Похоже, сегодня у меня весьма интересная находка. В латвийском городе Цесис есть
Турецкое кладбище (Turku kapi), на котором похоронены не только османские воины, но и один мусульманин из Российской империи. До сего момента его имя считалось неизвестным. Но вот документ РГВИА, который его, кажется, установил!
Напомню, что во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов многие пленные османские воины были размещены в Прибалтике, в частности - в городе Венден (Wenden), который сейчас носит название Цесис (Cēsis). Увы, непривычный климат Прибалтики и последствия лишений, которые солдаты османских султанов претерпели во время войны, привели к тому, что более полутора сотен из них заболели и попали на лечение городскую больницу. 25 солдат умерли. И хотя кладбище называется Турецким, следует отметить, что среди погребённых могли быть не только турки. Османская империя была многонациональным государством, в рядах её армии служили не только турки, но и курды, черкесы, арабы, албанцы. По большому счёту, кладбище стоило бы именовать Османским. Или вообще Мусульманским - и вот почему.
Дело в том, что во время Первой Мировой войны 1914-1918 годов в Вендене оказались не только солдаты обычных полков Русской императорской армии, но и особые части, укомплектованные инородцами. Так в документах называли вовсе не всех нерусских подряд, а только представителей народов, обладавших таковым юридическим статусом в империи, живших по особым законам и установлениям. Например, кочевые мусульмане из Туркестана и юга Сибири. И хотя их использовали исключительно для тыловых строительных и дорожных работ, многие из рабочих, служивших в инородческих дружинах и отрядах, всё равно умирали от непривычного климата и болезней. Даже местная пища поначалу создавала дискомфорт - тем, кто не привык к чёрному, ржаному хлебу. Кто-то, кто работал ближе к фронту, попадал под обстрелы, бомбардировки, химические атаки. Некоторым, в случае прорыва фронта противником, приходилось даже вступать в бой. И вот, по данным цесисских историков, на Турецком кладбище, среди единоверцев, был похоронен один киргиз, участвовавший в рытье траншей («
kāds kirgīzs, kas šeit pasaules kara laikā būvēja tranšejas un tad kā muhamedānis ir apglabāts šeit pie saviem ticības brāļiem»).
Турецкое кладбище в Цесисе. Фото: Александр Ржавин, апрель 2020 года.
Необходимо отметить, что тут может быть ещё такая терминологическая разница: современные этнонимы отличаются от тех, что употреблялись сто с лишним лет назад. Предков современных киргизов в Российской империи официально именовали кара-киргизами, а вот киргизами или киргиз-кайсаками называли предков нынешних казахов. Если быть совсем точным, то всё было даже сложнее: предков современных северных киргизов тоже записывали в киргиз-кайсаки. Так что тут сразу и не сказать, кем же на самом деле был этот российский подданный. Тем более что, повторю, имя его до сего дня считалось в Латвии неизвестным.
К 1 января 1917 года в косвенном подчинении начальника военных сообщений Северного фронта находилось 28 реквизированных инородческих рабочих партий: 100-я, 101-я, 112-я, 113-я, 114-я, 115-я, 116-я, 117-я, 118-я, 119-я, 120-я, 121-я, 122-я, 123-я, 124-я, 125-я, 126-я, 127-я, 128-я, 129-я, 238-я, 239-я, 240-я, 241-я, 243-я, 246-я, 248-я и 261-я. Назывались они так, потому что не только людей мобилизовывали на работы, но и реквизировали для этого лошадей. В каждой партии (по штату) было по одному офицеру, одному чиновнику и 30 нижних чинов при 18 лошадях. Итого, 28 офицеров, 28 чиновников, 840 рабочих и 504 лошади. На лицо, понятно, обычно людей было меньше - в начале года где-то на 10%, к 1 апреля уже на четверть, а к 1 мая (революция дала плоды) вообще на две трети. Какие-то партии могли быть изначально недоукомплектованными, кто-то из рабочих мог дезертировать, ну, а кто-то просто заболел.
Именной список воинских чинов, умерших от болезней в 368 полевом подвижном госпитале за апрель месяц 1917 года. Источник: РГВИА, фонд 16196, опись 1, дело 551.
И вот я читаю Именной список воинских чинов, умерших от болезней в 368-м полевом подвижном госпитале за апрель месяц 1917 года:
- Бухай Илибаев, рабочий 121-й реквизированной инородческой рабочей партии, умер 7 апреля 1917 года от туберкулёза лёгких, похоронен на Венденском приходском городском кладбище по магометанскому обряду;
- Константин Саркисович Мусельянц, рядовой 737-го пехотного Абловинского (в тексте - Львовского, но это явная ошибка: тот был 620-м и действовал на другом фронте) полка, умер 23 апреля 1917 года от туберкулёза лёгких, похоронен на Венденском приходском городском кладбище по православному обряду;
- Пётр Михайлович Горшунов, рядовой Полевой телеграфной колонны №51 при штабе 12-й Армии, умер 26 апреля 1917 года от хронического миокардита, похоронен на Венденском приходском городском кладбище по православному обряду.
Вообще, кладбищ в Вендене было несколько. Православное (Pareizticīgo kapi) располагалось на улице Ригас. Но о могилах солдат Первой Мировой войны там я не слышал. Зато точно известно, что они находились на улице Ленчу на Нижнем кладбище (Lejas kapi). Городские власти специально 12 декабря 1914 года обратились в лютеранскую общину, заведовавшую этим кладбищем, чтобы на нём был выделен отдельный участок для обустройства захоронений жертв войны. Собственно воинские могилы и сейчас там находятся, но, увы, почти все безымянные. Деревянные кресты на их могилах быстро сгнили, а страна, за которую отдали свои жизни Мусельянц и Горшунов, рухнула ещё раньше. Новым властям Советской России до могил павших на Империалистической войне дела не было, тем более что те оказались за её пределами.
Открытка «Братское кладбище в Цесисе». Памятник установлен 4 сентября 1927 года. Источник: Doma Antikvariāts,
https://antikvariats.lv.
Однако насчёт Бухая Илибаева что-то мне подсказывает, что он всё же был погребён не там, а на улице Гауяс - на Турецком кладбище. Да, пока это лишь предположение, но, согласитесь, весьма обоснованное. В конце концов, если это был не он, то непонятно, почему кто-то удостоился чести быть погребённым рядом с единоверцами, а он нет.
Могилы османских воинов и российского мусульманина на Турецком кладбище в Цесисе. Фото: Александр Ржавин, апрель 2020 года.
В любом случае, как видим, несмотря на все лихолетья, многие документы о погибших во время Первой Мировой войны сохранились. Будем с коллегами дальше их изучать, чтобы подтвердить или опровергнуть моё предположение. Так, по другим документам, выясняется, что Горшунов родился в городе Камышине Саратовской губернии, до конца 1915 года служил в пулемётной команде 308-го пехотного Чебоксарского полка, но серьёзно заболел, почему был переведён по излечении в телеграфисты. Глядишь, на Илибаева тоже что-то удастся найти. Или хотя бы на его партию - они же формировались по территориальному принципу.