80 лет гибели brigadista Брозиньша

Dec 29, 2023 16:58


В Советском союзе их называли «интернационалистами», в Испании их звали brigadistas. Это были бойцы Интернациональных бригад (Brigadas Internacionales), которые воевали на стороне Испанской республики во время Гражданской войны 1936-1939 годов. Многие из них продолжили воевать против фашистов и нацистов уже во Вторую Мировую войну. Среди этих героев были латыши. Один из них - гвардии майор Георг Фрицевич Брозиньш, погибший 80 лет назад.



Брозиньш родился 6 января 1909 года в Либаве (ныне Лиепая) в семье чиновника и швеи. Там он окончил основную школу и техникум. Причём в последние годы учёбы подрабатывал на лесопилках и железной дороге. Затем одно время работал чиновником в Айзпутской городской управе, готовясь поступить в университет. В 1929 году Брозиньш переехал в Ригу и поступил на юридический факультет Латвийского университета. Но был вынужден прервать обучение, чтобы заработать деньги для её продолжения.



В 1934 году Брозиньш вступил в ряды Латвийской коммунистической партии, действовал под псевдонимом Kazimirs. 4 февраля 1937 года он отправился воевать в Испанию на стороне республиканцев. Через 20 дней, проехав Варшаву, Париж и Женеву, невысокий светловолосый латыш добрался до испанской Альбасеты и обратился в центр формирования Интербригад. Оттуда его направили в Мадрид в формирующийся 20-й батальон. После короткого обучения Брозиньш с другими интернационалистами отправился на Южный фронт под Пособланко.

Вначале Брозиньш командровал отделением, но быстро вырос до лейтенанта, затем капитана и, наконец, майора, стал командовать 342-м батальоном 86-й бригады. Адъютантом у него в марте-апреле 1938 года был земляк Фрицис Янович Пуце (Fricis Pūce, 1913-1941).

В октябре 1938 года интернациональные бригады были выведены в тыл. И в конце года из Валенсии Брозиньш с товарищами был направлен на кораблях в Каталонию. Однако там они снова напросились направить их на фронт, чтобы помочь остановить наступление франкистов на Барселону. Увы, не удалось сдержать врага, и 8 февраля 1939 года интернационалисты перешли границу с Францией, где были интернированы. Два года Брозиньш провёл в лагере. Только в мае 1941 года он с другими латышами, участвовавшими в испанской Гражданской войне, вернулся на родину.

К тому времени уже почти год Латвия была советской. Брозиньш стал работать в исполнительном комитете Кировского района Риги. Однако долго пробыть на этой должности не удалось - нацисты напали на Советский Союз 22 июня 1941 года и уже через несколько дней были на подступах к Риге. Брозиньш снова взялся за оружие, воюя против фашистов в рядах рабочей гвардии. Как опытный боец он был назначен на должность командира штаба 1-го батальона Рабочей гвардии в Риге.

Патрули Рабочей гвардии совместно с красноармейцами следили за соблюдением порядка в Риге, вели поиски диверсантов и парашютистов, а также громили отряды националистов, пытавшихся поднять мятеж в тылу Красной Армии. 27 июня рабочегвардейцы вместе с красноармейцами, чекистами и пограничниками майора Ольдерта Крастыньша заняли оборону вдоль набережной Западной Двины. 1-й батальон располагался возле мостов.

29 июня по Железнодорожному мосту на правый берег Двины прорвался передовой отряд нацистов, и разгорелся тяжёлый бой. Также не прекращалась перестрелка, в том числе артиллерийская, через реку. В итоге прорвавшиеся нацисты были уничтожены. Но недалеко от церкви Святого Петра был смертельно ранен командир батальона Артур Кришьянович Нарбатович (Artūrs Narbatovičs, 1904-1941). Из-за угрозы окружения на следующий день защитники Риги отошли из неё, продолжив воевать в Видземе, а потом в Эстонии, где сражались как против Вермахта, так и эстонских националистов.

