Двойной портрет придворного шута.

Jun 27, 2012 23:12

Двойной портрет обнажённого придворного шута («нани») Морганте (1553 год), работы художника Аньоло ди Козимо (Agnolo di Cosimo), более известного, как Бронзино, был в XVIII веке, по приказу блюстителей нравственности, стыдливо замазан виноградными листьями и гроздьями, превратившими его в подобие Бахуса.



И только в 2010 флорентийские реставраторы вернули картине первоначальный вид. Морганте изображён во всей своей мужской красе и спереди, и сзади. На одной стороне картины он позирует с охотничьей совой, а на другой стороне охотник сжимает в руке трофей - пойманных птиц.

Браччио ди Бартоло, иронично названный в честь гиганта Морганте Маджоре, героя эпической поэмы Луиджи Пульчи, был самым знаменитым из 5 карликов при дворе Медичи в Палаццо Питти.
Он прибыл ко двору Козимо I Медичи (1519-1584), великого герцога Тосканского, около 1540 года. По словам Джорджо Вазари, он был умён, образован и чрезвычайно добр. Страдавший врождённой хондродистрофией раб, в 1555 году был удостоен дворянского титула, ему пожаловали земли и право жениться. Он даже сопровождал своего господина, которому был беззаветно предан, в дипломатических поездках. Но, несмотря на своё привилегированное положение, Морганте регулярно подвергался унижениям самого разного рода и даже физическому насилию.
В работе Бронзино проглядывается несвойственная ренессансной живописи мысль: пуcть он урод и шут, но он человек!







Uffizi Gallery
Аньоло ди Козимо, больше известный как Бронзино (17 ноября 1503, Флоренция, Тоскана, - 23 ноября 1572, Флоренция) - итальянский живописец, выдающийся представитель маньеризма, придворный художник Медичи.
Бронзино писал фрески, алтарные картины, религиозные, аллегорические картины и картины на мифологические темы. Однако настояющую славу художнику принесли в первую очередь портреты. Бронзино был высокообразованным и начитанным человеком и хорошо знал труды таких великих современников-гуманистов, как Данте и Петрарка. Он писал стихи и был членом флорентийской академии.

Картина Бронзино имеет ещё и полемическое значение: в то время активно обсуждался вопрос о том, какой вид искусства имеет право называться «более благородным». Поэтому он и изобразил карлика с двух сторон, показав, что живопись обладает способностью взглянуть на предмет с различных точек зрения, подобно скульптуре. Кроме того, демонстрируя начало и конец охоты, живопись возвышается над скульптурой, пасующей перед течением времени.

портрет с совой, картина со своей историей, маньеризм, охота

Previous post Next post
Up