В то время как мемуары сильны эмоциональной передачей событий и яркими «бытовыми» подробностями, в «сухих» документах больше фактологии. Вчера я рассказал о
воспоминаниях лейтенанта Константинова, отличившегося в бою под Скайсткалне. Но, конечно же, там героически воевали многие бойцы Красной Армии. В том числе из штрафных частей.
Вот, к примеру, выписка из журнала боевых действий (ЖБД) отдельного штрафного батальона, приданного летом-осенью 1944 года 119-й стрелковой дивизии. В то время как ЖБД самой дивизии лишь кратко упоминает его действия (так как в ней одних только стрелковых батальонов было не меньше девяти, а ещё ведь были связисты и сапёры, а также артиллеристы из равных по уровню дивизионов), тут мы видим развёрнутую картину похода за «языками».
Поэтому для начала укажу, что ЖБД 119 сд говорил о событиях 8 сентября 1944 года.
Страница из журнала боевых действий 119-й стрелковой дивизии. Источник: ЦАМО, фонд 1327, опись 1, дело 35 / Информационная система «Память народа»,
https://pamyat-naroda.ru.
Противник продолжает оборонять прежние рубежи. Части дивизии, продолжая прочно удерживать занимаемые оборонительные рубежи, производили инженерно-оборонительные работы, разведку и наблюдение за действиями противника, вели огонь по переднему краю и глубине обороны противника.
Взвод пешей разведки 421 сп в 1.00 действовал в направлении мельницы восточнее Скайсткалне, но в связи с тем, что противник зажигательными пулями зажёг сарай на берегу реки Мемеле, группа была обнаружена и обстреляна сильным пулемётным и миномётным огнём.
39-я штрафная рота произвела разведку боем в районе Дегли-Стремпес, в результате которой захвачены 2 пленных, принадлежащие 3-й роте 1-го батальона 154 пп 58 пд.
Захвачены: 3 пулемёта, 1 пистолет, гранаты и прочее. Уничтожено до 40 солдат и офицеров противника.
Наши потери: 39-я штрафная рота - убитыми 3, ранеными 7; в остальных полках - 7 человек раненых.
Следует отметить, что хутора Дегли (Degļi) и Стремпес (Strempes) существуют до сих пор. Они расположены на территории Курменской волости (Kurmenes pagasts) в 5,5 километрах северо-восточнее посёлка Скайсткалне (Skaistkalne), несколько севернее реки Мемеле (Mēmele).
Фрагмент Отчётной карты штаба командира артиллерии 119-й стрелковой дивизии на 29 августа 1944 года. Источник: ЦАМО, фонд 1327, опись 1, дело 126 / Информационная система «Память народа»,
https://pamyat-naroda.ru.
Фрагмент Разведывательной карты штаба командира артиллерии 119-й стрелковой дивизии на 10 сентября 1944 года. Источник: ЦАМО, фонд 1327, опись 1, дело 126 / Информационная система «Память народа»,
https://pamyat-naroda.ru.
Современная карта местности. Источник: BalticMaps,
https://balticmaps.eu.
На 30 августа 1944 года в Отдельный штрафной батальон при 119 сд входили: управление батальона (6 человек), взвод связи (10 человек), миномётная рота (29 человек), пулемётная рота (31 человек), сапёрный взвод (4 человека), хозяйственный взвод (10 человек), а также три штрафные роты: 39-я (66 бойцов), 40-я (60 бойцов) и 41-я (66 бойцов). То есть, всего 282 человека, из них 21 офицер. Думаю, вряд ли к 8 сентября картина поменялась радикально. Как видим, в штрафных частях, как и в обычных на фронте, численность наличного состава была сильно меньше штатной. Взвода по факту были силой в отделение, роты - в один-два взвода.
Штаб батальона располагался в сарае в 800 метрах южнее литовской деревушки Спингуче (сейчас на её месте - поле).
