10.08.2015. 21:15.
«Пропал Ершалаим - великий город, как будто не существовал на свете. Все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме…».
Тучи, которые бродили над городом последние несколько дней, разразились потоками воды, охладив сухой спёртый воздух. Под звуки отдалённых раскатов грома трусцой часом ранее совершил пробежку вдоль узкой градообразующей речонки под названием Лан. Поразило не только отсутствие комаров как таковых. Вода абсолютно не пахнет ни канализацией, ни зеленью, ни иными ароматами востока. Скептическое отношение к марципановым домикам на самом краю речки сразу же ушло.
Возможно, дело здесь в паталогическом пристрастии немцев ко всему с приставкой «эко-». Вываливать дрянь в реку они скорее всего просто себе не позволяют. Вода из-под крана тоже идёт чистая: немцы пьют её без кипячения. Мне как студенту выдали целую брошюру о том, как нужно сортировать мусор: био-мусор, бумага, бутылки, тетра-паки и пластик, прочее. Про батарейки я даже не говорю: во всех магазинах есть места по приёму старых аккумуляторов. Отделы бытовой химии завалены био-разлагающимися пакетами. Бутылка питьевой воды стоит дороже на 25 евроцентов, так как после использование ты можешь её сдать в автомат и вернуть денежку. В общем и целом, я увидел влияние партии зелёных в Германии. К сожалению, пощупать саму суть идейной борьбы за зеленый окружающий мир мне не удалось. Но не будем врать друг другу в лицо: общество как было, так и остается обществом потребления. Далеко на раздельном сборе мусора и установке ветряков на всех полях, которые я наблюдал из самолета, не уедешь. Тем не менее, в России ещё даже конь не валялся в этом направлении.
Выходные были максимально насыщенными, я стремился совместить процесс адаптации к новым условиям со знакомством с местностью. Проездной на автобус стоит 40 евро, и я сразу понял, что я очень люблю ходить. Цель была у меня достаточно проста, но подогревалась глубинными тщеславными позывами. В Московском университете совсем недавно, около 2-х лет назад, зародилась интересная традиция: студент, путешествуя в новых местах, должен сфотографировать свой студенческий билет на фоне достопримечательностей и выложить фото в интернет-сообщество МГУ. Как известно, в Марбурге молодые годы провёл М.В. Ломоносов, причём по преданию, развлекаться он умел. В честь столь значимого лица на старом здании университета г. Марбурга есть памятная доска, которую я обнаружил уже в первый день.
Однако я знал, что в глубине города спрятан памятник, который и стал моим местом назначения. Долгие поиски увенчались успехом, и под вопросительным взглядом китаянки и криками местного бомжа о моей национальной принадлежности я устроил себе, своему студенческому билету, диплому и Ломоносову полноценный фотосет.
По пути удалось прогуляться по улице Pasternakstrasse, названной в честь нашего известного писателя, также учившегося семестр в Марбурге.
Стратегической задачей стало обеспечения себя доступом в интернет. О2 отказались продавать мне симкарту без заключения контракта на 2 года, тогда как в Vodafone мне предоставили скромные 500 мб в месяц за кусающиеся 10 евро. Но делать нечего, дешевле найти ничего не получится.
Поразили меня несколько вещей, которые я хочу как можно ярче описать, пока они не стерлись из моей памяти. Во-первых, город максимально приспособлен для нужд слабовидящих людей. Тактильная плитка и шрифт Брайля встречаются повсюду. Но мне больше всего понравились светофоры. Каждый столб у перехода снабжен большой жёлтой кнопкой, на которой нарисован человечек и сбоку пенсионерская клюка. При подходе нужно нажать, чтобы активировать светофор в свою пользу. Когда загорается зеленый, то помимо звука пип-пип можно определить разрешающий сигнал по вибрации этого прибора (после нажатия кнопки руку нужно оставить на кнопке). Хоть я и вижу неплохо, но для разнообразия дорогу перехожу после ощущения вибрации в руке.
Во-вторых, улочки, шириной с колесную базу среднего автомобильчика, оборудованы специфическими парковочными местами (не везде конечно). Вместо вырезанных карманов под парковку на тротуаре плиткой другого цвета обозначены места, где может стоять машина. Очень необычно.
Ну и в заключении, я оценил разбросанные по всему городу фонтанчики и души для тех, кому жарко. Можно умыться, даже попить. Прям как на марафонских дистанциях - душевые пункты для бегунов.
