Пока буйные потомки обезьян и вандалов вершат своё чёрное дело в Новом Свете, круша памятники храбрым конфедератам и подбираясь уже к монументу первооткрывателя Америки Колумбу, предлагаю насладиться, несомненно, самым величественным образом этого отважного мореплавателя, который расположен в Каталонии.
В конце барселонской Ла Рамблы, на берегу ласкового Средиземного моря, рядом с портом Вель, возвышается 57-(каталонцы любят округлять до 60)-метровый монумент Христофору Колумбу (Monument a Colom).
Он был установлен в преддверии Всемирной выставки 1888 года как напоминание о том, что Колумб впервые о своих открытиях сообщил королеве Изабелле I Кастильской и её супругу и соправителю королю Фердинанду II Арагонскому именно в Барселоне.
Идея воздвигнуть памятник в честь открытия Америки будоражила умы барселонцев уже с середины XIX века, но политические обстоятельства сложились так, что реализовать идею они смогли только в конце века. Первый камень был заложен в 1881 году, а открытие памятника состоялось 1 июня 1888 года в присутствии испанской королевы-консорта Марии Кристины, короля Италии Умберто I и президента США Стивена Гровера Кливленда.
Памятник состоит из трёх частей: постамент, колонна и сама статуя.
Статуя Колумбу представляет собой излюбленный птицами насест скульптуру высотой 7,2 метра, стоящую на коринфской колонне высотой 40 метров. Колумба, держащего в левой руке географическую карту, а правой указывающего в сторону моря, изваял скульптор Рафаэль Атке (Rafael Atché). Статуя установлена так, что мореплаватель указывает не на запад, а на юго-юго восток. В принципе, верно: Земля ведь круглая, тут почти куда ни указывай, всё равно в Америку попадёшь.
Сверху в колонну встроены четыре бронзовые фигуры женщин скульптора Леонсио Серра (Leoncio Serra), символизирующих четыре части света - Европу, Африку, Азию и Америку. Вообще, число «четыре» в этом монументе играет решающее значение. Ещё интересно, что все части памятника делали разные скульпторы в разных городах, которые доставляли свои работы до места сооружения монумента на обычных гужевых повозках.
Снизу колонну окружают четыре бронзовые крылатые то ли Ники-Виктории, то ли Фамы-Оссы, стоящие на шарах, перед которыми сидят по два грифона. Они представляют четыре стороны света: восток, запад, юг и север. Их по эскизам Франсеска Фонта (Francesc Font) ваял Россенд Нобас-и-Бальбе (Rossend Nobas i Ballbé).
Перед выступами постамента на тронах восседают четыре статуи, олицетворяющие четыре части Испании: Каталонию и королевства Леон, Арагон, Кастилия. Это четыре женщины с атрибутами власти - короной и скипетром. Выполнены они были разными скульпторами, однако обладают стилевым единством. На предыдущих были Каталония и Кастилия соответственно. А эта пышная бронированная красавица - Леон.
Между выступами постамента стоит ещё четыре статуи:
■ Жауме Феррер де Бланес (Jaume Ferrer de Blanes) - картограф, нарисовавший новую карту Земли после открытия Америки. На постаменте он стоит с ребёнком, держащим шар;
■ Луис де Сантангель (Luis de Santángel) - придворный министр финансов. В 1492 году он убедил Изабеллу I в том, что стоит профинансировать начинание Колумба. Он также вложил в него много своих, в том числе заёмных, средств. Самое первое письмо из первого плавания Христофор Колумб написал именно ему. Его статуя - одинокая фигура с кошелями.
■ Педро де Маргарит (Pedro de Margarit) - военный руководитель второй экспедиции Колумба. Представлен фигурой в плаще и круглом шлеме, возле которого стоит индеец на одном колене.
■ падре Бернат де Боиль (Fr. Bernat de Boïl) - сопровождал Колумба во время второго путешествия. Статуя - монах в длинном одеянии с целующим его руку коленопреклонённым индейцем. Собственно, они на фотографии.
