5.3.5 Война с Персией
Армия, которую Ксеркс привел в Грецию в 480 г., насчитывала примерно 500 тысяч человек, ещё около 240 тысяч человек составляли команды 1200 боевых кораблей (плюс около 3 тысяч кораблей снабжения). Греки решили замедлить продвижение персов, перекрыв узкий Фермопильский проход. Войском командовал спартанский царь Леонид; в нем насчитывалось 4100 пелопоннесцев (из них 300 спартанцев, тысяча периэков и, видимо, около двух тысяч илотов), 700 феспийцев, 400 фиванцев, а также фокийцы и локрийцы - всего 6 или 7 тысяч греков. Греческий флот, который должен был прикрывать Леонида от персидского десанта в тылу, имел 271 трирему и несколько пентеконтер. Персидский флот, продвигаясь навстречу греческому, остановился на ночь у скалистого побережья. Ночь была безветренной, и корабли выстроились в восемь линий у небольшого пляжа, к которому лишь немногие смогли причалить. На восходе поднялся ураганный восточный ветер, известный под местным названием «геллеспонтий», и разбросал флот, который несло на негостеприимный подветренный берег. На четвертый день, когда буря утихла, выяснилось, что персы потеряли до 400 боевых кораблей и множество вспомогательных. Несмотря на неудачу, Ксеркс приказал отряду из 200 трирем незаметно обогнуть остров Эвбею и зайти в тыл греческому флоту. Отряд вышел ночью и тоже попал в шторм, который полностью разметал его.
Тем временем у Фермопил началось сражение. В течение всего дня персидские пехотинцы - мидийцы, кассийцы и даже «бессмертные» - волнами накатывались по проходу, и их изрубленные тела устилали землю. Они оказывались бессильны против более длинных копий и тяжелых доспехов спартанцев, которые отступали, совершали поворот кругом и снова шли в атаку с почти парадной четкостью. Персидские атаки безуспешно продолжались весь следующий день, греческие отряды посменно держали оборону. Сломить спартанцев удалось лишь к исходу третьего дня, когда с тыла ударил персидский отряд, обошедший греков по горной тропинке. Когда Ксеркс смог продолжить движение, на поле боя осталось лежать около 20 тысяч отборных персидских пехотинцев. В бурях погибла или была повреждена половина его флота. У Фермопил погибли 4 тысячи греков, из них половину составляли илоты, прислуживавшие спартанским гоплитам.
Следующая линия обороны была оборудована греками у Истма - перешейка, ведущего на Пелопонесский полуостров. Аттика, включая Афины, была покинута греками, войска Ксеркса разорили и сожгли город. Ксеркс, ощутивший мощь греческой армии, не горел желанием ввязываться в очередную сухопутную битву и предпочел морское сражение. Его флот был частично отремонтирован и пополнен, но и греки довели количество боевых кораблей до 380, из них около половины было выставлено Афинами. Противостоящий им персидский флот имел примерно двукратное превосходство в численности. Сражение произошло в конце сентября в Саламинском заливе, на побережье Аттики. В ожесточенной схватке победа досталась грекам, хотя и ценой тяжелых потерь. Поражение окончательно сломило Ксеркса. Ему стало очевидно, что благоприятный сезон безнадежно упущен. Ксеркс оставил основные силы в Греции на зимовку под командованием Мардония, сам с небольшой частью армии и остатками флота вернулся в Персию.
Греки оценивали силы Мардония примерно в 300 тысяч человек. Наибольшую опасность для греков представляла персидская конница, куда входили тяжеловооруженные кирасиры; тысячи царских гвардейцев, ранее охранявших царя; легкая конница из Персии, Мидии, Скифии, Бактрии и Индии; греческая кавалерия из Беотии, Фессалии и Македонии. В состав пехоты входило 10 тысяч «бессмертных» - лучшее войско во всей империи Ксеркса - и гоплиты из центральной Греции. Против них примерно через год, в сентябре 479 г., выступили объединенные силы Греции, включавшие 5 тысяч спартиатов, 8 тысяч афинян, 5 тысяч коринфян и множество более мелких отрядов, всего числом до 40 тысяч человек тяжелой пехоты. Спартиаты привели с собой 35 тысяч илотов, часть из которых использовалась в качестве легковооруженной пехоты, остальные - как обслуживающий персонал. Ещё около 35 тысяч составлял аналогичный вспомогательный персонал и легковооруженная пехота остальных греков.
