Борис Акунин, которого очень уважаю за его гражданскую позицию, и безусловно признаю как современного автора, не так давно
разместил в своем журнале запись, в которой сообщил о выпуске специальной электронной версии книги "Алмазная колесница".
На первый взгляд, книга представляет собой тот же обычный электронный текст.
Но с добавленными иллюстрациями.
Видимо - эксклюзивно в этом издании.
Самое интересное - автор считает, что эта книга предлагается по чрезвычайно выгодной цене.
И что теперь-то покупка такого издания легально - становится еще и экономически оправданной.
И дает ссылки на он-лайн продавцов.
Ну что же,
поинтересуемся. И
здесь.
Есть еще продавцы, но и этого достаточно.
Итак, цена составляет от 5 долларов (~150 руб.) до 199 рублей.
Это, конечно, раза в 1,5-2 выгоднее бумажного издания.
Но...
Все-равно, остается вопрос - не многовато ли ?
* * *
Давайте рассудим.
Вот мне на глаза попался
текст Михаила Клинкина - человека, пытающегося заниматься писательством и продажей его результатов.
Он разместил на своем сайте заметку о системе авторских вознаграждений в этой сфере.
И хотя сообщает он про писателей-фантастов, не уверен что в остальных жанрах ситуация как-то радикально отличается.
В конце концов, это же просто бизнес.
Фантастика - довольно популярный жанр.
То есть, скорее всего, цифры вполне адекватны.
Так вот, он пишет, что вознаграждение автора при издании обычной (бумажной) книги, составляет от 5 до 10 рублей за экземпляр (!).
Это в нашей стране.
Как за рубежом - не знаю.
Понятно, что у особо популярных авторов условия могут и отличаться.
Хотя "верхняя" планка в 10 рублей им называется как раз для них...
Разумеется, с экземплярами бывают еще и всякие "игрища".
Когда издательства допечатывают тиражи, забывая сообщить об этом автору и т.д.
То есть, фактически - обманывают авторов.
А еще обманывать могут и сами типографии.
В остатке - имеет автор с бумажных книг не то чтобы сильно много.
Кстати, Клинкин упоминает еще одну интересную "деталь".
Стоимость книги в твердом переплете на выходе из издательства, по его данным, составляет 70-80 рублей (на 2010 год).
То есть - представленное в наших книжных магазинах безумие в смысле цен - это прежде всего "заслуга" розницы.
Которая своей жадностью все более приближает свой же неминуемый конец.
А с тем вместе - и максимальное сужение "бумажного" пространства.
Ибо авторы, уж худо-бедно, но проживут.
И так, судя по всему, не жировали...
И кстати же, про бумажную книгу в 70-80 рублей, стоит отдельно оговориться.
Для того чтобы она состоялась, нужно много чего сделать - в том числе собственно напечатать, перевезти, погрузить/разгрузить, посчитать и т.д.
С риском не распродать, с необходимостью складировать и т.д.
Все это - расходы.
И тем не менее - цена такой "физической" книги в издательстве, ниже акунинской электронной версии там же (почему - сказано в самом конце).
Для которой один раз делается верстка.
Экземпляры которой "создаются" из ничего, просто машинным набором единичек и ноликов.
Распространение также не стоит фактически НИЧЕГО.
Никаких складов.
Никаких не распроданных тиражей.
И тем не менее, электронная версия оказывается дороже бумажной.
Странновато.
* * *
Так вот.
Если вознаграждение автора составляет до 10 рублей за экземпляр, то вроде вполне справедливо было бы продавать ту же книгу, пусть безо всяких иллюстраций и украшательств - но за тот самый "классический" эппловский 1 доллар (точнее - 0,99$).
Да, из этой суммы 30 процентов заберет аппстор, как продавец и содержатель довольно сложного механизма скачиваний/расчетов.
Но, останется 0,7 доллара - то есть более 20 полновесных рублей за книгу !!!
Это даже больше, чем было бы при обычной бумажной версии.
То есть, даже при таком "бюджетном" подходе, автор не только ничего не терял бы, но и напротив - приобретал.
Когда Акунин считает справедливой цену электронной книги в 5 долларов и выше - хочется спросить, а за что ?
Если его собственное вознаграждение составляет менее доллара (или не так ?) - то за что бОльшую долю он готов отдавать издательству и продавцам ?
Кстати, сокращая тем самым свои возможные продажи.
Работа по подготовке книги к электронному изданию вряд ли сильно сложнее программ, которые продаются в том же аппсторе по доллару-два.
К тому же - здесь-то автора уж точно никто не обманет.
Все что будет скачано - будет цинично подсчитано и положенное писателю - уплачено.
Чай, не наши издательства, постоянно "кидающие" авторов.
* * *
Нужны ли лично мне электронные картинки стоимостью в 120 "лишних" рублей к разумной цене книги Акунина ?
Нет !
Мне нужна книга, то есть текст, созданный хорошим писателем.
И цена такой книги, по моему разумению - должна бы быть не выше рублей 30.
Это "разумение" опирается на упомянутые сведения об уровне "авторских" отчислений.
Ну хорошо - пусть даже 60 рублей.
Но никак не 150 и не 200 !
* * *
Ну или, наконец, сделайте две версии.
С картинками и без.
Если кто-то хочет оплатить эту "опцию" - ради бога.
* * *
Вообщем, авторам нужно бы осознать сильно изменившуюся роль издательств.
Точнее, факт утрачиваемости ими этой роли.
И чаще напрямую обращаться к читателям.
В том числе, самостоятельно размещая свои книги через сайты вроде аппстора.
По ценам, которые действительно могут изменить ситуацию с копирайтом...
* * *
А "Алмазная колесница" с цветными иллюстрациями...
Это вообще-то, только на айпаде и подобных планшетах красиво.
А на ридерах, которые как известно, черно-белые, это практически бесполезная трата денег.
Массовое же электронное чтение - все еще на ридерах.
И скорее всего, именно там и останется в ближайшей перспективе.
* * *
Цена электронной версии "Колесницы" в издательстве, если исходить из стандартной политики аппстора, составляет 70 процентов от цены в 4,99 $, то есть - почти 3,50 $. Что по нынешнему курсу - близко к 110 рублям.
Еще раз стоит подчеркнуть - из которых вознаграждение автора составляет, видимо, 10 рублей.
* * *
Что-то кажется мне, кто-то на пути книги от автора к читателям - стал явно лишним...
Кто бы это мог быть (задумчиво).