От завода до магазина

Dec 13, 2017 11:45



Мы привыкли просто приходить в магазин, покупать продукты и не задумываться о том, как они попали на полку. Дорога от ворот производителя до магазинов - настоящая логистическая проблема. На помощь приходят большие распределительные центры, которые имеются во многих регионах России и располагаются ближе к крупным городам.

В Татарстане я заглянул в распределительный центр Х5 Retail Group в Лаишево, обслуживающий магазины в этом регионе, и в магазин "Перекресток" в одном из спальных районов Казани, чтобы посмотреть на продуктовый путь самостоятельно. Рассказываю почему логистика очень важна и какое влияние она оказывает на цену.


1. Сегодня распределительный центр - это уже не просто склад для хранения товаров, а полноценная структура в торговой сети. При таких объемах продукции высокую роль играют высокие технологии и системы автоматизации. Без этого центр не сможет нормально функционировать. Ежедневно в распределительный центр Х5 Retail Group в Лаишево приезжают и уезжают сотни машин. Поставщики привозят собственную продукцию, а центр, как настоящий дирижер, руководит отгрузками в магазины.

На внешней территории большая парковка для машин: кто-то отдыхает, кто-то ждет своей очереди.


2. Машина подъезжает к воротам распределительного центра. С помощью погрузчика происходит разгрузка и погрузка продуктов.


3. Такой распределительный центр обслуживает 120-140 рейсов машин в сутки. Здесь дорога каждая секунда.


5. Товары доставляются в буферную временную зону, располагающуюся между воротами и основным складским помещением. Загрузка и выгрузка происходит поэтапно.


6. И попадают в основное складское помещение, где каждая единица товара привязана к определенному месту (ячейке). Такая форма организации хранения позволяет лучше контролировать операции.


7. Горы мандаринов во временной зоне.


8. Этот распределительный центр работает только на Татарстан и обслуживает 650 магазинов. Каждый день отгружается товар в 300-350 магазинов Пятерочки и Перекрестка. Средняя загрузка РЦ около 65% - это хороший показатель, потому что чем больше процент, тем медленнее протекают процессы.


9. Сейчас центр имеет 100-200 поставщиков и компания отдает предпочтение местным производителям, потому что нет смысла возить продукцию через всю страну, тем более уж из другой страны, если есть аналогичный продукт. И самый главный аргумент - ценообразование. Каждый лишний километр, каждый лишний час, который тратится на дорогу, отражается на итоговой цене и на нашем кошельке, а мы платить больше не хотим!

Оказывается, цена формируется так: 40% закупочная цена у поставщика, 30% логистика и 30% добавляет магазин. Тридцать процентов!

10. Зарядка аккумуляторов. Все погрузчики и штабелера электрические.


11. Когда каждое действие стоит денег, организация работы персонала (грузчиков, кладовщиков) имеет огромное значение. В смене работает 150 человек. У всех сдельная зарплата, поэтому на складе происходят настоящие гонки. Платят за каждый паллет. Покурить полчаса здесь не выйдет. Хочешь заработать - работай. Говорят, в среднем получается 30 тысяч рублей.


13. В работе используются настоящие инновации! У рабочих есть наушники с микрофоном. Они сообщают номер заказа/товара, а робот распознает их речь и контролирует процесс отгрузки.


14. Во многих магазинах складские площади не позволяют иметь больших запасов товаров, поэтому РЦ берет на себя функцию хранения в среднем недельного запаса продуктов с большим оборотом. Это позволяет закупать и поставлять крупные партии, получая при этом хорошие оптовые скидки, а затем регулярно снабжать магазины в соответствии с их дневными потребностями.


15. Главная же задача центра - это поставка товаров в магазины в нужном количестве с необходимой регулярностью. Это определяется товарооборотом каждого магазина. Система видит какой товар заканчивается и формирует его в следующую отгрузку. Загрузив машину, продукты отправляют в магазины сети. У Х5 Retail Group 3000 своих грузовиков и есть приложение для частников. Некое подобие убера для грузовиков.


16. Следуем за машиной и попадаем в Перекресток. Помните время, когда пятерочка была таким дискаунтером со скудным выбором для бабушек, а Перекресток дорогой магазин для элиты? Все! Сегодня это неактуально. У Пятерочки закончилось переоборудование магазинов - теперь это яркий красочный магазин у дома с хорошим выбором и возможностью выбрать более высокую ценовую категорию. Перекресток наоборот за время кризиса, сохраняя огромный выбор товара, стал доступен всем, если разобраться в категориях.


17. Приемка товара происходит в глубине служебных помещений через специальные ворота.


18. Привезенные продукты распределяются по складам в соответствии с требованиями хранения.


19. Служебные коридоры выглядят так.


20. Ингредиенты для кухни поставляют отдельно. Ничего не остается на следующий день, поэтому в конце дня дается 30% скидка на покупку.


21. Пройдя через конвейер завода, погрузчики распределительного центра, километры дорог в машине товар попадает в руки продавцов, которые наполняют полки в магазинах.

Я всегда думал, что за продуктами с желтой или красной ценой скрывается какой-то подвох. Оказывается, эти промо-товары выбираются офисом чуть ли не за полгода до того, как получат скидку в магазине. Т.е. никаких махинаций и обмана здесь нет.


22. Особое внимание в супермаркете уделено товарам местного производства - на полках они выделяются специальным стоппером. Как раз за счет местных производителей, промо акций и запуска собственных торговых марок, цена на которые на 30% ниже брендированных аналогов, у Перекрестка получилось стать доступнее.

Логистические задачи распределительно центра и магазина на этом этапе заканчиваются. Инициативу уже перехватывают тележки покупателей. С доставкой купленной продукции до желудка мы справляемся сами! :)


Посмотрев на путь товара от завода до магазина и увидев закулисье розничного магазина, мне выпал шанс поработать в магазине, выполняя задачи рядового сотрудника! Я не стал отказываться. Завтра расскажу, как я помогал бабушке, раскладывал конфеты и проверял ценники!

Расскажите друзьям:


Добавить в друзья

Подписывайтесь на социалки:







По вопросам проведения съемок пишите на электронную почту me@orekhov.photo

репортаж, производство

Previous post Next post
Up