Мардоний разместил своё войско в центральной Греции, на равнине возле Платеи. Местность была удобна для действий персидской конницы, что делало её непривлекательным полем битвы для греков. Месяц армии стояли напротив друг друга, не решаясь напасть. Закончилась эта война нервов тем, что персы испортили воду в единственном ручье, доступном грекам, и те приняли решение отступить. Все, кроме упрямого спартанского офицера Амомфарета, который отказался выполнять приказ об отступлении, считая его равносильным бегству перед лицом врага. Персы, увидев, что основное войско греков ушло, немедленно бросились в атаку. Спартанские гоплиты, сохраняя четкий строй, пошли во встречную атаку и постепенно разбили отряды персов один за другим. Особенно жестокий бой разгорелся, когда Мардоний, восседая на белом коне, повел в атаку тысячный пехотный отряд царских телохранителей. Но и они были разбиты, а Мардоний погиб. После этого персидская пехота смешалась и бросилась в беспорядочное бегство, стремясь укрыться в стенах своего защищенного лагеря. К этому моменту подоспела остальная греческая армия. Греки преодолели частокол и ворвались в лагерь. Когда резня закончилась, основные пехотные силы персидской армии перестали существовать. Угроза персидского завоевания была отражена, как оказалось, навсегда благодаря высочайшему воинскому духу и мастерству спартанских гоплитов, зарекомендовавших себя сильнейшей пехотой не только Греции, но всего цивилизованного мира.
5.3.6 Возвышение Афин
Война с Персией была выиграна греками, и эта победа открыла новую страницу в истории Афин. Два обстоятельства способствовали резкому усилению позиций среднего и низшего классов афинского общества. С первым из них мы сталкивались выше, когда говорили о последствиях второй мировой войны - от разрушений, вызванных персидской оккупацией, больше пострадали богатейшие семьи, эти же разрушения обеспечили дополнительный спрос на товары ремесленного производства. Последовавший экономический подъём обогатил в первую очередь мелких производителей, выросла численность среднего класса, имущественное неравенство в обществе сократилось. Но данный эффект достаточно краткосрочен: после второй мировой войны он работал около трех десятилетий, в Афинах, по всей видимости, еще меньше.
Куда серьёзнее оказалось действие второго обстоятельства - установление полной и неоспоримой талассократии (морского господства) в Эгейском море. Сперва ее установил союз греческих государств, который основали и возглавили Афины зимой 478/77 г. Афины обязались предоставить корабли, вероятно, половину объединенного флота, насчитывавшего не менее 300 трирем, но не деньги, так как были разорены войной, другие могли сделать взнос деньгами или кораблями. Главной целью Союза было освобождение греческих городов, остававшихся под персидским владением. С этой задачей он блестяще справился. В частности, союзный флот, возглавляемый афинским главнокомандующим Кимоном, наголову разгромил персов в битве на реке Эвримедон в 467 г. Афинские солдаты и моряки, будучи ударной силой Афинского союза, в данной битве составили две трети союзного войска, а из трехсот триер двести были выставлены Афинами. Союз преследовал пиратство, защищал своих членов и поощрял морскую торговлю. Проперсидские правители изгонялись, в международных и внутренних отношениях защищалась свобода, а в города, сожженные или ограбленные Персией, возвращалось процветание.
Огромная добыча, захваченная союзом, беспрецедентно обогатила Афины (по условиям союзного договора Афинам причиталась половина), и чем больше союзников вместо кораблей давали деньги, тем дешевле обходилось содержание флота афинскому казначейству. К 466 г. талассократия оказалась в руках практически одного государства - Афин. Постепенно совершалось превращение Афинского союза в Афинскую империю; при этом все больше и больше государств лишалось свободы действий и оказывалось в подчинении у Афин. Между 454-м и 449 гг. число союзников, платящих взносы, возросло со 135 до 155 или 173 государств. Афинское государство, подобно Спарте, постепенно трансформировалось в государство-бандита, но выгодополучателем в данном случае была не только аристократия. Морское господство, на котором базировалось благополучие империи, целиком зависело от представителей низшего класса, так как именно они строили триремы и служили на них гребцами.
