5.3. Афины

Mar 04, 2018 15:01

В отличие от Спарты, построение политической системы Афин шло постепенно, в несколько этапов и усилиями нескольких реформаторов. Во многом траекторию политических преобразований определяла экономическая ситуация в Афинах. Мы лучше поймем логику реформ, если обратимся к истории становления полиса.

5.3.1 Копирование передовых политических институтов не меняет законов цикла
Греческая область Аттика со столицей в Афинах была одним из тех немногочисленных регионов, кому удалось отстоять свою независимость при вторжении дорийцев. Вместе с независимостью в Аттике сохранилась и простая иерархическая структура власти, основанная на родовых принципах. Но экономические преобразования способствовали постепенной эволюции царской власти. Если в гомеровское время участь сражений решалась почти исключительно передними рядами тяжеловооруженных аристократов, в сравнении с которыми масса легковооруженного и плохо дисциплинированного народа не имела почти никакого значения,- теперь успехи металлургии привели к падению цен на металлическое вооружение и доспехи. Они стали доступны среднему классу, представители которого составили основу фаланги тяжелых гоплитов. По мере того, как фаланга начинала доминировать на поле боя, росло политическое влияние среднего класса. Равенство и связанные с ним институты, такие, как общее собрание и выборные органы власти, постепенно проникают из дорийских областей к «коренным» грекам - ахейцам и ионийцам. В частности, историк И. Моррис доказывает на основе анализа погребальных комплексов наличие сильных тенденций к равенству, которые распространяются по всей Греции, начиная с VIII в. до н. э.

Появление выборной должности, наделенной исполнительной властью, которая сосуществовала с царской властью или заменила её, выглядит как вполне обычный для греков вариант конституционной эволюции. В Афинах мы находим коллегию из девяти архонтов. Изначально архонты избирались пожизненно, потом - на десять лет, наконец, ежегодно. Архонты, отслужившие свой должностной год и успешно сдавшие финансовый отчет, автоматически зачислялись в состав Ареопага. Таким образом, в Афинах в какой-то момент структура власти стала походить на спартанскую: коллегия архонтов, выбираемых ежегодно - аналог эфората, Ареопаг с его пожизненным членством - геруссии.
Появилось в Афинах и всегражданское собрание (экклесия). Важнейшим отличием Афин от Спарты был принцип предоставления гражданских прав. Гражданами были не представители узкого круга военной аристократии, а практически все свободные жители, включая как тех, кто издавна жил в Аттике, так и мигрантов - греков, вытесненных со своих земель дорийцами. Как и везде в Греции, земля в Аттике находилась в общинной собственности (в Аттике общины именовались филами, их было три). Видимо, движимые чувством солидарности, афиняне предлагали мигрантам либо участок на землях одной из общин с включением семьи в соответствующую филу, либо возможность занятия ремеслом, торговлей или иной полезной деятельностью, не связанной с обработкой земли. В последнем случае граждане объединялись в гильдии, и последние могли предоставить гражданство своим новым членам. Естественно, мигрантам предлагались не лучшие земли, так что большинство предпочитало искать счастья в городе.
Народное собрание обладало элементарными, но важными полномочиями. Оно избирало магистратов (местных чиновников) и кандидатов в члены Ареопага. Однако кандидатам необходимо было обладать «родословной и богатством», и, следовательно, переселенцам, то есть практически всем членам гильдий, путь наверх был закрыт. Народное собрание, несомненно, обсуждало некоторые государственные дела и выносило по ним решения; степень его компетенции, вероятно, была ограниченной, и внесение вопросов в повестку дня находилось исключительно в руках Ареопага.