Там из латышских рабочих батальонов были сформированы два полка. Брозиньш воевал во 2-м латышском рабочем стрелковом полку, командиром которого вначале был Карлис Улпе (1900-1941), а после его гибели - старый знакомый Пуце. При нём Брозиньш стал начальником штаба. Полк был придан 125-й стрелковой дивизии Красной Армии.

В фондах Института истории партии ЦК КПЛ хранился дневник начальника штаба полка Брозиньша.

«17. VII. Просим у эстонских партийных органов провизию. Ответ: самоорганизуйтесь! Бедные вам дадут, у кулаков отнемите! Чёткий ответ. Так и действуем.

18. VII. На роты напали два немецких танка под Раквеле [Раквере? - примечание моё]. Обстреляли. Есть погибшие и раненые. Нападение было неожиданным, так как здесь не рассчитывали встретить немецкие танки. Танки после обстрела отступили. Наши ведут разведывательную деятельность.

20. VII. Задача полка очистить область от бандитов... Бандиты - эстонские кайтселийтчики. На руках белой ленты. По отступлении советских органов, они переняли власть. Сотрудничают с немецкими передовыми моторизованными частями... Обычно боя избегают.

22. VII. Передовые немецкие части, не зная о нашем присутствии, уверенные в отходе Красной Армии, спокойно поддерживают (на самом деле пытаются поддерживать) движение по этим дорогам.
Мы атакуем. Трофеи: около 60 велосипедов, 2 легковых машины, 2 штабных мотоцикла и документы.

26. VII. Получаем от командира какой-то танковой бригады приказ покинуть Ийсаку. Переезжаем в Йыхви и останавливаемся в парке в Таммику.
Организуем отдых. Баня. Горячая еда. Выделяют немного белья.

28. VII. Выходят из окружения ещё несколько отдельных латышей. Всего нас в общей сложности 200 человек, включая повозочных.

6. VIII. 16.20 выходим в Тарумаа, так как дорога обратно в Раквере уже отрезана.

12. VIII. Начинают обстреливать Йыхви. Армия отступает. Из штаба 125-й дивизии поступает приказ полку занять оборонительные позиции у Арвита [Арвила? - примечание моё], Копли, Тиги, Пагари, чтобы защитить дороги, идущие с юга в Йыхви».

К латышам, кстати, присоединились эстонские товарищи. Один из них - Ярослав Георгиевич Райд (Jaroslav Raid, 1919-1984) - 4 сентября стал комиссаром 76-го отдельного латышского стрелкового полка (вышел в отставку в звании подполковника; был автором, помимо прочего, доклада « Боевые действия латышских добровольческих полков против немецко-фашистских захватчиков на территории Эстонской ССР в 1941 году»). Это тот же самый 2-й полк, но уже переименованный. После боёв в Эстонии 16 августа полк переправился через реку Нарову и по берегу Нарвского залива вошёл в Россию, где ему и присвоили новый номер. Случилось это 6 и 7 сентября, когда бойцы приняли присягу и были официально зачислены в ряды Красной армии. А полк, преобразованный в регулярную часть, получил наименование 76-й отдельный латышский стрелковый полк. Гордое название, хотя в нём к этому времени в строю остался всего 381 человек, и он состоял всего из четырех стрелковых рот...

«15. VIII. Можно видеть наши части, поддерживаемые кораблями, держатся недалеко севернее от нас. Очевидно, покрывают отход...
Решаем перейти реку Нарва. 14.00 начинаем отход. Люди - на машинах. Повозки за машинами. Переходим реку возле устья.

24. VIII. Немцы пытаются атаковать. Отбиваем. Сильный миномётный огонь, много раненых...

25. VIII. Фашисты продолжают наступление... Перевес довольно большой. 2-й батальон с боем отходит от рубежа к рубежу от 100 до 300 метров.

