Описывая экономические системы древнегреческих полисов, мы использовали термины «социализм» и «капитализм», тогда как в привычной для нас марксистской схеме периодизации истории данная эпоха относится к рабовладельческому обществу. Прежде чем обосновывать такой подход, определим, что именно мы будем понимать под социализмом, коммунизмом и капитализмом.
Начнем с капитализма, поскольку основные признаки этой системы широко обсуждались в научной среде и в целом не вызывают разногласий. Википедия даёт такое определение:
«Капитализм - экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли».
Правда, тут же следует уточнение: «Реальная экономика конкретных стран никогда не основывалась только на частной собственности и не предоставляла полной свободы предпринимательства».
Если следовать этому определению, экономическую систему древнегреческих Афин нельзя причислить к капитализму, так как не было юридического равенства между рабами и свободными. Тогда необходимым условием капитализма нужно признать свободный труд. Именно по этому пути пошёл Маркс, рассматривая классовую борьбу и формы принуждения трудящихся как основной принцип классификации исторического процесса. Возникновение капитализма в Европе по Марксу выглядит так: сначала в результате промышленной революции набирают силу новые классы - буржуазия и пролетариат, а окончательное оформление капитализма происходит с победой буржуазных революций.
Позднее многие ученые, исследуя всю совокупность признаков капитализма, пришли к заключению, что эта экономическая система возникла в Европе раньше, чем произошла промышленная революция и, соответственно, появился пролетариат как значимый общественный класс. Наиболее последовательно эту точку зрения изложил и обосновал Иммануэль Валлерстайн - американский социолог и один из ведущих представителей современной левой общественной мысли. Валлерстайн - один из основателей мир-системного анализа, теории, которой в настоящее время придерживается большинство российских исследователей демографических циклов. В некотором роде мир-системный анализ выступает дальнейшим развитием марксизма, поэтому нам стоит подробнее ознакомиться с его основными положениями. Цитаты, приведённые далее, взяты из сборника статей Иммануэля Валлерстайна «Анализ мировых систем и ситуация в современном мире» (издательство «Университетская книга», Санкт-Петербург, 2001).
6.1.1 Признаки капитализма по Валлерстайну
Главным признаком капитализма Валлерстайн считает стремление к увеличению капитала:
«Наиболее фундаментально капитализм определяется тенденцией к бесконечному накоплению капитала».
Вопрос в том, с какого момента эта тенденция начинает отчётливо проявляться. По мнению Валлерстайна, главным механизмом, запускающим процесс «бесконечного накопления», служит развитие международной торговли и становление системы международного разделения труда. В свою очередь, как
мы знаем, при международной торговле всегда будут страны, занявшие наиболее выгодные (как правило, технологически передовые) ниши, и страны-аутсайдеры, конкурирующие в низкорентабельных нишах традиционных продуктов. Страны-лидеры не только имеют монопольную прибыль, они же доминируют в международных перевозках и торговле, поэтому, получая львиную долю выгод от международного разделения труда, заинтересованы сохранять сложившийся порядок как можно дольше. Это означает, что
«Единственным видом социальной системы является миросистема, которую мы определяем очень просто - как общность с единой системой разделения труда и множественностью культурных систем. Отсюда логически следует, что могут существовать две разновидности такой миросистемы - с общей политической системой и без нее. Мы можем описать их соответственно как мир-империю и как мир-экономику.
Миры-империи по своей экономической форме в основе были перераспределительными. И лишь с возникновением современного мира-экономики в Европе XVI в. мы видим полное развитие и преобладание рыночной торговли. Это была система, которую называют капитализмом. Капитализм и мироэкономика (то есть единая система разделения труда при политическом и культурном многообразии) являются двумя сторонами монеты. Одна не является причиной другой. Мы просто определяем один и тот же неразделяемый феномен разными характеристиками.
…
В раннем средневековье, конечно же, существовала торговля. Но она была в основном либо «локальной», в районе, который можно рассматривать как «расширенное поместье», или же «дальней», преимущественно предметами роскоши. Не существовало обмена «основными» товарами в районах промежуточной протяженности и, соответственно, производства для таких рынков. Позже в Средние века можно говорить о появлении миров-экономик - один с центром в Венеции и второй - с центром в городах Фландрии и Ганзы. По различным причинам эти структуры сильно пострадали от потрясений (экономических, демографических и экологических) периода 1300-1450 гг. И лишь с созданием европейского разделения труда после 1450 г. капитализм обрел прочные корни.