Обширные полномочия, которые Солон и Клисфен не решились отнять у Ареопага, оправдывались тем соображением, что эта коллегия состоит из лучших людей государства, - из тех, кто безукоризненно исполнил высшую государственную должность; но они сделались нелепостью, с тех пор как жребий открыл всем без исключения доступ к званию архонта и сама эта должность потеряла вследствие этого последние остатки своего прежнего значения. И помимо этого предоставление столь широких полномочий учреждению, члены которого оставались в своем звании всю жизнь и, следовательно, фактически были свободны от всякой ответственности, противоречило самому духу демократии. Эфиальт - один из лидеров демократической партии - предложил ограничить компетенцию Ареопага уголовной юрисдикцией, которую у него невозможно было отнять из сакральных соображений; все же политические функции Ареопага должны были быть переданы Совету, Народному собранию и, особенно, суду присяжных, которые, как мы знаем, избирались по жребию из всех афинских граждан, достигших 30-летнего возраста. Предложения Эфиальта получили силу закона в 461 г. Консерваторы прибегли к последнему средству - к убийству. Эфиальт пал, но его дело пережило его, и народные суды оставались с тех пор основанием афинской демократии.
5.3.7 Афинская демократия
Многие современные государства называют себя «демократическими», но насколько это соответствует действительности? Античные Афины представили миру эталон, от которого мы теперь можем оттолкнуться.
Основная идея демократии заключена в том, что при конфликте интересов двух социальных групп приоритет всегда имеет более многочисленная. Достигается это в первую очередь процедурой принятия решений - их принимают сами граждане, как правило, на общем собрании, согласно принципу «один человек - один голос». Главный недостаток такого подхода - чрезвычайно большие затраты общественного времени, поскольку каждая проблема требует изучения, определения множества возможных решений и последующего выбора. Общее собрание может быть эффективным решающим органом для небольших коллективов, но по мере роста числа граждан и сложности проблем требуются меры для увеличения производительности собраний. Самый простой и распространённый способ - отдать предварительную проработку вариантов в руки коллегиального органа меньшей численности. Параллельно ему же или другому органу можно поручить принимать оперативные или незначительные по важности решения, где цена ошибки меньше ущерба из-за промедления. Наконец, для текущего согласования действий и немедленных реакций лучше иметь одно лицо, облеченное властью. Так, например, обычно происходит при военных действиях, когда руководство армией отдается одному главнокомандующему. В итоге получается структура, напоминающая иерархическую, но это сходство обманчиво - при демократии приоритет всегда остаётся за решением, принятым нижележащим уровнем пирамиды. Иными словами, большинство всегда право.
Помимо принятия решений, любая власть реализуется через назначение исполнителей, их контроль и оценку результатов (установление ответственности). Без этих элементов принятые решения останутся на бумаге или будут реализованы в виде, удобном исполнителю, а не власти. Принцип пирамиды соблюдается и здесь: народное собрание контролирует и судит лишь важнейшие дела; менее значимые передаются на уровни выше. Как такая система была реализована в Афинах, можно узнать из «Афинской политии» Аристотеля (откуда взяты все приведённые цитаты):
1) В основании афинской демократии находилось народное собрание (экклесия) - высшая власть в государстве. Экклесия была постоянно действующим органом. Примерно каждые 9 дней, точнее, 40 раз в году граждане собирались на заседание народного собрания на холме Пникс, где исполняли все функции государственной власти: принимали решения, избирали должностных лиц, принимали их отчеты и при необходимости определяли им наказание. На заседаниях экклесии рассматривались важнейшие вопросы: объявление войны и установление мира, заключение союзов, дарование гражданских прав, защита страны, снабжение продовольствием, отчеты послов, дела, касающиеся религии, и многие другие.
В начале каждого года в экклесии решался вопрос, возникла ли необходимость в пересмотре старых и принятии новых законов. В случае положительного ответа тексты предлагаемых законов выставлялись на агоре для всеобщего ознакомления, написанные на больших досках. Далее следовала сложная процедура их обсуждения в Совете, гелиее, экклесии, наконец, законы выносились на голосование в народное собрание.