К VI веку до н.э. Афины экономически далеко отстали от дорийских государств - Коринфа, Спарты и Мегары. Дорийцы лидировали в кораблестроении, в великих колониальных предприятиях и в коммерческой экспансии, они имели лучшее гоплитское войско, чеканили монету и первенствовали даже в «восточном» стиле керамики. Бедность Аттики определялась прежде всего сложившейся системой использования прибавочного продукта, производимого территорией. Его практически полностью аккумулировала земельная аристократия, но она не могла инвестировать накопления в расширение своих владений, так как плодородной земли уже не осталось; в основном прибыль направлялась на приобретение предметов роскоши. Единственным вариантом капитализации оставалось ростовщичество, но в Аттике деньги занимали в основном бедняки на неотложные нужды, так что и здесь не было расширенного воспроизводства. Напротив, в Спарте благодаря мерам по ограничению потребления спартиатами заметная часть прибавочного продукта оставалась в распоряжении периэков. Конкуренция вынуждала ремесленников и торговцев направлять прибыль на развитие, так что экономика уверенно росла. В ещё большей степени это относилось к таким полисам, как Коринф, где дорийцы не имели ограничений по видам занятости и активно развивали морскую торговлю. Ситуацию в Афинах усугубляла перенаселенность: из поколения в поколение земельные наделы дробились между сыновьями при разделе наследства, и прокормиться с них стало практически невозможно. В достатке была только каменистая земля с плохим орошением, пригодная для возделывания культур, не требовательных к качеству почвы: виноградника и оливок. Вероятно, оливковое масло производилось с избытком, но тогда и цена на него должна была совсем упасть. Для предупреждения голодных бунтов власти предприняли определённые меры. Так, античные источники упоминают бесплатные обеды для бедноты. Но это никак не решало основную проблему - обеспечить населению возможность самостоятельно заработать на жизнь. Как писал Плутарх:

«Весь простой народ был в долгу у богатых: одни обрабатывали землю богатым за плату в шестую часть урожая; их называли «гектеморами» и «фетами»; другие брали у богатых в долг деньги под залог тела; их заимодавцы имели право обратить в рабство; при этом одни оставались рабами на родине, других продавали на чужбину. Многие вынуждены были продавать даже собственных детей (никакой закон не воспрещал этого) и бежать из отечества из-за жестокости заимодавцев. Но огромное большинство, и к тому же люди большой физической силы, собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать себе одного вожака, надежного человека и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй».

5.3.2 Реформы Солона
Во избежание кровопролития афинскому государству требовались срочные реформы, которые и были проведены Солоном в 592/91 аттическом году. Выбор афинян пал на Солона, так как по имущественному состоянию он относился к средним гражданам, но был знатного рода. При этом «к богатству Солон не имел страсти» и «слыл первым в городе по своим нравственным качествам» (Плутарх). Вот как он описывает реформы Солона:

«Тогда наиболее рассудительные люди в Афинах, видя, что Солон, - пожалуй, единственный человек, за которым нет никакой вины, который не является сообщником богатых в их преступлениях и в то же время не угнетен нуждою, как бедные, стали просить его взять в свои руки государственные дела и положить конец раздорам. После Филомброта его выбрали архонтом, а вместе с тем посредником и законодателем. Все приняли его с удовольствием: богатые - как человека зажиточного, а бедные - как честного… Обе стороны были одушевлены большими надеждами; руководители их предлагали Солону установить тиранию, убеждали его взяться за государственные дела с большей решительностью, когда власть будет у него в руках.
Однако никакие уговоры не могли поколебать его убеждений; друзьям он сказал, как говорят, что тирания - прекрасное местечко, только выхода из него нет».

Нужно отдать должное выдержке Солона - вместо вроде бы естественной концентрации власти в своих руках для проведения реформ он выбрал путь ещё большего её рассредоточения. Но начал Солон с экономических мер. Первым актом его государственной деятельности был закон, в силу которого существовавшие долги были прощены, и на будущее время запрещалось давать деньги в долг «под залог тела». Чтобы не быть обвиненным в обмане, он сам дал взаймы пять талантов и первый отказался от них на основании своего закона. Некоторые авторы, в том числе Полизел Родосский, говорят о пятнадцати талантах.
«Кредитная амнистия» Солона позволила владельцам мелких земельных наделов начать «с чистого листа», но Солон хотел, чтобы они оставили убыточное земледелие в пользу более перспективных видов деятельности. Для этого он предпринял меры по стимулированию ремесленного производства. Известно, что экспорт оливкового масла был весьма прибылен, но для его вывоза могло элементарно не хватать керамических амфор или торговых судов. Поэтому Солон издал закон, по которому сын не обязан был содержать отца, не отдавшего его в учение ремеслу. Более того, как пишет Плутарх:

«Солон, видя, что страна по своим естественным свойствам едва удовлетворяет потребностям земледельческого населения, а ничего не делающую праздную толпу не в состоянии кормить, внушил уважение к ремеслам и вменил в обязанность Ареопагу наблюдать, на какие средства живет каждый гражданин, и наказывать праздных.
Из продуктов, производимых в стране, Солон разрешил продавать за границу только оливковое масло, а другие вывозить не позволил».