И вот какая воистину эпичная картина вырисовывается из ЖБД штрафбата. Подробно расписана не только сама операция 8 сентября 1944 года, но и подготовка к ней. Картина весьма далёкая от помоечного сериала «Штрафбат». Вот так воевали настоящие штрафники, а не поддельные от Володарского и Досталя.
Страницы из журнала боевых действий отдельного штрафного батальона при 119-й стрелковой дивизии. Источник: ЦАМО, фонд 976, опись 1, дело 122 / Информационная система «Память народа»,
https://pamyat-naroda.ru.
В квадратных скобках уточнил некоторые имена и отчества и некоторые обстоятельства жизни. В документе указано, что многие были «полицаями». Не могу сказать ничего определённого по этому поводу. С одной стороны, документы на тех бойцов, что я нашёл, свидетельствуют, что они были освобождены частями 4-й Ударной Армии из плена, попав туда ещё в 1941 году (например, Ломарев, Лях, Мисюра, Чуркин). Среди них даже был один боец латышской стрелковой дивизии! С другой, сроки пребывания некоторых в плену показывают, что они были освобождены из плена ещё немцами, но вот чем занимались после этого, без фильтрационных дел не сказать.
Страница из списка бывших пленных, прошедших через Пересыльный пункт 4-й Ударной Армии в июле-августе 1944 года. Среди них встречаются имена некоторых отличившихся в бою 8 сентября 1944 года. Источник: ЦАМО, фонд 58, опись 18002, дело 1218 / Информационная система «Память народа»,
https://pamyat-naroda.ru.
Что печально: ни на одном мемориале в Латвии и Литве возле места боя не нашёл имён погибших штрафников - Эдуарда Михайловича Степановича и Алексея Яковлевича Жомова. Вообще, из документа даже не ясно, были ли их тела вынесены с поля боя... Теоретически, если их тела остались на поле боя и были найдены после боевых действий, то их должны были похоронить на мемориале в посёлке Курмене. Там есть символическая могила неизвестного солдата. Но по факту, конечно, их там больше. Вечная им память!
Из раненых штрафников, семерых отправили в медсанбат дивизии (а значит, по излечении - в обычные части), а одного «оставили на местном лечении при санвзводе».
А наград за этот бой не было - для офицеров и бойцов штрафбата он был рядовым событием. Ордена и медали они получили позже за другие бои. Некоторые - уже в обычных частях Красной Армии.
3.9.44 г.
Командиром 119 сд полковником [Иваном Михайловичем] Торопчиным командиру ОШБ капитану [Петру Васильевичу] Дробышеву [1916 года рождения, с Алтайского края] была поставлена задача: подобрать и подготовить одну штрафную роту для разведки боем, с целью захвата контрольного пленного. Роту подготовить к действию 6.9.44 г.
Подготовка роты была поручена заместителю командира батальона по строевой части капитану [Александру Владимировичу] Новосельцеву. Для действия была выбрана 39-я штрафная рота, имевшая в своём составе до 70% бывших «полицаев».
Рота была разбита на три группы. Одна группа захвата в составе 17 человек, старший группы - старший сержант [Иван Григорьевич] Шлыков (из штрафников - добровольно изъявивший желание идти в разведку), и две огневые - поддерживающие (обеспечивающие) группы в составе: первая группа 18 человек, старший группы - лейтенант [Владимир Васильевич] Фелиферов [командир стрелкового взвода ОШБ 119 сд, родился в 1919 году в Симбирске, умер от ран 10 октября 1944 года в Литве, посмертно награждён орденом Отечественной войны II степени - в том числе за бой 8 сентября 1944 года], и вторая группа в составе 19 человек, старший - старший лейтенант [Павел Никитович] Сельченков [1915 года рождения, из Калининской области; 20 ноября 1944 года командир стрелковой роты 421 сп 119 сд старший лейтенант Сельченков был награждён орденом Красной Звезды].
В группах произведены боевые расчёты.
На местности, похожей на объект действия, были сделаны траншеи, обозначены огневые точки противника, его НП.
