прошлой весной, побуждаемый Ольгой Седаковой, я разродился текстом на очень трудную тему: о теснейшей связанности звука и смысла, формы и содержания в церковной поэзии:
http://www.nsad.ru/articles/stihiry-kresta-i-blagoveshheniya-tajna-zvuka на днях разговор о том же ожил в комментариях. повод - "непонятный" ирмос 6-й песни канона Рождеству Христову:
http://hd-paul.livejournal.com/19226.html в ходе дискуссии я предложил еще другую публикацию - о симметричных структурах. один из собеседников отозвался таким образом:
http://liturgy-music.livejournal.com/74148.html я благодарен автору последнего текста за его внимание к моим высказываниям. но вот с тем, что он сам выделил как Главное, согласиться никак невозможно:
"... если не задаться с самого начала вопросом о точном смысле, ЧТО именно хотел сказать автор песнопения, смысл так и будет колебаться". хорошо известно, что на подобные вопросы современников (что вы хотели сказать этим стихотворением?) поэты чаще всего отвечали довольно жестко и в одном ключе: я хотел сказать ровно то, что в нем сказано, не больше - и не меньше.
подлинная поэзия есть не нечто одно, обозначающее собою нечто другое; она - живое явление в мир красоты и истины. в одних и тех же словах краткого текста бывает сказано не одно что-то, а попросту _все_. дальнейшее зависит от того, сколько читатель сможет вместить из этого Всего.
и еще раз: разделять, противопоставлять, сравнивать по степени важности форму и содержание поэтической вещи - в своем роде, то же, что делать это с Божественными красотой и истиной