Экономические меры Солон дополнил политическими, расширявшими права членов гильдий в управлении государством. Здесь первым его шагом было изменение требований к кандидатам на выборные должности - если раньше от них требовались «знатность и богатство», то теперь только «богатство». Кроме того, в прошлом зажиточные граждане на основании имущественного ценза разделялись на всадников и рядовых (зевгитов); к этим классам Солон прибавил еще два: самые богатые стали пятисотмедимниками, а беднейшие - трудящимися (фетами). Ценз основывался не на размерах капитала, а на ежегодном доходе, выраженном в объеме сельскохозяйственной продукции - зерна, масла и вина, - к которому были приравнены другие формы дохода.
Границы между классами были установлены на отметках в 500, 300 и 200 мер. Представители первого класса могли избираться на должность государственного казначея; члены первого и второго классов - в архонты и на другие высшие должности; члены первого, второго и третьего классов - на низшие должности. Члены четвертого класса были лишены права занимать должности. Это изменение требований к кандидатам носило принципиальный характер, поскольку члены родов и члены гильдий получали равные права. Имущественный ценз не был простой данью традиции, благодаря ему в систему государственного управления вводились элементы меритократии: предполагалось, что чем лучше человек способен распорядиться деньгами, тем он богаче, значит, и управлять общественными средствами будет лучше. Добавление градаций в цензе упрощало достижение очередной ступени и должно было стимулировать накопление.
В качестве платы за право управления Солон установил для трех высших классов прогрессивный налог, видимо в пропорции 6:3:1. Четвертый класс не платил налогов, так как ежегодный доход фета был приблизительно в 60 раз меньше дохода пятисотмедимника. Налоги в Афинах собирались и до Солона, в частности, античные авторы упоминают «корабельный налог», направляемый на строительство военного флота. Боевые корабли были необходимы Афинам для безопасности морской торговли, так как основные потери купцы несли от нападений пиратов. Впрочем, в те времена налоги не были регулярными и вводились лишь в случае нужды. У нас нет информации, на что направил собранные средства Солон, но по логике его реформ деньги должны были пойти на расширение торгово-ремесленной инфраструктуры (возможно, развитие кораблестроительной отрасли или строительство портовых сооружений).

Важным нововведением Солона стал новый орган государственного управления - Совет четырехсот. Как пишет Плутарх:

«Видя в народе дерзкие замыслы и заносчивость, порожденные уничтожением долгов, он учредил второй совет, выбрав в него по сто человек от каждой из четырех фил. Им он поручил предварительно, раньше народа, обсуждать дела и не допускать внесения ни одного дела в Народное собрание без предварительного обсуждения».

Зачем потребовался второй коллективный орган управления при работающем первом (Ареопаге)? Похоже, уже в античности стало ясно, что группы большого размера плохо справляются с принятием решений. Совет четырехсот должен был исправить этот недостаток, предварительно обсуждая возможные варианты и вынося по ним своё заключение. В таком случае благодаря улучшению качества решений народного собрания Совет усиливал позиции экклесии, подготавливая почву для её главенства в будущем. Отсюда вытекало главное требование к формированию Совета - его состав должен быть уменьшенной копией гражданского общества. Только так воспроизводился баланс интересов разных групп, и заключения Совета максимально соответствовали позиции народного собрания. Четыре филы складывались из трех родовых и одной торгово-ремесленной. Пропорции по сто человек от филы отражали, вероятно, структуру населения Аттики на тот момент.

Солон наделил народное собрание правом изменять судебный вердикт, первоначально вынесенный архонтом. Последнее казалось вначале ничего не значащим правом, но впоследствии стало в высшей степени важным, потому что бóльшая часть спорных дел попадала к судьям.

«Говорят, даже некоторой неясностью и многочисленными противоречиями в тексте законов Солон возвысил значение судов: благодаря этому, когда предмет спора не мог быть решен на основании законов, приходилось всегда иметь надобность в судьях и всякое спорное дело вести перед ними, так как они были некоторым образом господами над законами».

Большое значение придавал Солона единству общества и активной гражданской позиции.

