Рецензия на игру "Ghost of Tsushima" (2020)

Jan 07, 2021 07:00



Разработчик: Sucker Punch Productions
Платформа: PS4->PS5
Дата выхода: июль 2020
Время прохождения: 60 часов

За время жизненного цикла PS4 студия Sucker Punch выпустила всего две игры - Infamous Second Son с дополнением на запуске, и Ghost of Tsushima на закате консоли. Негусто, если честно, однако это тот случай, когда количество перешло в качество. Посмотрим, что же из себя представляет последний PS4-эксклюзив за их авторством?


В 1274 году монголы напали на японский остров Цусима. Самурай Дзин Сакай из клана Сакай вместе десятками других самураев встретили завоевателей как и подобает самураям - лицом к лицу. Практически все самураи погибли в этом сражении - разве что господина Симуру, дядю Дзина, глава монголов Хотун-Хан взял в плен, а самого Дзина нашла при смерти и выходила воровка Юна. Оправившись от ран, Дзин вынужден освоить нечестные приёмы борьбы, чтобы противостоять монголам и освободить остров Цусима.

Сюжет поделён на три больших акта и соответствует трём кускам огромного острова. Каждый акт выделяется собственной масштабной целью, поделённой на этапы, и наполняется историями поменьше. Это, кстати, интересный структурный ход - каждая миссия в игре представляет собой отдельную историю. Каждая из них даже выделяется - вступлением, заголовком на тематическом фоне, и эпилогом. А истории, связанные с ключевыми персонажами, оказываются многоэтапными и равномерно размазаны по всем трём актам. Добавьте сюда бродячего музыканта, который рассказывает легенды о великих героях Цусимы, оставивших по всему острову тайники, убежища и наследников, готовых и не очень поделиться легендарным оружием, бронёй и хитрыми приёмами, и получите базовое представление о сюжетной структуре.
Вообще сюжет игры оставляет исключительно положительное впечатление. Да, в нём нет откровений или неожиданных поворотов, но зато герои постоянно беседуют о балансе души и тела, рефлексируют над совершенными деяниями, обсуждают мотивацию своих поступков и размышляют, как же жить дальше. В некотором смысле, игре про Японию немного не хватает японского менталитета, поэтому многие истории получаются слегка американизированными, но в глобальном смысле разница невелика. Почти каждая история наполнена грустью и болью утраты - крестьян убивают, грабят, берут в плен и подвергают всяческим издевательствам, в том числе эмоциональным. А главный герой просто не в состоянии спасти всех и каждого. В этом плане авторы крайне правдоподобно рисуют портрет монголов как этакого стихийного бедствия, наводнившего земли японского острова. Да, у них есть условный начальник, о котором изредка напоминают в межсюжетных вставках, но по факту нам приходится разбираться с бесчисленными и безликими группами бойцов в экстравагантных нарядах.


Игровой процесс до боли напоминает серию Assassin's Creed, но с несколькими значительными улучшениями, которые для меня стали критичными. В то время как Ubisoft год за годом выпускает одну и ту же игру в других временных декорациях, Sucker Punch выпустили аналогичный проект с теми улучшениями, которых мне лично не хватало. Во-первых, игра подкупает сеттингом. Здесь у нас загадочная Япония, наполненная особой атмосферой Востока со специфическими ритуалами и стилистикой. Однако, здесь следует сделать оговорку - Япония тут воссоздана именно по американскому представлению о Японии на основе японских фильмов. Словно смотришь американский ремейк фильма Акиры Куросавы - кругом завораживающая природа и опадающие сакуры, сопровождаемые аутентичной музыкой. К слову, тут даже есть особый визуальный стиль "режим Куросавы" - чёрно-белый с крупным зерном плёнки, для эстетствующих особ.