28. VIII. Бомбят. Ближе к вечеру нас сменяет 125-я дивизия... Зябнем, так как плохо одеты, многие босиком, только в синих гимнаст`рках да изодранных брюках...
Деглавс уезжает в Ленинград увезти эвакуируемых.

1. IX. Фрицы сильно атакуют. Пало Иципино. Шоссе уже отрезано. Сильный артиллерийский огонь. Снова остались одни и снова в тылу немцев.

8. IX. 05.00 приказ штаба 8-й армии грузиться в поезд и ехать до Ораниенбаума, дальше пешком до Петровского.

10. IX. Приказ занять линию обороны у Ропши. Пешком до речки. Попадаем под огонь артиллерии.

12. IX. Приказ в 05.00 перейти реку и выгнать врага из Ропши... Ребята действительно героически предпринимают атаку. Перебрались через реку. Немцы бегут.

20. IX. Немцы давят. Отступаем к речке. Смертельно бомбят...

22. IX. Выходим на шоссе Петровское-Петергоф.

26. IX. Приказ атаковать во втором эшелоне высоту 76,3. Поддерживает один танк... Трофеи богатые - пулемёты, миномёты, винтовки, патронные ленты и т.д.».

Полк сражался под Ленинградом на Ораниенбаумском «пятачке». Там в бою у деревни Агакули 29 сентября 1941 года погиб командир Пуце. Под вечер того дня при поддержке танка латыши двинулись в атаку. Они вплотную подошли к деревне, однако, попав под сильный огонь, были вынуждены залечь, а затем отойти на исходный рубеж. Во время атаки Пуце был в авангарде. В какой-то момент он поднялся, чтобы кинуть гранату, но был сражён автоматной очередью.

В дневнике Брозиньша осталась после этого такая запись: «К вечеру к нам в блиндаж пришёл парторг А. Калнынь, и по его грустному взгляду, по скованным движениям мы поняли, что он принёс печальную весть. Он сообщил, что погиб командир полка Ф. Пуце, и всем нам стало вдруг тесно в просторном блиндаже. Все вышли наверх. Мы стояли под сосной и думали не о мёртвом, а о живом командире полка». Лишь на третий день бойцам удалось вынести тело Пуце с поля боя.

В октябре полк занял оборону у берега Финского залива в Новом Петергофе, на крайней восточной оконечности Ораниенбаумского плацдарма. На 7 октября в полку состояло 196 человек, а 20 октября - всего 167.

Поэтому в этот день последовал приказ о расформировании 76-го отдельного латышского стрелкового полка. Через некоторое время его бойцы, включая Брозиньша, были направлены через Дорогу жизни в Гороховецкие лагеря, откуда 201-ю Латвийскую стрелковую дивизию. Причём Брозиньш уже в январе 1942 года. С апреля 1942 года он стал в дивизии начальником штаба 92-го стрелкового полка, преобразованного в октябре в 121-й гвардейский стрелковый полк. Тогда, когда дивизия стала 43-й гвардейской Латышской стрелковой.





Наградной лист на гвардии капитана Георга Фрицевича Брозиньша. ЦАМО, фонд 33, опись 682525, дело 96 / ИС «Память народа».

Воевал хорошо. В декабре 1942 года Брозиньш был награждён орденом Красного Знамени. В наградном листе говорилось так:

«Товарищ Брозиньш яркий образец заслуженного героического советского воина. В 1937-39 дерётся с фашистами в качестве командира 342-го стрелкового батальона интернациональной бригады Испанской республиканской армии.

С началом Отечественной войны организует первый латышский истребительный полк и руководит его героическими боями.

В Эстонии сколачивает боевые отряды латышских рабочих в отдельный полк и ведёт его в бой навстречу надвигающимся фашистским захватчикам.

Товарищ Брозиньш, попадая несколько раз в окружение фашистских орд, выводил полк и подразделения из окружения и продолжал драться на подступах к Ленинграду.