Гражданский коллектив такого густонаселенного полиса, как Афины, состоял из больших групп общих интересов - земледельцев и ремесленников, аристократов и простого народа, потомственных граждан и новичков. Отстаивать интересы своей группы на собраниях - типичная общегрупповая цель. Мы говорили о том, что индивиды не станут прилагать никаких усилий для достижения общегрупповых целей, пока на них не будет оказано давление или каждому из них не будет предложен индивидуальный мотив. Вариант с давлением в Афинах был невозможен по причине вооруженности народа, решение было найдено через введение оплаты за посещение.
«Плату за посещение народных собраний первоначально решили не вводить, но, когда на собрания не стал собираться народ и пританы должны были придумывать разные ухищрения, чтобы являлось число, достаточное для действительности голосования, сперва Агиррий изыскал средства для платы по одному оболу, а после него Гераклид Клазоменский, по прозвищу Царь, - по два обола; потом снова Агиррий - по три обола».
2) Ступенью выше мы находим народный суд (гелиею), куда ежегодно избирали 6 тысяч граждан - по 600 от каждой филы.
«Народ сам сделал себя владыкой всего, и всё управляется его постановлениями и судами, в которых он является властелином. Надо иметь в виду, что судопроизводство Совета перешло к народу. И в этом отношении афиняне, кажется, поступают правильно, потому что немногие скорее поддаются соблазну корысти и личных симпатий, чем большое количество».
Аристотель считает народный суд столь же важным элементом демократии, как и народное собрание, и делает акцент на количестве судей - чем их больше, тем меньше вероятность коррупции и субъективных предпочтений. Назначение судей из простых граждан противоречит привычной для нас практике профессионального судопроизводства, но в Афинах народное собрание не плодило законы со скоростью лазерного принтера. Этим грешат современные законодательные органы, выступающие по сути в роли техноструктуры государственной бюрократической машины. Именно благодаря их активности для изучения законодательства начинают требоваться годы, и тогда неизбежна профессиональная специализация на юриспруденции - бюрократия плодит бюрократию. Но при любом количестве принятых законов реальная жизнь сложнее, и судьи выносят решения по своему внутреннему убеждению. Суд, составленный из профессиональных юристов, всегда будет отстаивать интересы бюрократии. Народный суд является, таким образом, обязательной частью того строя, который претендует называться демократией.
«Судьями могут быть люди, имеющие свыше тридцати лет от роду, при условии если они не состоят государственными должниками или не лишены гражданской чести.
Большинство судебных отделений состоит из пятисот одного члена, [им предоставляется судить по общественным делам]. Когда требуется поставить особенно серьезное дело на обсуждение тысячного состава, в гелиею собирается двойной состав суда. Дела исключительной важности передаются на рассмотрение тысячи пятисот судей, т.е. тройного состава суда».
Суды заседали постоянно, всем народным судьям полагалось жалование. Распределение судей, а также дел по отделениям производилось по жребию. Голосование было тайным, но было организовано так, что позволяло выявить воздержавшихся. Такие судьи лишались дневного жалования.
3) Третью ступень пирамиды занимал Совет пятисот (Буле) - рабочий орган народного собрания, формируемый по процедуре, установленной Клисфеном. Совет избирался ежегодно, вторичное избрание гражданина допускалось только через несколько лет и лишь дважды в жизни. Как и экклесия, Совет пятисот был задействован во всех властных функциях: принятии решений, контроле и определении ответственности:
«Совет составляет предварительные заключения для внесения в Народное собрание, и народ ни по какому вопросу не может вынести постановления, если об этом не состоялось предварительного заключения Совета.
Совет судит большинство должностных лиц, и особенно тех, которые распоряжаются денежными суммами. Но его приговор не имеет окончательной силы и может быть обжалован в суде. Также и частным лицам предоставляется право подавать заявления относительно любого из должностных лиц, обвиняя его в том, что оно поступает противозаконно. Но и этим должностным лицам, в случае если Совет признает их виновными, возможна апелляция в суд.
Помимо всего этого Совет производит докимасию [проверку] кандидатов в члены Совета на следующий год и девяти архонтов. Притом прежде он имел право окончательного отвода кандидатов, теперь же им предоставляется право апеллировать в суд.
Далее, Совет следит и за построенными триерами, за оснасткой их и за корабельными парками, строит новые триеры или пентеры, в зависимости от того, какой из этих двух видов решит построить народ, дает им оснастку и строит парки. А строителей для кораблей выбирает народ поднятием рук. Если Совет не передаст этого в готовом виде новому составу Совета, он не может получить полагающуюся награду, так как ее получают при следующем составе Совета. Для постройки триеры он избирает из своей среды десять человек в качестве строителей триер.