Наряду с повседневными занятиями, оборонительными работами, капитан Новосельцев тренировал роту к разведке боем. Начал отработку самых элементарных действий одиночного бойца, повторяя их ежедневно.
4.9.44 г.
Командир роты гвардии старший лейтенант [Иван Иванович] Фокша с командирами взводов производил личную разведку наблюдением: местности, переднего края противника, его сооружений, действий противника, выявление огневых точек. То же самое было повторно ночью.
5.9.44 г.
Капитан Новосельцев отрабатывал действие всех трёх групп в составе всей роты, добиваясь от бойцов стремительного продвижения за огневым валом.
В начале тренировку производили днём, а затем ночью.
Командиры взводов (днём) с командирами отделений и со старшим группы производили личную разведку впереди лежащей местности, изучали поведение противника, наметили предварительное направление движения.
Днём заместитель командира по строевой части 119 СД полковник [Александр Иванович] Иванов проводил специальное занятие с 39-й штрафной ротой по разведке боем на местности, аналогичный объекту действия.
6.9.44 г.
39-я штрафная рота занималась по расписанию, работала на оборонительных работах и одновременно тренировалась к выполнению задачи.
7.9.44 г.
Начальник штаба 119 СД полковник [Иван Тимофеевич] Фетисов проводил смотр 39-й штрафной роте, давал указание, провёл тренировочное занятие, одновременно проконтролировал знание каждым бойцом задачи и знание им своих действий и обязанностей. С 19.00 до 23.00 7.9.44 г. рота отдыхала.
В 23.00 рота пошла на исходное положение (траншеи 2-й стрелковый роты 1-го стрелкового батальона 634 сп 119 сд).
На исходном положении командир роты поставил боевую задачу: разведать передний край обороны противника, инженерные сооружения, выявить огневые точки противника, взять пленных и документы на участке Стремпес.
Каждому бойцу было указано направление его движения и сигналы взаимодействия (напомнили ещё раз, так как при тренировке пользовались этими же сигналами).
План боя заключался в следующем.
После занятия ротой исходного положения (200-150 метров от противника) по сигналу открывали огонь 82-мм миномёты по переднему краю противника. Одновременно батарея 76-мм пушек и батарея 120-мм миномётов ведут огонь по флангам объекта, где находились фланкирующие станковые пулемёты противника. В это же время все три группы стремительным шагом, ведя огонь на ходу, двигаются по своим направлениям. Не доходя 40-50 метров до переднего края, по сигналу артиллерийско-миномётный огонь переносится в глубь обороны противника, и в это же время все группы броском врываются (без крика «Ура!») в траншеи противника, забрасывают его гранатами, уничтожают пулемётные точки.
Профланговая группа, разбегаясь по траншее вправо, не даёт противнику контратаковать с правого фланга, левая поддерживающая группа, ведя огонь по огневым точкам левого фланга противника, отсекает его от средней группы, где группа захвата ведёт бой и захватывает пленных.
После захвата пленного подаётся сигнал для отхода группы захвата, а через 2-3 минуты даётся сигнал для отхода поддерживающих групп.
Командиры взводов и командир роты находятся вместе со своими группами. Сигналами управляет командир роты.
Выполнение плана.
Выдвижение на исходное положение было проведено повзводно группами и скрытно (противник не обнаружил, хотя ночь была лунная).
При сближении (в момент открытия нашего миномётного огня) открыл ружейно-пулемётный огонь с флангов и редкий с фронта, который был подавлен нашим ружейно-пулемётным огнём и гранатами.
Все все три группы за 2-3 минуты ворвались в траншеи без потерь, согласно плана, завязали траншейный бой. Во время боя немцы были выбиты из траншей, взорвано гранатами два бункера, три станковых пулемёта, был уничтожен один крупнокалиберный пулемёт. Ружейно-пулемётным огнём и штыковым боем было уничтожена до роты немцев и захвачено три пленных.
После отхода (по сигналу) противник открыл ружейно-пулемётный огонь с флангов и сильный миномётный обстрел из батареи 105-мм калибра.