«Считая нужным, однако, еще больше помочь простому народу, он позволил всякому гражданину выступать в защиту потерпевшего и требовать наказания преступника. Если кого-нибудь били, производили над ним насилие, причиняли ему вред, всякий, кто мог или хотел, имел право жаловаться на преступника и преследовать его судом: законодатель правильно поступал, приучая граждан сочувствовать и соболезновать друг другу и быть как бы членами единого тела. Есть упоминание об одном ответе Солона, имеющем смысл, одинаковый с этим законом. Когда его, по-видимому, кто-то спросил, какое государство самое благоустроенное, он отвечал: «То, в котором необиженные преследуют судом и наказывают обидчиков не менее, чем обиженные».
Из остальных законов Солона особенно характерен и странен закон, требующий отнятия гражданских прав у гражданина, во время междоусобия не примкнувшего ни к той, ни к другой партии. Но Солон, по-видимому, хочет, чтобы гражданин не относился равнодушно и безучастно к общему делу, оградив от опасности свое состояние и хвастаясь тем, что он не участвовал в горе и бедствиях отечества; он, напротив, хочет, чтобы всякий гражданин сейчас же стал на сторону партии, защищающей доброе, правое дело, делил с нею опасности, помогал ей, а не дожидался без всякого риска, кто победит».

Мы не знаем, насколько активно был задействован этот «странный» закон Солона в реальной жизни, но он открывал для групп, находящихся внизу имущественной пирамиды - фетов и зевгитов - важные возможности. Основная проблема рыночного пути развития - концентрация ресурсов в руках малых групп, монополизирующих вследствие этого власть. Противостоять подобным малым группам сложно - даже будучи вооруженным, народ как большая группа всегда испытывает сложности с самоорганизацией. Закон Солона фактически обязывал граждан к участию в классовой борьбе, приравнивая её к выполнению гражданского долга. Не исключено, что этот закон стал важным элементом будущего здания афинской демократии.
Как и Ликург, после истечения полномочий Солон был вынужден уехать:

«Солон не угодил ни той, ни другой стороне: богатых он озлобил уничтожением долговых обязательств, а бедных - еще больше - тем, что не произвел передела земли, на который они надеялись, и, по примеру Ликурга, не установил полного равенства жизненных условий».

Между тем, реформы Солона начинают давать плоды: к 550 г. афинская керамика занимает ведущие позиции в греческом мире, оттеснив коринфскую, что способствовало экспорту афинских товаров. Афинские монеты имели отличную репутацию благодаря высокому качеству серебра. Ремесленники, привлеченные в Афины перспективой получить гражданство, умножали население и ресурсы государства. Но, в отличие от Спарты, после сокращения имущественного неравенства, произведенного отменой долгов, оно вновь стало быстро расти. Вновь обострилась борьба партий, нередко переходящая в вооруженные столкновения. Помимо классовых разногласий, в Афинах того времени продолжалась борьба между родами, что обусловило нестабильный характер государственной власти в Афинах - периодически её захватывали тираны (как правило, богатейшие из граждан), после чего она вновь возвращалась к демократии.

5.3.3 Афинские тираны
Писистрат сумел нажить огромное состояние, разрабатывая во Фракии местные ресурсы серебра и леса. Там он чеканил аттические тетрадрахмы с афинской совой и строил боевые корабли и транспорты, необходимые для выполнения его планов. Теперь он мог покупать себе политическую поддержку и содержать наемников. Взяв деньги у дружественных полисов, он нанял наемников в Аргосе, в 546 г. разбил афинское войско и приказал побежденным расходиться по домам. Затем он захватил Акрополь, хитростью разоружил народ, взял в заложники сыновей ведущих семейств и стал тираном. В сущности, Писистрат открыл новый путь к власти: он совершил переворот с помощью иностранных наемников.
До самой смерти в 528/27 г. Писистрат оставался тираном, проявив недюжинные способности. Поскольку он взимал десятину со всего, что производилось в Аттике, и, вероятно, обложил налогами весь экспорт и импорт, его личное состояние возрастало пропорционально производительности государства. Писистрат делал всё, чтобы придать видимость легитимности своему правлению. Поэтому он уважал гражданские законы и принципы государственного устройства страны - формально все политические институты Афин продолжали работать, - и даже предстал перед судом Ареопага. Но в его руках находились все тайные нити власти. Он не терпел никаких партий и никакой политики, кроме собственной; он лично выбирал кандидатов на основные должности, и после избрания они проводили его политику и в должный срок становились членами Ареопага.