Наконец, Совет наблюдает и за всеми общественными зданиями и, если найдет тут проступок с чьей-нибудь стороны, о виновном докладывает народу и, дав заключение о его виновности, передает дело в суд».
Отметим, что подрядчиков по основным расходным статьям (как можно догадаться, в Афинах это было строительство военных кораблей и сооружений) утверждало народное собрание - очевидно, во избежание коррупции.
«Кроме того, Совет подвергает докимасии инвалидов. Существует закон, который повелевает Совету производить докимасию людей, владеющих имуществом не свыше трех мин и имеющих настолько серьезные телесные недостатки, что не могут заниматься никаким ремеслом. Закон повелевает выдавать этим людям из казны на содержание каждому по два обола в день. И есть у них казначей, избираемый по жребию».
Демократия - принятие решений в интересах большинства - никак не мешала гражданам Афин поддерживать социально незащищенные малые группы.
4) Вершина пирамиды.
Афинская пирамида власти строилась не по принципу иерархии (единоначалия), а как сложная гетерархическая система, где граждане, занимающие более низкое положение в рамках одной иерархии (например, военной), вполне могли занять более высокую позицию во многих других возможных отношениях (например, экономически или в подсистеме гражданских/религиозных магистратур). Следовательно, нельзя сказать, что один гражданин был выше другого в каком-то абсолютном смысле.
Ещё одна особенность формирования афинской «властной элиты» - полное равенство всех претендентов, обеспечиваемое простейшим способом:
«На все вообще должности, входящие в круг обычного управления, афиняне выбирают кандидатов по жребию.
Прежде всего, есть десять казначеев Афины. Избираются они жребием по одному из каждой филы - из класса пентакосиомедимнов, согласно закону Солона (этот закон все еще сохраняет силу), но в действительности исправлять должность может всякий, кому выпадет жребий, хотя бы он был очень беден.
Далее, есть десять полетов. Избираются они жребием по одному из каждой филы. Они заключают все арендные контракты, устраивают торги на разработку рудников и на сбор податей совместно с казначеем воинской казны и лицами, избранными для заведования зрелищным фондом, в заседании Совета, а потом утверждают за теми, кому Совет определит поднятием рук, отданные с торгов рудники как приносящие доход - их сдают на три года, так и условно предоставленные - их сдают в аренду на десять лет. Кроме того, они продают с торгов в заседании Совета также имущество преступников, осужденных судом Ареопага, и прочих, а утверждают это девять архонтов. Равным образом, они передают Совету сведения и о податях, отданных на откуп на один год, причем записывают на выбеленных табличках имя откупщика и цену, за какую он взял откуп.
Еще избирают по жребию следующих должностных лиц: пять строителей дорог, которым вменяется в обязанность исправлять пути; для этого они имеют в своем распоряжении казенных рабочих».
Назначение на административные должности по жребию может показаться верхом непрактичности - нам постоянно внушают, что управление требует соответствующего опыта и образования. На что можно возразить как минимум дважды: во-первых, каким специальным опытом и образованием обладают наши бессменные президент, премьер-министр, губернаторы и прочие государственные и административные деятели? Во-вторых, основная часть афинских граждан в V веке - это мелкие землевладельцы и владельцы семейных ремесленных мастерских. Большинство из них самостоятельно принимало управленческие решения во всем, что касается собственного бизнеса, и несло по этим решениям полную ответственность. Ещё одна особенность руководства мелким бизнесом - вынужденная универсальность; владельцам приходится разбираться сразу во многих предметах. Что касается размеров бизнеса, то согласно результатам исследовательского проекта Безансонского университета бедные крестьяне имели 1-3 рабов, занятых в производстве, средние - до 5-7. Если вспомнить классическую норму управляемости - 7 подчиненных - нетрудно прийти к выводу, что принципиально крупный управленец отличается от владельца малого бизнеса только масштабом распоряжаемых сумм. В реальности ошибки владельца малого бизнеса бьют по нему намного больнее и быстрее, чем просчеты крупного управленца влияют на личное благосостояние последнего. Так что нет ничего удивительного в том, что средний афинский гражданин прекрасно справлялся с возлагаемой на него административной работой.