При эвакуации на нейтральной полосе один пленный и два красноармейца - [Эдуард Михайлович] Степанович [1919 года рождения, из Витебской области; шофёр 254 сд младший сержант Степанович попал в плен к немцам 10 сентября 1941 года под Демянском, провёл в плену 1 год и 7 месяцев] и [Алексей Яковлевич] Жомов [1908 года рождения, из Ярославской области; ездовой 223 сп 53 сд красноармеец Жомов попал в плен к немцам 3 октября 1941 года в окружении во время операции «Тайфун», провёл в плену 2 года и 7 месяцев] - были убиты.
Были захвачены и доставлены в плен два немца: 1 унтер-офицер, награждённый Железным крестом, и один ефрейтор - артиллерийский наблюдатель. Кроме того было захвачено два ручных пулемёта, одна винтовка, один пистолет «Парабеллум», боеприпасы, гранаты, бинокль и документы (водка, хлеб и прочие трофеи не брались).
Группа захвата, действующая в центре, смело и решительно ворвалась в траншеи противника, уничтожила до 30 немецких солдат и офицеров и заняла артиллерийский НП, где и взяла пленного - ефрейтора-наблюдателя. В траншеях противника этой группой были уничтожены один крупнокалиберный пулемёт с прислугой, один ручной пулемёт, и один станковый пулемёт был захвачен и доставлен в батальон.
В этой группе отличились: старший группы захвата старший сержант [Иван Григорьевич] Шлыков [1914 года рождения, из Чкаловской области; 30 октября 1944 года помощник командира взвода 39 ошр старший сержант Шлыков был награждён медалью «За отвагу»], красноармейцы [Никандр Григорьевич] Ященко [1912 года рождения, из Черниговской области; 17 января 1945 года санинструктор 421 сп 119 сд красноармеец Ященко был награждён медалью «За отвагу»], [Феликс Станиславович] Глушин [1917 года рождения, из Витебской области; 30 октября 1944 года санинструктор 39 ошр красноармеец Глушин был награждён медалью «За отвагу»; 30 января 1945 года ручной пулемётчик 272 гв.сп 90 гв.сд гвардии красноармеец Глушин был награждён второй медалью «За отвагу»], [Матвей Филиппович] Лях [1910 года рождения, из Черниговской области; стрелок 421 сп 119 сп красноармеец Лях погиб 27 января 1945 года под Приекуле в Латвии], [Григорий Александрович] Суворов [1904 года рождения, из Горьковской области; до попадания в плен 10 сентября 1942 года служил в 201-й латвийской стрелковой дивизии; 6 ноября 1947 года боец 421 сп 119 сд старшина Суворов был награждён орденом Славы III степени], сержант [Леонид Павлович] Женов [1922 года рождения, из Витебской области], М.Г. Пикленко, [Владимир Давыдович] Способов [1925 года рождения, из Полоцкой области], И.А. Солонин, П.Е. Малей, [Иван Иванович] Волынка [1924 года рождения, из Витебской области; 30 октября 1944 года командир пулемётного расчёта 39 ошр красноармеец Волынка был награждён медалью «За отвагу»], С.А. Игнатович, Г.А. Мамута, П.В. Попелышко, П.В. Авсеенко, которые в рукопашной схватке в траншеях противника уничтожили до 30 фрицев, взорвали гранатами один бункер, уничтожили два пулемёта противника и обеспечили огнём при отходе эвакуацию раненых и пленных.
Первая поддерживающая группа действовала на левом фланге, также и одновременно с группой захвата решительно ворвалась в траншеи противника и тем самым обеспечила свободное действие группу захвата, не дав противнику контратаковать с левого фланга и с тыла.
При рукопашной схватке в траншеях противника уничтожено до 15 солдат и офицеров, уничтожен один станковый пулемёт и взят один ручной пулемёт как трофей.