Товарищ Брозиньш смелый, примерный командир. Хорошо организует личным участием - поверку выполнения боевых приказов (Туганово-Голубево).

Только за период с 17 августа до 10 сентября сего года при его личном участии уничтожено живой силы противника до 1500 человек фашистов, не считая уничтоженной и выведенной из строя материальной части противника».

К слову, как видим, в документе есть неточности. Обычное дело, но лишнее подтверждение, что всё нужно перепроверять. Даже фамилия в оригинале документа записана как Брозинс. И, что особо интересно, он указан... беспартийным. Для меня пока загадка, почему так.

В том же полку Брозиньш встретил ещё одного латыша из Испании - Жаниса Гриву (Фолманис, Žanis Grīva / Folmanis, 1910-1982). Когда того в начале 1943 года ранили, Брозиньш, провожая товарища в госпиталь, сказал: «Ну вот и ты! Мне, похоже, из всех бывших испанцев одному придётся добираться до Риги...»



Приказ об исключении из списков. ЦАМО, фонд 33, опись 563784, дело 27 / ИС «Память народа».

Увы, до Риги Георг Брозиньш не дошёл. С марта 1943 года он руководил штабом 125-го гвардейского стрелкового полка. А 4 августа 1943 года из действующей армии его направили в Латвийский штаб партизанского движения. Окончил спецшколу и с 23 октября 1943 года начал готовиться к выполнению спецзадания в тылу противника. В ночь с 18 на 19 декабря 1943 года самолёт Ли-2 («Дуглас»), на котором он летел, потерпел катастрофу. Погибшие гвардии майор Георгий Фрицевич Брозиньш и 13 десантников и членов экипажа были похоронены в деревне Раменье - ныне Селижаровского района Тверской области России. Их данные собрал по разным документам. Не удивляйтесь, что у некоторых дата гибели указана предыдущим днём - разные части по-разному её определили:

  • радистка Клавдия Мартыновна Бардина-Балтайс (1922-19.12.1943), русская, комсомолка, до войны работала машинисткой п/о ж.д. в городе Гулбене в Латвии, в Латвийском штабе партизанского движения (в/ч 19672) с 6 ноября 1943 года;
  • гвардии лейтенант Иосиф Васильевич Белов (1907-19.12.1943), русский, уроженец деревни Бережки Волковысского уезда Гродненской губернии, командир пулемётного взвода в 121 гв. сп 43 гв. сд, затем в Латвийском штабе партизанского движения;
  • лейтенант Георгий Георгиевич Бочаров (1914-18.12.1943), русский, коммунист, заместитель командира эскадрильи по лётной части 1-го авиационного полка 1-й авиатранспортной дивизии Главного Управления Гражданского Воздушного Флота (ГУГВФ, в/ч 40430), кавалер ордена Красной Звезды (2 сентября 1943 года), неоднократно летал за линию фронта как днём, так и ночью;
  • гвардии майор Георгий Фрицевич Брозиньш (6.1.1909-19.12.1943);
  • гвардии старший лейтенант Артур Александрович Бружас (1912-19.12.1943), латыш, коммунист, родился в Санкт-Петербурге, до войны - разведчик отд. ЛВО, служил в 121 гв. сп 43 гв. сд, ранен 23 марта 1943 года, лечился в ЭГ 1407, затем был командиром роты ПТР в 1-м отдельном запасном латышском стрелковом полку, в Латвийском штабе партизанского движения с 21 октября 1943 года;
  • младший лейтенант Михаил Филиппович Гальчиков (1916-18.12.1943), уроженец деревни Лягино Монастырского района Смоленской области, в Красной Армии с 1939 года, пилот 10-й авиационной транспортной дивизии;
  • лейтенант Владимир Дмитриевич Гурьев (?-19.12.1943);
  • техник-лейтенант Иван Петрович Докукин (Докунин, 1917-19.12.1943), русский, коммунист, в Красной Армии с 1937 года, механик авиационный бортовой (бортмеханик, авиатехник) 1-го авиационного полка 1-й авиатранспортной дивизии ГУГВФ, кавалер ордена Красной Звезды (18 декабря 1943 года), неоднократно летал за линию фронта;
  • гвардии старший лейтенант Георгий Ефимович Зайцев (1922-19.12.1943), уроженец Аулейской волости Даугавпилсского уезда, в Красной Армии с октября 1941 года, призван Звениговским РВК Марийской АССР, служил в 121 гв. сп 43 гв. сд;
  • капитан Макарий Парфёнович (Макар Порфирьевич) Сенченко (1917-19.12.1943), уроженец Режицы (ныне Резекне в Латвии);
  • лейтенант Пётр Семёнович Ухварёнок (Ухваренко, ?-18.12.1943); борт-радист 1-го авиационного полка 1-й авиатранспортной дивизии ГУГВФ;
  • лейтенант Иван Иванович Фёдоров (?-19.12.1943);
  • штурман Виктор Васильевич Шитов (?-19.12.1943);
  • гвардии лейтенант Вилнис (Вилис) Янович Юревич (1924-19.12.1943), в Красной Армии с 1941 года, командир взвода в 121 гв. сп 43 гв. сд, затем в Латвийском штабе партизанского движения (в/ч 19672);