Кроме того, важную роль в функционировании демократического строя играли демы: именно демы принимали в число граждан сыновей демотов, управляли общественным имуществом, проводили свои собрания (по типу заседаний экклесии в Афинах), у них были свои выборные должностные лица, наконец, они влияли на подбор кандидатов для Буле. Именно демы являлись школой демократии, благодаря которой многие граждане приобрели необходимый опыт административной работы.
«Далее, десять логистов и при них десять синегоров. Перед ними должны сдать отчет все, кто исправлял какую-либо должность. Это - единственный орган, который контролирует сдающих отчеты и вносит дела об отчетности в суд. И если логисты уличат кого-нибудь в хищении, то судьи признают его виновным в воровстве и сумма обнаруженного хищения уплачивается в десятикратном размере. Если логисты установят, что кто-нибудь принял подарки, и судьи признают его виновным, то определяют его проступок как взяточничество; уплачивается и за это в десятикратном размере. Если логисты признают кого-нибудь виновным в неправильных действиях, судьи определяют его преступление как злоупотребление, и причиненный ущерб возмещается в настоящей своей стоимости.
Далее, избираются десять астиномов. Из них пять несут обязанности в Пирее, пять - в городе. Они следят за флейтистками, арфистками и кифаристками, чтобы нанимались не дороже двух драхм, и, если одной и той же станут добиваться несколько человек сразу, они кидают между ними жребий и отдают ее внаймы тому, кому выпадет жребий».
Как видим, граждан Афин не слишком волновали рыночные свободы, так превозносимые современными либеральными демократами. Куда больше их заботила стабильность цен, и они не стеснялись принимать меры (вполне адекватные, кстати) против надувательства и спекуляций.
«Избираются по жребию также десять рыночных надзирателей - пять для Пирея, пять для города. На них возлагается законами обязанность наблюдать за всеми товарами, чтобы их продавали без примеси и без подделки.
Еще избираются по жребию десять надзирателей за мерами - пять для города и пять для Пирея. Они наблюдают за всеми мерами и весами, чтобы торговцы употребляли правильные.
Далее, хлебных надзирателей, избирающихся по жребию, раньше было десять - пять для Пирея и пять для города, - теперь же их двадцать для города и пятнадцать для Пирея. Они наблюдают прежде всего за тем, чтобы на рынке зерновой хлеб продавался добросовестно; далее, чтобы мельники продавали ячменную муку в соответствии со стоимостью ячменя, а булочники - пшеничный хлеб в соответствии с ценой пшеницы, и притом чтобы булки имели такой вес, какой они им укажут. Закон велит надзирателям устанавливать это.
Далее, избирают по жребию десять портовых попечителей. Им вменяется в обязанность наблюдать за торговыми пристанями, и из приходящего в хлебную пристань хлеба они должны заставлять торговцев две трети доставлять в город».
Торговля в Афинах велась под пристальным вниманием государства. Что было весьма разумно, так как Афины критично зависели от морских поставок зерна, и торговцы наверняка вздули бы цены, появись у них такая возможность.
5) Сменяемость.
«Военные должности можно занимать по нескольку раз, а из остальных ни одной нельзя занимать вторично; только членом Совета можно быть дважды».
Запрет вторичного занятия должностей также противоречит современному тезису «управленческого опыта». Между тем, обоснование данного положения элементарно: любая официальная должность с легальными полномочиями даёт возможность занимающему её навязывать свою волю, опираясь на поддержку государства. С учётом того, что определённый процент людей всегда относится к категории «лиц с пониженной социальной ответственностью», такие люди будут использовать власть в своих интересах. Чем больше срок пребывания в должности, и чем откровеннее происходило личное обогащение, тем выше вероятность использования властных полномочий (административного ресурса) для узурпации власти. Именно благодаря коротким срокам наделения властью и обязательной сменяемости историки отмечают полное отсутствие бюрократического аппарата в системе управления полиса.
Отметим ещё одну деталь. Определяющая черта качественно спроектированных институтов - повторяемость, воспроизводимость, деперсонализация - предполагает принцип «люди меняются, нормы остаются». Деперсонализация есть черта рационального управления. Управление в Афинах было в высшей степени рационально.
5.3.8 Демократия не отрицает личного лидерства