В те годы основная борьба за власть велась не между классами, а между родами, поэтому Писистрат видел главную угрозу в знатных афинских семьях и немедленно отправил их в ссылку. Параллельно он постарался заручиться поддержкой простого народа. Писистрат материально помогал крестьянам, обеспечивал заработок городской бедноте, проводил протекционистскую политику по отношению к торгово-ремесленным слоям. Впрочем, Аристотель (Афинская полития) не столь уверен в бескорыстии Писистрата: «Это он делал по двум соображениям: с одной стороны, для того, чтобы они не находились в городе, но были рассеяны по всей стране, с другой - для того, чтобы, пользуясь средним достатком и занятые своими личными делами, они не имели ни желания, ни досуга заниматься общественными. А вместе с тем и доходов поступало к нему больше при условии, если обрабатывалась земля, так как Писистрат взимал десятину с получавшихся доходов». Как многие лидеры, достигшие вершины власти благодаря своим способностям, Писистрат грамотно расходовал средства. Строившиеся за общественный счет дороги, храмы, водопроводы способствовали блеску режима. Покровительство Писистрата привлекало в Афины художников, особенно из государств, покоренных Персией. Благодаря правлению Писистрата Афинское государство стало выдающимся, мирным и процветающим. При нём заметно улучшилось положение крестьянства и других слоёв простого народа, и его правление многими вспоминалось как золотой век.

Поразителен тот факт, что ни один авторитетный античный автор не приписывал Писистрату и его сыновьям конфискации поместий своих врагов. Судя по всему, аристократы, наделенные властью, уважали неотчуждаемый характер семейной собственности и не покушались на чужое богатство.
Как и принято у тиранов, Писистрат передал власть по наследству своим сыновьям, но «После этого тирания стала гораздо более суровой, так как Гиппий … многих перебил и изгнал и вследствие этого стал всем внушать недоверие и озлобление» (Аристотель). Афиняне, тем не менее, своими силами свергнуть тирана не смогли. Сделали это по просьбе Афин спартанцы, в 510 г. приславшие войско во главе с царем Клеоменом.
Продолжительное пребывание тиранов у власти сильно повлияло на эволюцию государства. Поскольку большинство знатных домов оказалось в изгнании, их влияние заметно сократилось, в то же время резко усилился другой элемент аттического общества - гильдии, число которых сильно возросло и чье значение увеличилось с ростом ремесленного производства и афинской морской торговли. Экономика Афин постепенно трансформировалась из сельскохозяйственной в торгово-промышленную.

5.3.4 Реформы Клисфена
Клисфен получил полномочия и провел реформы в 507 г. К этому времени социальный состав Аттики существенно изменился, и установленные Солоном пропорции представительства в Совете четырёхсот перестали отражать структуру общества. Выяснилась ещё одна проблема. Выборы от фил позволяли влиятельным родам контролировать состав депутатов, обеспечивая тем самым преимущество своим интересам. Клисфен подверг коренному изменению аттическую избирательную систему. Он разделил Аттику на новые избирательные участки - демы. Всего их было, вероятно, около 170, то есть в три раза больше, чем прежних навкрарий. В год реформы гражданство получили все жители демов, и каждый гражданин регистрировался как член дема такого-то. Таким образом, члены кланов и члены гильдий были зарегистрированы на равных основаниях; в списке граждан не имелось никаких указаний на то, принадлежит ли этот человек к древнему роду или получил гражданство недавно, благодаря чему члены демов лишились преимущества друг перед другом.
Возглавлял новую единицу демарх, и каждый дем имел собственное народное собрание и свои ритуалы. Чтобы развить в демах дух единства, Клисфен с 507 г. сделал членство в деме передающимся по наследству, а не зависящим от места жительства; так, если семья переезжала куда-либо, она сохраняла членство в деме, в котором жила в 508-507 гг.
Далее по сложному алгоритму Клисфен объединил демы в десять фил таким образом, чтобы демы одной филы не имели общих границ и были по возможности равномерно распределены по всей территории Аттики. Отныне не было крупных административных единиц, в которых могли сложиться местные влиятельные группировки. Фила имела собственное народное собрание и исполнительные органы, осуществлявшие избирательные, религиозные, финансовые и военные функции.

