Америку открыл... Пижон

Aug 24, 2017 21:41

Где Колумб впервые встретился с индейцами, или Завоевание Нового света началось в Ирландии!


Знаете ли вы, что Америку открыл Голубь? Да нет же, - возразите вы, - это совершил Колумб! Ну, или викинги, - выскажется более продвинутый читатель и, подумав, добавит: а может, даже арабы, тамплиеры или финикийцы. Но, вообще-то, предки коренных американцев самыми первыми её и открыли, - подведут итог самые толерантные.

Ладно, будем говорить в духе новомодных веяний: последовательную эксплуатацию и непрерывную колонизацию Америки европейцами в 1492 году начал... Кто начал? Да, человек, которого русские знают под именем Христофор Колумб. Но сам он себя называл иначе!

Несмотря на наличие множества теорий, приписывающих Колумбу каталонское, еврейское, греческое, португальское, корсиканское, сардинское, шотландское, норвежское и даже польское происхождение, большинство серьёзных исследователей, а не всевозможных задорновых, указывают на итальянское, а точнее, на генуэзское происхождение мореплавателя. И на генуэзском диалекте лигурийского языка имя выдающегося морехода звучало как Криштоффа Курунбу (Christoffa Corombo).

Но так как полтысячелетия назад романские языки, имеющие общий латинский корень, были, понятное дело, ещё ближе друг к другу, чем сейчас, то говорящие на них не особо церемонились с ономастическими тонкостями, когда дело касалось всем им хорошо понятных близкородственных слов. Это сейчас, к примеру, украинец Голуб или поляк Голонб (Gołąb) будут выть тюленем, если их запишут в России в документах под фамилией Голубь. А тогда всё было проще. В итальянских государствах мореход себя называл Кристофоро Коломбо (Cristoforo Colombo), в Каталонии - Кристофор Колом (Cristòfor Colom), в Кастилии - Кристобаль Колон (Cristóbal Colón), в Португалии - Криштоваун Коломбо (Cristóvão Colombo).

В другие же языки имя мореплавателя вошло в вариациях на тему латинизированной формы имени - Кристофорус Колумбус (Christophorus Columbus). Но если бы другие народы также последовали примеру говорящих на романских языках, то было бы весьма занятно. Так, по-русски американский первооткрыватель прозывался бы Христофор Доминикович Голубь. Ведь именно так переводится его фамилия на русский язык. А имя - от греческого Χριστόφορος, Христоносец. По-английски вместо Кристофера Коламбуса (Christopher Columbus) был бы Кристофер Дав (Dove) или Кристофер Пиджн (Pigeon). Латыши бы говорили не о Кристофорсе Колумбсе (Kristofors Kolumbs), а о Кристапсе Балодисе (Kristaps Balodis). В немецких книгах фигурировал бы не Кристоф Колумбус (Christoph Kolumbus), а Кристоф Таубе (Taube). А по-французски получалось бы, что Америку открыл не Кристоф Колонб (Christophe Colomb), а вообще Кристоф Пижон (Pigeon).

Ну а в ирландском языке Кристор Коламбас (Críostóir Colambas) звучал бы как Кристор Колэм (Сolm) или Кристор Калур (Colúr). Не исключено, кстати, что так к нему и обращались ирландцы. Ведь Колумб был на Изумрудном острове. И пребывание это имело далеко идущие последствия. Ведь именно в Ирландии генуэзец понял, что надо плыть на запад, чтобы достичь Индии. Потому что увидел там индийцев. То есть, индейцев. Ошибиться не мудрено: ведь это по-русски есть разница в этих экзоэтнонимах. А в западных языках они звучат совершенно одинаково: Indians (английский), Indiani (итальянский), Indiens (французский), Indianer (немецкий), Indios (испанский). Что поделать: ехал в Одессу, а приехал в Херсон плыл в Индию, а приплыл в Америку...



Церковь святого Николая в Голуэе - старейший действующий храм Ирландии.
Случилось это в 1477 году. Тогда Голубь, то есть, Колумб имел португальскую прописку, но активно путешествовал с торговыми целями по северной Атлантике, посетил Англию, Исландию, Фареры и Ирландию. Ещё в 1474 году из письма астронома и географа Паоло Тосканелли он узнал идею, что, исходя из только предполагаемой, но ещё тогда не доказанной шарообразности Земли, до Индии можно добраться гораздо более коротким морским путём, если плыть на запад. Мысль показалась Колумбу интересной, но больше теоретической разминкой для ума, чем прикладной идеей. Однако после Ирландии морехода как подменили: он всячески пытается убедить в необходимости плыть за индийскими пряностями не на восток, а на запад вначале своих земляков-генуэзцев, потом португальского короля Жуана II, но без результата. Используя горький предыдущий опыт, Колумб повёл буквально правильную осаду кастильского королевского двора. И вроде идея понравилась, но страна готовилась добить последнее мусульманское государство на Иберийском полуострове, и было не до дальних странствий. Лишь после взятия Гранады в 1492 году пара католических королей, соединивших Кастилию с Арагоном в единую Испанию династическим браком, Изабелла и Фердинанд, дала добро на заокеанскую экспедицию.