…
Если капитализм - это способ производства, производства для извлечения прибыли на рынке, тогда мы должны, я полагаю, рассмотреть, существовало или нет такое производство. На самом деле оказывается, что существовало, и в весьма реальной форме. Однако большей частью это не было промышленное производство. То, что происходило в Европе с XVI по XVIII в., может быть описано следующим образом. В большом географическом районе, в Европе от Польши на северо-востоке к западу и юго-западу, а также в значительной части Западного полушария рос мир-экономика с единым разделением труда, внутри которого был мировой рынок, на который люди производили главным образом сельскохозяйственные продукты, чтобы продавать их и получать прибыль. Я бы полагал, что проще всего назвать это аграрным капитализмом.
Это, помимо прочего, разрешает проблему, порожденную неправильным использованием понятия наемного труда как определяющей характеристики капитализма. Индивид не становится в меньшей степени капиталистом, эксплуатирующим труд, если государство помогает ему платить своим работникам низкую зарплату (в том числе и натурой) и отрицает за работником право сменить место занятости. Рабство и так называемое «второе издание крепостного права» не следует оценивать как аномалии в капиталистической системе. Скорее так называемый крепостной в Польше или индеец в испанской энкомьенде в Новой Испании в мире-экономике XVI в. работали на землевладельца, который «платил» им (при всей эвфемистичности этого термина) за производство урожая на продажу. Это отношение, в котором рабочая сила выступает в качестве товара (где это может проявляться сильнее, чем при рабстве?), совершенно отличное от отношения феодального серва к своему сеньеру в Бургундии XI в., где экономика не была ориентирована на мировой рынок и где рабочая сила (именно из-за этого?) ни в каком смысле не покупалась и не продавалась.
Капитализм, таким образом, совершенно точно означает труд как товар. Но в эпоху аграрного капитализма наемный труд - лишь один из способов привлечения и возмещения труда на рынке труда. Рабство, принудительное производство урожая на продажу (мое название для так называемого «второго феодализма»), издольщина и аренда - все это альтернативные способы.
…
Серией случайностей - исторических, экологических, географических - северо-западная Европа оказалась в XVI в. лучше приспособленной, чем другие части Европы, чтобы разнообразить свою сельскохозяйственную специализацию, добавив к этому и кое-какую промышленность (текстиль, кораблестроение, металлообработку). Северо-западная Европа возникла в качестве сердцевинной зоны этого мира-экономики, специализирующейся на сельскохозяйственном производстве, требующем более высокого уровня квалификации, что способствовало развитию аренды и наемного труда как форм контроля над трудом. Восточная Европа и Западное полушарие стали периферийными зонами, специализирующимися на экспорте зерна, драгоценных металлов, дерева, хлопка, сахара - все это благоприятствовало использованию рабства и барщины как форм контроля над трудом.
Таким образом, капитализм использует не только присвоение собственником прибавочной стоимости, производимой работником, но и присвоение зоной сердцевины прибавочной стоимости, производимой в мироэкономике в целом».
6.1.2 Место капитализма в типологии государств
Валлерстайн, так же как и Википедия, говорит о капитализме как экономической системе, подразумевая тем самым возможность его существования при любом государственном (политическом) устройстве. На самом деле политика, конечно, влияет на экономику, и мы попробуем это влияние определить. При этом нужно иметь ввиду, что возможны два уровня рассмотрения проблемы: глобальный (мир-системы) и локальный (одного государства). Мы начнем с локального уровня.
Для установления взаимозависимости между экономикой и политикой воспользуемся введенным нами
ранее деление государств на три типа. Оценим нашу классификацию государств с точки зрения отношения общества к прибавочному продукту (ПП). Это интегральный показатель, который, в свою очередь, состоит из трех параметров: доли насилия в мотивации к производству ПП, распределения ПП между накоплением и потреблением, наконец, равномерности распределения между различными группами выгоды от использования ПП. Наше начальное деление государств на типы может быть описано в рамках первых двух параметров: доли насилия в мотивации к производству ПП и доли ПП, направляемой на накопление. Графически его можно представить следующим образом:
Здесь по горизонтальной оси отложена доля насилия в мотивации к производству прибавочного продукта: левая часть графика относится к добровольной мотивации, правая - к насильственной (как правило, реализуемой посредством государственных институтов). Вертикальная ось отражает долю прибавочного продукта, направляемую на расширение воспроизводства (накопление капитала). Наша начальная типология выделяла три вида государств. Государства, основанные на общественном благе, принуждали к производству ПП, но капитализировали его в виде общественных благ. Следовательно, на схеме они должны занять правый верхний угол.