Прежний Совет четырехсот стал теперь Советом пятисот. Каждый дем выбирал в этот совет определенное число депутатов, которые должны были иметь возраст старше 30 лет и принадлежать к классу зевгитов или выше; число депутатов устанавливалось в пропорции к населению каждого дема и, следовательно, было различным в разных демах. Из кандидатов, избранных демами, каждая фила по жребию отбирала 50 депутатов. Таким образом, процедура назначения 500 «отобранных из выбранных» депутатов практически исключала возможность для какой-либо группы приобрести влияние в совете. Назначенные в итоге 500 депутатов приносили клятву «давать советы, наилучшие для государства» и вступали в должность советников в начале нового аттического года.
При новом государственном устройстве наибольшей властью, как и прежде, обладал Ареопаг. Его членами по-прежнему являлись бывшие архонты, которые все так же избирались всенародно, а не по новой избирательной системе. Ареопаг и избрание архонтов оставались аристократическими по характеру, и в реальности избиратели почти всегда отдавали голоса за аристократов.
Поскольку каждый человек в возрасте от 30 до 60 лет мог лишь дважды избираться в Совет пятисот, в течение следующего поколения значительная часть граждан получила опыт в административной деятельности и приучилась к ответственности, и благодаря этому народ в целом стал лучше разбираться в государственных делах.

В 488 г. была применена процедура, известная как остракизм. Тот, кто предложил закон об остракизме, имел в виду изгнание сторонников тиранов. Ими и стали первые жертвы остракизма. Позднее процедура стала применяться ко всякому, чья популярность в народе грозила перерасти в единоличную власть. Граждане голосовали против политика, которого желали изгнать, написав его имя на черепке (остраконе). Человек, имя которого упоминалось чаще всего, изгонялся на десять лет. Филохор и Плутарх по-разному описывают процедуру остракизма. Согласно первому, для предания кого-либо остракизму против него должно быть подано 6 тысяч голосов; согласно последнему, цифра 6 тысяч относилась к общему количеству поданных голосов, и, если она не достигалась, поданные остраконы оставались непрочитанными. По мнению одних авторов, срок остракизма составлял десять лет, по мнению других - пять. Эти разночтения, вероятно, отражают модификации, вносившиеся в закон об остракизме за семьдесят лет его применения. Дальнейшая эволюция остракизма пошла в сторону борьбы с политическими оппонентами и сведения межпартийных счетов, и постепенно процедура сошла на нет.

Через 20 лет после введения новой избирательной системы стали очевидны её преимущества. В 487 г. идеи Клисфена были применены к процедуре назначения девяти архонтов. Ранее они избирались народом, теперь же их отбирали жребием из 500 кандидатов, выборы которых проводились по демам; число кандидатов от каждого дема было пропорционально его размерам. Требования, предъявляемые к кандидатам, не изменились. Кандидаты по-прежнему должны были принадлежать к одному из двух высших классов собственников, а девять претендентов, отобранных жребием, проходили проверку в Совете пятисот. Эта реформа имела несколько последствий. Она подорвала влияние крупнейших родов, так как те не могли воздействовать на результат жеребьевки; снизила политическое значение архонтов - в прошлом архонт пользовался публично изъявленной поддержкой значительного числа граждан, теперь же опирался на голоса единственного дема; и повысила роль верховного командования, ведь стратеги по-прежнему избирались всенародно.

В 483 г. персы начали рыть канал через перешеек Афонского полуострова, и стало ясно, что войны с Персией не миновать. В конце 483-го или начале 482 г. случилось ещё одно знаменательное событие - в государственных рудниках в Лаврионе была открыта богатая серебряная жила, и государство получило в свое распоряжение сумму в 100 талантов. Вопрос, как распорядиться этими средствами, был вынесен на народное собрание. Некоторые предложили разделить деньги между гражданами, но популярный в народе политик Фемистокл настаивал, что они нужны для постройки военных кораблей. Афиняне одобрили предложение Фемистокла: в 482/81 г. были заложены 100 трирем, параллельно началось масштабное строительство в Пирее - Афинском порту. Фемистокл последовательно вел курс на превращение Афин в сильную морскую державу. При этом он столкнулся с оппозицией, по-видимому, в лице Аристида. Вскоре Аристид подвергся остракизму, что означало одобрение политики Фемистокла, которая в конечном счете оказалась спасением для Греции.

5.3.5 Война с Персией

Античная Греция

Previous post Next post
Up