Именно здесь, в Голуэе, Колумб убедился, что нужно плыть на запад.
Но что же произошло 540 лет назад? Откуда у Колумба была такая уверенность в своей правоте? Ответ кроется в маргиналиях. Это заметки на полях книги Пьера д'Айи (Pierre d'Ailly) по космографии Imago Mundi (Образ мира), сделанные Колумбом в начале 1480-х. В том месте, где автор обсуждал возможность индусов приплыть в Европу с запада через Атлантику (Америка ведь ещё не была известна), генуэзец делает на божественной латыни потрясающую запись:

Homines de Catayo versus oriens venierunt. Nos vidimus multa notabilia et specialiter in Galuei Ibernie virum et uxorem in duabus lignis areptis ex mirabili persona.

Люди из Китая прибыли [в Европу], направляясь на восток. Мы видели много замечательных вещей и особенно в Голуэе в Ирландии мужчину и женщину самой необычной наружности на двух брёвнах.

К гадалке не ходи - речь идёт о парочке индейцев, вынесенных мощным Гольфстримом из Америки к берегам Изумрудного острова. Живые они были, или море вынесло уже их тела? Из записи не ясно. Но более вероятен второй вариант. Иначе учёные люди поняли бы, что ни о каких китайцах тут, кроме как монголоидного сходства, речи быть не может.



Этот портал помнит самого Колумба!
Видел ли тела Колумб? Однозначно. Одно дело, слышать за кружкой эля от ирландцев рассказы о путешествии святого Брандана (Брендан Клонфертский, Brendan of Clonfert, Breandán as Cluain Fearta, Brandanus, 484-578), который был прозван «Мореплавателем» или «Путешественником» за свою семилетнюю одиссею на кожаной лодке. Задолго до викингов он якобы нашёл «Землю обетованную» (Tir Tairngiri, или «Острову Блаженных», Tír na nÓg) на западе. Совсем другое дело, увидеть «людей их Китая» собственными глазами. Потрясённый Колумб помолился в величественной голуэйской церкви Святого Николая Миррского, старейшей действующей церкви Ирландии, и начал отсюда свой поход по завоеванию Нового Света.

Ещё более потрясающим фактом является то, что среди команды Колумба в 1492 году были не только испанцы, но два иноземца - англичанин и... ирландец из Голуэя! После крушения «Санты Марии» на Эспаньёле (Гаити) были оставлены 40 моряков, за которыми Колумб обещал вернуться в следующем году. Был составлен список первых испанских колонистов форта, получившего название Навидад (Navidad, Рождество - по дате гибели флагманского судна Колумба). Велико же было удивление историков, когда в нём нашли неких «Guillermo Ires, natural de Galney, en Irlanda» и «Tallarte de Lajes, ingles». Кем же был этот Уильям Хэррис (William Herris), записанный как Guillermo Ires? Увы, навеки осталось загадкой: когда Колумб прибыл в Новый Свет со второй экспедицией, испанцы нашли лишь сожжённое поселение и останки погибших защитников Навидада.

Но ирландцы подозревают, что с этим уроженцем Голуэя Колумба связывала давняя дружба. Может, это именно Хэррис не только рассказал о святом Брандане, но и показал удивительные «китайские» находки Колумбу. А оставил его Колумб на острове вполне сознательно, резонно предполагая, что малочисленный гарнизон долго не продержится в совершенно незнакомой и враждебной местности. Благо, что проницательный мореход уже понял, что это не Китай и даже не Индия. Уж очень ревниво генуэзец относился к тому, что кто-то другой может разделить с ним славу первооткрывателя. К примеру, знаете ли вы, что первым Новый Свет увидел вовсе не Колумб, а матрос с каравеллы «Пинта» Родриго де Триана (Rodrigo de Triana, настоящее имя Хуан Родриго Бермехо, Juan Rodrigo Bermejo)? Именно он в два часа ночи 12 октября 1492 года прокричал «¡Tierra! ¡Tierra!» (Земля! Земля!). Однако моряк так и не получил за это награду (вознаграждение в 10 тысяч мараведи, обещанное королевской четой Испании тому, кто первым увидит новые земли за Атлантическим океаном), поскольку Колумб в своём бортовом журнале записал, что он видел «свет» в 22 часа предыдущего дня, однако тот был настолько нечётким, что адмирал не осмелился утверждать об увиденном как о земле. Честное благородное слово! - Доказывал Колумб своим спутникам, что на четыре часа опередил де Триану. - Мамой клянусь! Говорят, моряк так разобиделся на алчного генуэзца, что после экспедиции уплыл в Магриб, где принял ислам и начал джихад против бывшей Родины...

В любом случае, как бы то ни было, предприятие инициировал и возглавлял Колумб, и как это принято, все лавры достались ему. Полагаю, вполне заслуженно. Со мной согласны и жители Голуэя.















Поэтому не удивительно, что 29 июня 1992 года в память о событиях полутысячелетней давности в Голуэе на берегу реки Корриб, недалеко от Испанской арки, был установлен памятник Христофору Колумбу за авторством скульптора Мика Уилкинса (Mick Wilkins). На четырёхгранном столбе по-английски написано: «On these shores around 1477 Genoese sailor Cristoforo Colombo found sure signs of land beyond the Atlantic».



Что на языке родных осин означает: «На этих берегах около 1477 года генуэзский моряк Кристофоро Коломбо нашёл убедительные знаки земли за Атлантикой».


То же самое повторено на ирландском. И под обоими надписями по-итальянски добавлено: «La citta di Genova alla citta di Galway. 29.VI.1992».


А на столбе восседает, конечно же, голубь. Вот так весёлые ирландцы почтили первооткрывателя Америки Христофора Голубя. То есть, Колумба :)

языкознание, туризм, храм, Атлантика, Колумб, Америка, памятники, Голуэй, Ирландия

Previous post Next post
Up