороне банкиров.
Reply
Leave a comment