Первый день обучения начался не в аудитории. Для прохождения формальных процедур отправился в главное здание принимающей конторы. В очередной раз прошёл тест на знание немецкого языка (поставили уровень А2.2), выдали учебник (новый, даже с диском) и отправили в другой корпус непосредственно к преподавателю. Прогулка, вызванная не только любовью к свежему воздуху, но и скудным финансовым состоянием, заняла минут 20. Преподаватель - немка до 30 лет - попросила представить себя, что я на ломанном немецко-английском и сделал. Группа из 15 человек этнически практически полностью состоит из сирийцев. Как я узнал, DAAD выделило специальные стипендии для Сирии, так как там война. Также среди моих соседей по парте оказались девушка из Мексики и парень из Уганды по имени Дэвид. Атмосфера самая дружелюбная, все ребята адекватны и приветливы. Отношение к России у всех положительное, что было очень приятно видеть и чувствовать.
Пару слов хочу сказать про преподавание: прошёл лишь 1 день, но я смог с высоты своего опыта приблизительно оценить, к чему идёт дело. Если самому не заниматься, то через 2 месяц я с уровнем А2.2 уеду домой, улыбаясь до ушей. Системы никакой, строгого соблюдения расписания пар и перерывов нет (по желанию в пользу увеличения отдыха), никакого чтения, пересказов и зубрежки. Пели песни, писали слова на доске, рассказывали на английском, «кому на Руси жить хорошо». Язык можно выучить лишь кропотливым трудом, а преподаватель должен стоять с плетью и подгонять тебя. Советская педагогическая школа стоит где-то далеко: может быть, мне попался такой преподаватель (замечу, что девушка очень любезная, весёлая и добрая). Тем не менее, я приехал сюда не песни петь, а получить языковой укол через интенсивные курсы. Ну что ж, всё в моих руках. Единственный плюс - носитель языка: если сам буду напрягаться, то смогу получить очень большую пользу от соприкосновения с живым языком.
После занятий вместе с Дэвидом отправился в сторону университетской столовой (называется Менза). По пути расспрашивал молодого человека, чёрного как дёготь, об Уганде, жизни, нравах и проблемах. Хороший парень, очень толковый. Однако общение отягощалось произношением (как будто человек набил свой рот неочищенным фундуком). Ещё бы, Дэвид знает 8 языков своей страны: поражаюсь, как у него сил хватило выучить английский и немецкий.
Столовая - 4-х этажное просторное здание - кишело студентами. Добрая немецкая фрау на стойке продала мне карту, удостоверившись, что я студент. Депозит - 5 евро, на счёт я бросил 15 евро. Конвейерная система типовых столовых здесь улучшена тем, что на кассе все расплачиваются как раз этой картой по системе pay-pass. Кассир указывает сумму, прикладываешь карту - и ты свободен. Полноценный обед обошёлся в 3 евро, бюджетно.
После непродолжительной болтовни о том, как смотрит житель Уганды на современные проблемы России, я отправился в третий корпус языковых курсов. Цель была корыстная в своей основе: я хотел получить причитающиеся мне наличные, первая порция стипендии DAAD. Веселый мужик, заведующий всему курсами и произносящий мою фамилию как Штарков, выдал конверт, на котором было написано 610 евро. Попросив пересчитать мою наличность, начальство отпустило меня в свободное плавание. Получку нужно было обмыть: что может быть лучше спрайта в макдональдсе, когда жара +35? Лучше может быть практически всё, но здесь выбирать не приходилось: у меня была ещё одна задача, которую я мог решить только в маке. Обойти систему ограничения скачиваний можно лишь с бесплатного Wi-Fi. Именно поэтому я подключился к сети и скачал из сети Вконтакте 16 серий Полиглота: учить немецкий язык придется самому.
Расскажу кратко про макдональдс, который немного отличается от русского варианта. Во-первых, на личном опыте узнал, что холодный чай они не продают. Во-вторых, продажа товаров идет пакетами (сразу бургер, картошка и напиток). По отдельности покупать всё проблематично, подобная система была и в Барселоне в прошлом году. Также в Германии принято уносить за собой подносы: оставишь - косо посмотрят. Ну и конечно же никаких очередей, это вам не Москва.
Первые впечатления, изложенные здесь, возможно, изменятся впоследствии. Дальше будет видно. Скоро соберусь и начну писать про саму стипендию DAAD: что это такое и с чем её едят.
Вот такие классические модели встречаются на улицах города.