С чего начать? Наверное с Эдмонтона. Это столица провинции Альберта, если кто не в курсе. Отсюда уходит большинство рейсов на канадские севера, в Арктику. Я тоже отсюда ухожу, буквально через несколько минут. И тоже в Арктику, в посёлок Кембридж Бэй (Cambridge Bay). Разумеется, к тому, "настоящему" Кембриджу этот отношения не имеет никакого. Изначально он назывался Ikaluktutiak (произносите как хотите, я не собираюсь получать вывих языка), что переводится с языка местных инуитов как "Место, хорошее для рыбалки" . Говорят, летом там действительно хорошая рыбалка, но мне в этой командировке данный факт не проверить, завтра начинается октябрь, в Арктике уже далеко не лето.
Название своё посёлок получил в честь принца Адольфа, графа Кембриджского. В 20-е годы тут находился полицейский участок Канадской Королевской Конной Полиции (RCMP) и фактория компании Гудзонова залива, на которой местные инуиты торговали мехами и прочими охотничьими трофеями с бледнолицыми поселенцами. И находится сие благословенное место в провинции Нунавут (Nunavut), что в переводе с языка тех же инуитов означает "Наша земля" .
По пути на север в салоне Boeing-737 компании Canadian North. На переборке между пассажирским и грузовым салонами фотографии из местной жизни.
Заходим на посадку в Cambridge Bay. Мысль: вагончик тронется - купе останется :-))
Из кабины вертолёта посёлок издалека выглядит засыпанным снегом.
В тундре ещё остались проплешины земли.
Часть океана ещё не подо льдом. Недолго осталось ждать вообще-то, ещё недели три-четыре.
Зимняя тундра "под ногами"
Но это всё там, за полярным кругом, а пока я в аэропорту Эдмонтона. В "цивилизованные" места летают крупные компании типа Air Canada или West Jet. А по полярным аэродромам специализируются фирмы поменьше - Canadian North и First Aviation. И, если к "цивилизованным" рейсам люди идут через телетрап прямо в салон самолёта, то на северные маршруты мы идём по коридору и, затем, пешком по улице. Наш лайнер, Боинг-737 не совсем обычный. Большая часть салона у него грузовая, туда через откинутый борт загружают ящики, мешки и контейнеры. В хвосте самолёта несколько рядов выделено пассажирам. Грузовой и пассажирский салоны разделены перегородкой с маленькой дверцей. Половина пассажиров - инуиты и индейцы, остальные, судя по виду, возвращающиеся из отпусков белые жители северных посёлков и благообразные пожилые люди, в большинстве своём являющиеся проводниками различных правительственных программ по повышению уровня жизни коренных народностей. За время северных командировок я могу почти безошибочно различать эти категории. Благообразных старичков не люблю, мне кажется, что своими программами они делают инуитам и индейцам только хуже. Но это моё личное субъективное мнение. Ещё одна особенность самолёта - лыжа, установленная поверх переднего шасси. Она предотвращает попадание камней, вылетающих из-под колеса, на брюхо фюзеляжа. Самолёты этой компании часто садятся на небольшие грунтовые полосы в маленьких северных посёлках. Вообще это впечатляет - Боинг, садящийся на покрытый щебёнкой аэродром.
У берегов снег выдувает ветром, его пока не много.
Вода тихая, спокойная. Только стекло у вертолёта грязное, снимок не фонтан.
Над заливом.
Просто тундра.
Аэропорт Cambridge Bay. Заходим на посадку.
Посёлок.
Самолёт точно по расписанию начинает выруливание, проплывает мимо здание аэровокзала, машины других авиакомпаний, знаки на рулёжных дорожках. Лайнер отрывается в воздух и, перед тем как он уйдёт в облака, я ловлю себя на мысли, что красивые осенние краски пейзажа увижу в следующий раз уже не скоро, может через месяц, а может, если командировка затянется, только на следующий год.
Над водой "парит" . Небольшие облачка...
Этот холм посредине называется "Пинго" . Образуется, когда летом вода попадает в трещины в земле, замерзает, раздвигает грунт, выталкивая его на поверхность, летом в трещины опять попадает вода... и так по кругу. Растёт Пинго сотни лет.
Над заливом слой облаков.
Неуютные пейзажи... но красивые.
Наша машина в ожидании работы.
По дороге в посёлок.
Первая посадка в аэропорту города Yellowknife, своеобразной столице Северо-Западных территорий. Это в общем-то город, небольшой, но город, в нём даже есть парочка высотных зданий. Представляю каких денег стоило их построить. Дело даже не столько в высокой стоимости транспортировки всего чего угодно в эти края, а в том, что грунта как такового тут нет. Все постройки стоят на гранитной плите размером во многие тысячи квадратных километров. Местный пилот как-то рассказал мне, что само жильё не очень дорогое, да и участки «земли» тут дёшевы, а вот коммуникации безумно дороги. Траншеи под разные трубопроводы надо не прокладывать, а вырубать в каменном грунте. Я уж не говорю про фундаменты зданий, тут скорее всего надо взрывать породу. В общем, цены на жильё тут впечатляют даже по сравнению с «цивилизованными» провинциями. После посадки я выхожу размяться в здание аэропорта, нам тут ждать как минимум пол-часа, пока самолёт заправится и примет на борт контейнеры с едой и напитками. Аэропорт ничем не примечателен, такой же как и десятки по всему северу, однако, посмотреть внутри есть на что. За стеклянной витриной выставлены предметы быта и работы первопоселенцев - горняков. Несколько образцов цветных блестящих полудрагоценных камней, горняцкая лампа, таблички с шахт, компас с очень старого самолёта, а между этими экспонатами поделки местных народных умельцев - фигурки людей и животных, вырезанные из камня и кости. В общем, небольшой музей. Я долго разглядываю самолётный компас 30-х годов, пытаюсь представить его в кабине. Интересный агрегат, ничего не скажешь, тяжёлый, медные детали, истёртая шкала, мне просто профессионально интересно его разглядывать. Объявляют посадку на наш рейс, и я по морозному обледеневшему перрону шагаю к самолёту. Следующая посадка - искомый Кембридж Бэй.
Типичные пейзажи улиц северного посёлка - будь то индейская резервация или посёлок инуитов.
Местный универмаг.