Спрогис: 120 лет легендарному разведдиверсанту

Mar 06, 2024 15:25


6 марта 1904 года в Риге родился Артур Карлович Спрогис (Artūrs Sproģis, 1904-1980), который отправил на проведение диверсий не только Зою Космодемьянскую, но даже самого Эрнеста Хемингуэя.



Спрогис прожил долгую интересную жизнь. Начал боевой путь советским партизаном, вступил в Красную Армию (вначале разведчиком 7-го латышского стрелкового полка), дослужился до полковника, был награждён двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени и многими другими наградами. Он умер в Москве 2 октября 1980 года, но похоронен в Риге на кладбище Райниса (Raiņa kapi) с воинскими почестями 21 ноября 1980 года. Всё легко найти, поэтому лишь отмечу основное.



Отцом советского разведдиверсанта был Карл Спрогис (Kārlis Sproģis, 1881-?), родом из-под мызы Весельсхоф (Wesselshof; ныне посёлок Веселава, Veselava), а матерью - Карлина, урождённая Шмит (Karlīna Šmits, 1881-1966), родом из-под мызы Шуенпален (Schujenpahlen; ныне посёлок Буденброка, Budenbroka). На кладбище Райниса Спрогис похоронен вместе с матерью и младшей сестрой Минной (1906-1949). Что интересно, на надгробной плите указаны несколько другие даты жизни, чем в справочниках: 26 марта 1904 - 3 октября 1980. Так как пока не нашёл метрик с записью о его рождении, а данные московских ЗАГСов мне недоступны, то не могу никак это прокомментировать, остаётся только констатировать разницу.



Фото надгробного памятника на могиле полковника Артура Спрогиса, его мамы и сестры на кладбище Райниса в Риге. Фото: Александр Ржавин, апрель 2020 года.



Фото надгробных плит на могиле полковника Артура Спрогиса, его мамы и сестры на кладбище Райниса в Риге. Фото: Александр Ржавин, апрель 2020 года.

Во время Гражданской войны в Испании под именем «майор Артуро» Спрогис был военным советником, начальником разведывательного отдела 11-й интернациональной бригады республиканской армии, организовал большое число диверсий в тылу фалангистов. Туда же, в Испанию отправился знаменитый писатель Эрнест Хемингуэй (1899-1961), который всем сердцем был на стороне республики. Там он лично познакомился с Антуаном де Сент-Экзюпери (1900-1944) и другими интересными людьми. Освещая события и собирая материал для своих произведений, Хемингуэй встречался с советскими разведчиками, в частности с Хаджи-Умаром Джиоровичем Мамсуровым (1903-1968). Разговор настолько взбудоражил писателя, что ему захотелось самому отправиться в разведку.

Михаил Ефимович Кольцов (1898-1940), бывший там официально как корреспондент «Правды», а негласно - политическим представителем властей СССР, добился разрешения на поездку Хемингуэя в учебно-тренировочный лагерь, где постигали подрывное дело бойцы диверсионных групп. В этом-то лагере, располагавшемся в прифронтовом городке Альфамбре, Хемингуэй и познакомился с Артуром Спрогисом. Он терпеливо отвечал на дотошные вопросы мировой знаменитости, которого, наряду с прочим, интересовала работа проводников-испанцев, выводивших группы к местам диверсий: кто они, как их находят, чем они руководствуются, давая согласие на сотрудничество с республиканцами? В конце разговора Хемингуэй попросил взять его на боевую операцию в тыл противника. «Будет разрешение - возьмём», - просто сказал Спрогис.



Майор Артур Карлович Спрогис, 1937 год. Источник: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный центральный музей современной истории России» / Goskatalog.ru.

Разрешение, после некоторого колебания, Мамсуров дал. И Хемингуэй отправился во вражеский тыл. Группа польского коммуниста Антония Хруста («Пепе») взорвала в том рейде поезд с боеприпасами и разрушила железнодорожную линию Сан-Рафаэль - Сеговия. Хемингуэй, который шёл в группе внештатным, одиннадцатым бойцом, вооружённый винтовкой и двумя гранатами, безропотно тащил на себе, как и прочие, двадцать килограммов взрывчатки. Когда поезд взлетел на воздух и бесформенной грудой рухнул под откос, писатель хладнокровно снимал эту картину на фотокамеру.