Во-вторых, тут отсутствует рассинхронизация между геймплейными механиками и сюжетным обоснованием. Это как раз то, что меня дико бесит в серии AC - персонаж в диалогах строит из себя благородного героя, а сам может носится по городам, прыгать по крышам, толкать нерадивых прохожих и размахивать скрытым клинком, словно обезьяна с гранатой посреди каменных джунглей. Здесь же под управлением игрока - один из последних самураев на острове, которому всю жизнь вдалбливали в голову благородство, достоинство и честь. И только стечение обстоятельств вынуждает его отступить от этого пути и пойти против самого себя. И этот же аспект на 100% отрабатывается в геймплее - если игрок натыкается на группу врагов, он может как гордый самурай вызвать их на честный поединок, или же как переметнувшийся синоби подкараулить их в кустах и закидать бомбами, утыкать стрелами и отравить дротиками.
В-третьих, здесь отсутствует пресловутое деление врагов и территории по уровням врагов. Опять же в том же AC вся карта поделена на регионы с обозначенной уровневой вилкой - если ты меньше по уровню, придётся либо страдать, умирая, либо умирать, страдая. Если же игрок больше по уровню, то ни один из врагов не представляет угрозы. В результате зачистка карты и прохождение миссий жёстко привязано к развитию персонажа, что накладывает определённые ограничения. В "Призраке Цусимы" этого нет в помине - никаких циферок уровня надо головами противника, а степень угрозы можно определить жирностью противника - чем больше на нём брони, тем дольше его придётся кромсать (хотя и тут есть нюансы). Лучники истребляются на раз, а вот с массивными противниками иногда приходится повозиться. Причём это актуально как для начала игры, так и для её финальных этапов.
В-четвертых, боёвка игры честно передаёт ощущение от статуса персонажа. Всю игру Дзин Сакай сражается одной и той же катаной (поддающейся прокачке), и это оружие позволяет действительно почувствовать себя самураем. Уже упомянутая механика противоборства, когда можно встретить группу противников лицом к лицу, представляет из себя небольшую мини-игру на реакцию, благодаря которой отряд можно выкосить почти полностью за несколько взмахов меча. Это не безмозглое сбивание полоски здоровья до нуля - тут важно перейти в одну из четырёх стоек (против щитовиков, копейщиков, мечников или здоровяков) и эффективно вывести их из равновесия. После этого враг добивается с одного-двух ударов. Вообще это очень важное ощущение в игре про убийцу - возможность нанести единственный смертельный удар подстрекает пользоваться этой возможностью.


Наконец, немаловажной деталью становится сюжетная трансформация героя, которая отражается в геймплее. По мере прохождения у персонажа увеличивается "слава Призрака" - легендарного война, столкнуться с которым - себе дороже. Поэтому когда на нас бежит отряд противников, а мы пару человек разрубаем на бреющем полёте, остальные легко могут запаниковать, упасть на землю и пуститься наутёк, сверкая пятками. Вроде бы незначительная деталь, но она освежает впечатления до умопомрачительного уровня. Это, кстати, относится не только к боёвке - игра просто наполнена мелкими излишествами, которые позволяют проникнуться атмосферой игры на новом уровне. Одно только отряхивание меча от крови после дуэли чего стоит, а ведь тут ещё есть возможность потрепать лисёнка за холку и поклониться в тайном святилище. А когда мы скачем на лошади среди громадного поля белых цветов, Дзин наклоняется, опускает руку и позволяет лепесткам трепетать по его ладони. Вроде бы - зачем оно? Но душа шепчет - красиво же...


Ролевая система распространяется на оружие, одежду и навыки, которые по мере прохождения можно прокачивать. У героя строго ограниченное количество комплектов нарядов, которые определяют стиль прохождения. Нравится ползать в тени - берёшь один, предпочитаешь стрелять из лука - берешь другой, хочешь быть гордым самураем в полном облачении - берёшь третий. И оружие, и броня, и аксессуары улучшаются за ресурсы, раскиданные по игровому миру в скромном количестве. То есть целенаправленно их искать не надо, но мимоходом на очередной апгрейд точно можно наскрести. С навыками всё веселее - две куцые ветки "самурайских" апгрейдов, нацеленных на увороты и блоки в честном поединке, и обширное дерево навыков "призрака" - тут и разнообразные стрелы, бомбы, кунаи, дымовые завесы и колокольчики с петардами для отвлечения внимания и контроля толпы. Отдельной строкой идут боевые стойки, которые тоже постепенно улучшаются, обнажая новые приёмы и комбо-атаки.