В этой группе особенно отличились: сержант [Тимофей Сергеевич] Ломарев [1915 года рождения, из Смоленской области; участвовал в Польском походе и Зимней войне; 30 октября 1944 года командир отделения 39 ошр сержант Ломарев был награждён медалью «За отвагу»; 22 апреля 1945 года боец 51 сд сержант Ломарев был награждён орденом Славы III степени], сержант [Иван Николаевич] Слюсарев [1913 года рождения, из Воронежской области; 30 октября 1944 года командир отделения 39 ошр сержант Слюсарев был награждён медалью «За отвагу»], сержант [Иван Ефремович] Мисюра [1914 года рождения, из Курской области], красноармейцы [Владимир Петрович] Пирог [1922 года рождения, из Витебской области], [Егор Егорович] Чуркин [1910 года рождения, из Смоленской области], которые в рукопашной схватке уничтожили живую силу и технику противника, огнём дали возможность отойти группе захвата и отразили две левофланговые контратаки немцев.
Вторая поддерживающая группа действовала с правого фланга, одновременно со всеми, решительно заняла траншеи противника, обеспечила огнём и штыком свободное действие группы захвата и в рукопашной схватке уничтожила до 12 солдат и офицеров и взяла одного пленного (унтер-офицера). Отразила одну контратаку противника в количестве до взвода, вооружённого ручными пулемётами и автоматами.
В этой группе особенно отличились: красноармеец С.К. Баранов и С.С. Шамонский, доставившие в свои траншеи захваченного в плен унтер-офицера, красноармеец [Петр Павлович] Смородин [1915 года рождения, из Витебской области; 31 марта 1945 года помощник наводчика станкового пулемёта 1379 сп 87 сд красноармеец Смородин был награждён медалью «За отвагу», а 10 июня 1945 года - медалью «За боевые заслуги»], будучи ранен, не покинул поле боя, продолжал бой и штыком заколол одного немца. Также отлично действовали штыком и гранатой красноармейцы: И.Н. Елисеенко, [Иван Тимофеевич] Зиняков [1900 года рождения, из Витебской области; воевал ещё в Гражданскую против поляков; 30 октября 1944 года стрелок 39 ошр красноармеец Зиняков был награждён медалью «За отвагу»], Шатов, [Иван Матвеевич] Петров [1919 года рождения, с Алтайского края], [Григорий Пантелеевич] Васюк [1912 года рождения, с Алтайского края], В.Н. Юхневич, [Евгений Владимирович] Овсеенко [1915 года рождения, из Витебской области], которые поддерживали огнём эвакуацию раненых и пленных и смелым броском отразили контратаку противника, захватили один РПД и один уничтожили.
При возвращении на исходное положение (после захода 39-й штрафной роты в траншеи), противник с флангов и из глубины (очевидно, подбросив резерв) после сильного миномётного огня пошёл в контратаку, которая ротой была отбита.
Противник на переднем крае располагает большим количеством ручных и станковых пулемётов, инженерных препятствий не имеет. [Имеет] хорошо оборудованные в полный профиль с бункерами траншеи, имеет НП (артиллерийские), хорошо налаженную связь с поддерживающей артиллерией.
Действие противника.
1. При начале нашего миномётного огня противник вёл редкий пулемётный огонь, при начале сближения огонь был усилен с флангов. Миномётный огонь не был.
2. При отходе и эвакуации раненых и пленных противник открыл сильный артиллерийско-миномётный огонь, начиная со своего переднего края обороны и до глубины нашей обороны.
Недостатки.
Наша артиллерия недостаточно выявила все его огневые средства и мало их подавила.
Положительные стороны.
Группы действовали смело, решительно и дерзко (как на учениях). Умело сочетая манёвр движения и огонь, безупречно было налажено взаимодействие внутри роты, с артиллерией и поддерживающими подразделениями 1 сб 634 сп.
Наши потери: 2 убитых и 8 раненых (один раненый очень легко). Трофеи: два пленных, 3 ручных пулемёта, две винтовки, один пистолет и уничтожено до 60 солдат и офицеров противника.
8.9.44 г. 22.00.
Начальник штаба отдельного штрафбата 119 сд капитан Кадышев