Впечатлений от этой диверсии у Хемингуэя было столько, что воспоминаниями о подрыве поезда писатель пронизывает всё повествование своего романа «По ком звонит колокол» (For Whom the Bell Tolls), который вышел в 1940 году и мгновенно стал бестселлером. В произведении рассказывается история Роберта Джордана, молодого американского бойца Интернациональных бригад, отправленного в тыл франкистов, к партизанам, во время Гражданской войны в Испании в качестве подрывника.

Собственно, сама диверсия оставлена за рамками повествования. Но о ней, повторю, постоянно вспоминают герои:

«Я в жизни ничего такого не видел, как этот взрыв. Идёт поезд. Мы его ещё издали увидели. Тут со мной такое сделалось, что я даже рассказать не могу. Видим, пускает пары, потом и свисток донёсся. Потом - чу-чу-чу-чу-чу-чу, и поезд всё ближе и ближе, а потом вдруг взрыв, и паровоз будто на дыбы встал, а кругом грохот и дым чёрной тучей, и кажется, вся земля встала дыбом, и потом паровоз взлетел на воздух вместе с песком и шпалами. Ну, как во сне! А потом грохнулся на бок, точно подбитый зверь, и на нас ещё сыплются комья после первого взрыва, а тут второй взрыв, и белый пар так и повалил, а потом maquina как застрекочет - та-тат-тат-та! - Выставив большие пальцы, он заработал кулаками вверх и вниз в подражание ручному пулемёту. - Та! Та! Тат! Тат! Та! - захлёбывался он. - В жизни такого не видал! Из вагонов посыпались солдаты, a maquina прямо по ним, и они падают наземь. Я тогда себя не помнил, случайно задел рукой maquina, а ствол у неё - ну прямо огонь, а тут старуха как залепит мне пощёчину и кричит: "Стреляй, болван! Стреляй, или я тебе голову размозжу!" Тогда я стал стрелять и никак не слажу с ружьём, чтобы не дрожало, а солдаты уже бегут вверх по дальнему холму. Потом мы подошли к вагонам посмотреть, есть ли там чем поживиться, а один офицер заставил своих солдат повернуть на нас - грозил им: расстреляю на месте. Размахивает револьвером, кричит на них, а мы стреляем в него - и все мимо. Потом солдаты залегли и открыли огонь, а офицер бегает позади с револьвером, но мы и тут никак в него не попадём, потому что из maquina стрелять нельзя - поезд загораживает. Офицер пристрелил двоих солдат, пока они там лежали, а остальные всё равно не идут. Он ещё пуще ругается, и наконец они поднялись, сначала один, потом по двое, по трое, и побежали на нас и к поезду. Потом опять залегли и опять открыли огонь. Потом мы стали отступать - отступаем, maquina всё стреляет через наши головы...»

Или вот:

«А я вот помню, когда мы взрывали поезд, фонарь с паровоза пролетел у меня над самой головой, а куски железа так и порхали, словно ласточки...»

Опыт, полученный Спрогисом, Мамсуровым и другими советскими добровольцами, потом был использован в годы Великой Отечественной войны. В частности, Спрогис был начальником штаба войсковой части №9903 (диверсионного отделения) разведотдела штаба Западного фронта. Среди его учеников были Зоя Космодемьянская, Константин Заслонов, Вера Волошина, Илья Кузин, Елена Колесова, Иван Банов, Константин Заслонов, Григорий Линьков, Анна Морозова, Никита Дронов, Овидий Горчаков, Константин Герчик и многие-многие другие. Среди тех, с кем Спрогис лично воевал за линией фронта в фашистском тылу, был его соплеменник Юрий Карлович Озол (1923-1943). А с 15 января 1943 года Спрогис был начальником диверсионно-разведывательной школы и руководителем латвийского партизанского движения.



Полковник Артур Карлович Спрогис, 1975 год. Источник: Рузский филиал государственного бюджетного учреждения культуры Московской области «Государственный историко-художественный музей "Новый Иерусалим"» / Goskatalog.ru.

Испания, разведка, Спрогис, кладбище Райниса, Красная Армия, Рига, Латвия

Previous post Next post
Up