Поначалу управление персонажем ощущается слегка некомфортно - чувствуется небольшое отторжение героем земли, по которой он ходит, но потом происходит привыкание и на этот момент уже не обращаешь внимание. Дело в том, что в глубине души игра про японского самурая всё ещё является экшеном про супергероя, коим была серия inFamous. Собственно Дзин Сакай - это такой супергерой, только без сверхспособностей, зато он ловкий и умелый до невозможности - скачет по скалам с прыткостью козла и носится по деревням аки ветер. Интересный момент, что ключевой особенностью последнего inFamous Second Son была потрясающая работа с частицами - персонаж распадался на искры и оставлял за собой рассеивающиеся элементы (огонь, лёд и прочие побочные продукты сверхспособностей). Здесь все эти частицы трансформировали в постоянно летающие и опадающие листья. Почти каждая локация может похвастаться чем-то лёгким и гонимым ветром.
Из ветра, кстати, сделали отдельную игровую механику - он указывает направление движения. Отметим ли мы точку на карте или просто идём по сюжету - ветер понесёт многочисленные листочки и травинки в ту сторону, куда нам следует выдвинуться. В принципе, на экран карты можно даже не выходить - игра и без интерфейса покажет куда двигаться. Во время движения интерфейс и вовсе исчезает, чем доставляет огромное эстетическое наслаждение. Костры вдалеке подсказывают точки интереса, золотые птицы укажут путь к дополнительной истории или горячему источнику, где можно улучшить здоровье под размышления о бытии, белые журавли обитают в местах скопления дополнительных элементов экипировки, а встречаемые лисы проведут к ближайшему алтарю Инари.
Игра выглядит настолько красиво и эффектно, что иногда просто хочется остановиться и понаблюдать как колышется трава на ветру. Добавьте сюда медитативные элементы сочинения хокку, и получите крайне комфортную игру, которая по щелчку пальцев восполняет недостаток поездок по экзотическим странам в этом объятом пандемией мире.


Я поставил себе максимальный режим сложности и страдал только по-первой, пока здоровья было мало, а схема управления ещё не отскакивала от пальцев. К финалу я расправлялся с противниками без особых сложностей, и даже весь спектр доступных возможностей применять не приходилось. Пока я проходил игру, успела выйти PlayStation 5, на которой игра работала в честных и стабильных 60fps, а загружалась немного быстрее. Кроме того, разработчики сделали бесплатное дополнение с кооперативным режимом, которое можно запустить как из главного меню, так и во время одиночных странствий. Там отдельный простенький сюжет про легендарных героев, и развлечение на четверых, где нужно отражать волны врагов. Он меня надолго не затянул, но разнообразия добавляет, что уже хорошо.

Тем не менее, игру сложно назвать выдающейся. Она не изобретает велосипед, но заложенные в ней механики отлично работают и прекрасно сочетаются. В ней просто приятно находится - да, она не шокирует контентом и не задаёт новое слово в жанре, однако расставленные в правильном порядке приоритеты и избавленный от конвейерных глупостей геймплей оставляет исключительно положительное впечатление.


"Ghost of Tsushima" для меня стала той Assassin's Creed, которой я так долго ждал от Ubisoft, а те который год топчутся на месте. Здесь шикарнейший арт-дизайн сочетается с простой, но работающей геймплейной формулой, которая не вызывает отторжения ни на одном из уровней восприятия. Чего ещё можно желать?

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Итоги 2020 года
Аниме про свинью-пилота
Второй сезон сериала про супергероев с комплексами
Первая игра на PS5, демонстрирующая возможности нового геймпада
Триквел бади-экшена про копов из Майами
Пошаговая стратегия про бульдозер с людьми в пост-апокалиптической пустыне
Фантастика про становление избранного на пустынной планете с червями
Сериал про элитного воина и маленького зелёного гоблина в далёкой галактике
Третья часть трилогии про семью Корлеоне
Слэшер про киберниндзя с высокочастотной катаной
Вторая часть трилогии про семью Корлеоне
Первая часть трилогии про семью Корлеоне
Платформер про рыжего бандикута
Экшен про однорукого синоби
Ромком про "день сурка" на свадебном курорте
Анимационный сериал про пришельцев в человеческом обществе
Пятая часть приключенческого квеста про американца и француженку
Седьмой сезон комедийного процедурала про бруклинских копов
Драмеди про дауна и краболова на плоту
Аниме про принца заражённой рукой и девочку, выращенную волками
Игра про игру престолов по мотивам "Игры Престолов"
Культовое аниме про разборки магов, проклятия и футуристическую избушку на ножках

Здесь можно подписаться и добавиться в друзья.

ghost of tsushima, review, игры, рецензия, games

Previous post Next post
Up