Государства-стационарные бандиты изъятый насильно ПП потребляли, их место - в правой нижней четверти. Про государства, основанные на частном благе, мы знаем только то, что мотивация к производству ПП в них добровольная - тогда их место в левой части нашей схемы.
Государства, основанные на общественном благе, и государства-бандиты отличаются не только по отношению к накоплению ПП, но и по третьему критерию отношения к ПП: государства, основанные на общественном благе, инвестируют ПП в интересах широких групп общества, в государствах-бандитах ПП потребляется узкой паразитической верхушкой. Для отображения этого третьего измерения введем дополнительную вертикальную ось «Выгодополучатели» в рамках каждой четверти; нижняя часть оси будет соответствовать узким группам, верхняя - всему обществу или большей его части. Теперь в нашей схеме появляются дополнительные области, которые можно идентифицировать. Опишем новую классификацию, начиная с правой части (сверху вниз).
Государства, основанные на общественном благе, по-прежнему занимают верхнюю позицию правой части. Ситуацию, когда ПП изымается государством, капитализируется, но в интересах узкой верхушки, разумно отнести к государственному капитализму. Обосновывается такая классификация тем, что в соседней слева ячейке личный интерес доминирует в производстве ПП, причем последний капитализируется в интересах ограниченной группы лиц - случай, полностью соответствующий определению капитализма. Таким образом, ячейки во второй сверху строке отличаются только ролью государства - в случае государственного капитализма государство самостоятельно принуждает к производству прибавочного продукта, как правило, посредством высокого налогообложения; при классическом капитализме государство охраняет систему, позволяющую отдельным лицам аккумулировать прибавочный продукт, не вмешиваясь непосредственно в процесс его изъятия (т.н. либеральное государство).
В нижней четверти правой части схемы государство-бандит переместилось на самый низ, над ним находится т.н. «социальное государство» - система, при которой изъятый у производителей прибавочный продукт распределяется между всеми членами общества независимо от их участия в общественно-полезном труде. В подобной ситуации гарантированного дохода у людей пропадает стимул к производству даже необходимого продукта, не говоря уже о прибавочном, так что накопления ПП ожидать не приходится и социальное государство закономерно оказывается в нижней половине схемы.
Правая часть нашей схемы оказалась заполненной полностью, тогда как в левой нам удалось определить только одну клетку. Это означает, что насильственная мотивация к производству прибавочного продукта используется человечеством намного активнее, чем добровольная. Связано это, вероятно, с тем, что отдача капитала критически зависит от его размера. Прибавочный продукт, созданный трудом одного человека, мало способен что-то изменить в окружающем мире, и для достижения заметного эффекта необходим совместный (или аккумулированный) труд многих людей. Определяющим фактором в таком случае будет не желание или способность кого-то лично производить прибавочный продукт, а появление механизмов его аккумуляции. Совместный труд, организованный административно, появился раньше - в частности, в Древнем Египте. Возможность аккумуляции прибавочного продукта в значимых объемах в частных руках без применения насилия появляется только со становлением международной торговли - торговли на дальние расстояния между странами и регионами с существенно отличающимися пропорциями относительной стоимости товаров. Самым дешевым способом транспортировки всегда были морские перевозки, они же позволяли купцам без ограничений вкладывать прибыль в новые суда и грузы, наращивая свои капиталы в геометрической прогрессии. С ростом товарооборота локальные товаропроизводители всё больше начинают работать на рынок - возникает та экономика, которую мы видели в античных Афинах, и которую мы называем капитализмом.
Необходимо отметить, что мотивация к накоплению ПП капиталистами идет главным образом под давлением конкуренции. Поэтому в левой части нашей схеме мы определяем ненасильственную мотивацию не только как личный интерес, но и как давление обстоятельств.
6.2 Определимся с понятиями: социализм и коммунизм