По обеим сторонам четырёх выступов восьмиугольного постамента висит восемь медальонов с портретами людей, тесно связанных с Колумбом (реконструированы в 1929 году):
■ Мартин Алонсо Пинсон (Martín Alonzo Pinzón) - судовладелец и мореплаватель (скульптор - Россенд Нобас);
■ Висенте Яньес Пинсон (Vicente Yáñez Pinzón) - мореплаватель и конкистадор (скульптор - Жозеп Ллимона);
■ Фердинанд II Арагонский (Ferran d’Aragó) - король Кастилии, Арагона, Сицилии и Неаполя (скульптор - Франсеск Пажес-и-Серратоза);
■ Изабелла I Кастильская (Isabel I la Católica) - королева Кастилии и Леона (скульптор - Антони Виланова);
■ падре Жуан Перез (Fr. Juan Pérez) - друг и соратник Колумба, благословивший его плавание (скульптор - Эдуард Батиста-и-Аленторн);
■ падре Антонио де Маркена (Fr. AntoniodeMarchena) - священник и астроном, первый поверивший в идею Колумба (скульптор - Пере Карбонель);
К слову, это как раз Перез и де Маркена позади скульптуры капитана де Маргарита.
■ Андрес де Кабрера (Andrés de Cabrera) - влиятельный придворный, поддержавший Изабеллу I в войне за испанское наследство (скульптор - Мануэль Фуша);
■ Беатрис де Бобадилья (Beatriz de Bobadilla) - жена Андреса де Кабрера, бывшая близкой подругой королевы Изабеллы I и одной из самых влиятельных придворных (скульптор - Жозеп Каркасо).
Ниже в постаменте находится восемь бронзовых барельефных панелей, на которых изображены важные сцены из первого путешествия Колумба к берегам Америки. Авторами панелей были Жозеп Ллимона (Josep Llimona) и Антони Виланова (Antoni Vilanova), однако в 1929 году они были заменены другими, авторов Мануэль Фуша (Manuel Fuxà), Пере Карбонель (Pere Carbonell) и Жозеп Тенас (Josep Tenas).
На первом барельефе Колумб с сыном просят еду в монастыре Санта Мария де Ла Рабида.
На других:
■ Колумб рассказывает о своих планах в монастыре Рабида;
■ Колумб встречается с королём Фердинандом и королевой Изабеллой в Кордобе;
■ Колумб выступает перед собранием в монастыре Святого Стефана...
А вот тут Колумб встречается с королём и королевой в Санта-Фе-дель-Пенедес (Каталония).
На этом барельефе изображено, как Колумб со товарищи отплывает из порта города Палос-де-ла-Фронтера 3 августа 1492 года.
А вот Колумб прибывает в Новый Свет. В ушах так и слышится величественная музыка Вангелиса из фильма «1492: Завоевание рая» (1492: Conquest of Paradise)!
И вот признание заслуг: король и королева приветствуют Колумба после прибытия в Барселону.
Вышеуказанные панели перемежаются с гербами тех значимых в истории открытия Америки мест, которые посетил Колумб: Уэльва, Кордоба, Саламанка, Санта-Фе, Палос-де-ла-Фронтера, Пуэрто-Рико, Куба, Барселона. В данном случае мы видим герб острова Пуэрто-Рико. Хотя, конечно, мест таких было больше. Каталонцы упустили из виду один очень важный город, о котором я обязательно расскажу завтра.
Основание постамента памятника обладает круглой формой и имеет диаметр 20 метров. С дороги на него ведут четыре лестницы, по краям которых стоят статуи львов в разных позах: смотрящие на море и горы сидят, а остальные стоят.
Что характерно, строительство планировалось проводить на пожертвования, но платить, в конце концов, пришлось из городской казны. Прижимистые каталонцы выбрали дешёвый проект архитектора Гаиеты Буигас-и-Монравы (Gaietà Buïgas i Monravà) - в размере каких-то жалких 300 тысяч песет. Но за время строительства бюджет разросся до 1062689 песет. Конечно, не питерская Распил-Арена, но всё же.
Говорят, в 1889 году внутри колонны был установлен лифт, модернизированный в 1894 году. Он доставляет туристов на смотровую площадку, находящуюся под статуей Колумба. Но сам на этом лифте не катался, ничего утверждать не буду. А вот вы, если планируете поездку в средиземноморский Париж, как называют столицу Каталонии, вполне можете проверить эту информацию!