Архивная справка жене гвардии майора Брозиньша о его гибели. ЦАМО, фонд 33, опись 594259, дело 63 / ИС «Память народа».

В 1961 году на мемориале, где также покоятся две сотни бойцов, погибших при освобождении деревни, был сооружён памятник. В его сооружении принимали участие латвийцы, поэтому он очень похож на другие воинские кладбища, где похоронены бойцы латышской дивизии Красной Армии. В основании монумента были установлены две плиты с надписями на латышском и русском языках: «Mūžīga slava 14 varoņiem-desanta karavīriem, kritušiem par mūsu Dzīmtenes brīvību un neatkarību kaujās pret vācu iebrucējiem Lielajā Tēvijas karā 1941-1945. g. / Вечная слава 14-ти героям-десантникам, павшим в борьбе с немецкими захватчиками за свободу и независимость нашей Родины в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».

А в сентябре 1967 года в Раменье к удивлению местных жителей появилась большая группа незнакомой молодёжи. Это были комсомольцы Рижского радиозавода имени А. С. Попова (Rīgas radiorūpnīca). Комсомольцы проехали тысячу километров, чтобы почтить память бывшего работника своего завода. Ну, почти своего. При изучении истории своего места работы они выяснили, что Брозиньш в 1935-1936 году работал радиомонтёром в акционерном обществе Foto-radio centrāle A. Leibovics - на одном из предприятий, на базе которых был создан радиозавод. Комсомольцы посадили на могиле Георга Брозиньша дубок, привезённый из Латвии. Интересно, растёт ли он там и сейчас? Вроде, судя по фотографиям из интернета, растёт. Ему сейчас, получается, уже 56 лет. Больше, чем прожил латышский brigadista Брозиньш.



Фото мемориала в деревне Раменье. 2016 год. Источник: Foto-planeta.com.



Фото мемориала в деревне Раменье. 2022 год. Источник: Алексей Гольтяков / Foto-planeta.com.



Фото памятника на мемориале в деревне Раменье. 2022 год. Источник: Алексей Гольтяков / Foto-planeta.com.

А вот чего точно сейчас уже нет, так это памятной плиты ему, которую тогда же установили у инструментального цеха завода. Как, впрочем, и самого завода...

Если у кого-то есть фотографии этой плиты или Георга Брозиньша, закиньте в комментариях, пожалуйста!

Вторая Мировая война, Россия, Великая Отечественная война, латышские стрелки, партизаны, Лиепая, Рига, Латвия, Испания, Ленинград, Эстония, памятники, Красная Армия

Previous post Next post
Up