В московском Центральном музее Вооружённых сил Российской Федерации, когда он ещё был Центральным музеем Вооружённых сил СССР, хранился комсомольский билет №17032607. Надеюсь, он и сейчас никуда не делся. Документ принадлежал обычному латышскому парню, погибшему в бою - Роберту Яковлевичу Рейнхолдсу (Рейнхольд, Рейнгольд). Он был в рядах 122-го стрелкового полка 201-й Латвийской стрелковой дивизии - среди тех, кто на Новый 1942-й год под губительным огнём противника оседлал железную дорогу, соединявшую Наро-Фоминск с Малоярославцем.
Роберт Рейнхолдс (Roberts Jēkaba dēls Reinholds) родился 110 лет тому назад под Селпилсом, что недалеко от современного Екабпилса, 16 апреля 1913 года. В 1929 году он вступил в комсомол. В Резекне, Екабпилсе, Нерете и Акнисте конспираторы отлично знали Рейнхолдса как способного организатора нелегальных комсомольских ячеек. За политические взгляды был исключён из ремесленного училища. И, как отмечал в автобиографии Рейнхолдс, «общественно-политическими науками овладевал в тюрьмах Риги, Резекне, Даугавпилса, Мадоны, Елгавы и на Калнциемской каторге». Особенно комсомолец любил Горького, часто в своих выступлениях цитировал эти слова писателя: «В жизни всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, те просто лентяи, или трусы, или не понимают жизни».
Из одиночной камеры рижской «централки» его летом 1940 года вызволила советизация Латвии, когда пала диктатура Ульманиса. К тому времени он за революционную деятельность провёл в местах заключения в общей сложности семь лет. Что подорвало его здоровье. Будучи вторым секретарём Латгальского обкома комсомола Рейнхолдс писал в ЦК ЛКСМ Латвии: «Имею большое желание работать, но годы, проведённые в тюрьмах, подорвали здоровье. Чувствую, что не могу делать всё так, как нужно. Поэтому прошу заменить меня более способным человеком, а самого перевести на такую работу, где я смогу полностью выполнять порученное дело».
Роберт Яковлевич Рейнхолдс (16.4.1913-1.1.1942). «Советская молодёжь», 26 февраля 1969 года.
В этих строках весь Рейнхолдс: очень требовательный к себе, предельно скромный, чувствующий высокую ответственность за оказанное доверие. Товарищи отлично понимали, что Рейнхолдс достоин ещё более ответственного поста. Потому его избрали первым секретарём Екабпилсского уездного комитета комсомола.
На следующий день после начала Великой Отечественной войны Рейнхолдс возглавил комсомольский истребительный батальон, насчитывавший 70 бойцов. Батальон вместе с частями Красной Армии участвовал в оборонительных боях на берегах Западной Двины.
Донесение о безвозвратных потерях 201 сд. Информационная система «Память народа», Pamyat-naroda.ru.
Донесение о безвозвратных потерях 122 сп 201 сд. Информационная система «Память народа», Pamyat-naroda.ru.
В эвакуации оказался в городе Вязники Ивановской (ныне Владимирской) области, где в августе 1941 года был призван в Красную Армию. А в сентябре 1941 года оказался в рядах 201-й Латвийской стрелковой дивизии, став заместителем политрука 7-й стрелковой роты 122-го стрелкового полка. Вместе с другими воинами дивизии принял участие в судьбоносном контрнаступлении под Москвой, особенно отличившись 20-26 декабря в боях под Наро-Фоминском. Рейнхолдс находился на передовой линии, показывая примеры личной отваги и храбрости. 21 декабря у железнодорожного разъезда 75-й километр проявил исключительное мужество в штыковой атаке. А на Новый год участвовал в боях под Боровском. Там он и погиб 1 января 1942 года, согласно донесениям о потерях, будучи похороненным у посёлка Ермолино. Посмертно Рейнхолдс был награждён орденом Красного Знамени приказом №111 ВС Западного фронта от 31 января 1942 года.
Наградной лист на Роберта Якобовича Рейнхолд. Информационная система «Память народа», Pamyat-naroda.ru.
Есть некоторые разночтения в наградных документах с остальными: дата гибели там 2 января (а в одном месте вообще 14 февраля), погибший назван членом ВКП(б). Учитывая обстановку, в целом, они незначительны. В совокупности с другим документами мы всё теперь можем уточнить.
Советский воинский мемориал в город Ермолино. Фото: Александр Ржавин, май 2017 года.
В советское время в латвийском городе Екабпилс на улице Паста была установлена мемориальная доска, демонтированная в 1990-е. А вот в Ермолино, которое теперь является городом в Калужской области Российской Федерации, память о погибшем латышском комсомольце берегут. На Боровской улице есть небольшой советский воинский мемориал. В основании главного монумента есть две металлические плиты на латышском и русском языках: «Mūžīga slava varoņiem 43. gvardes Latviešu strēlnieku Rīgas divīzijas kareivjiem, seržantiem un vīrsniekiem, kritušiem kaujās par mūsu Dzīmtenes brīvību un neatkarību Lielajā Tēvijas karā 1941-1945. g. / Вечная слава героям-солдатам, сержантам и офицерам 43-1 гвардейской Латышской стрелковой Рижской дивизии, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». А на памятных плитах много латышских имён: Баронс, Берзиньш, Граусманис, Лайвиньш, Страздиньш, Янсонс, Яунземс... И среди них: «Рейнхольд Р. Я.» Вечная им память! Mūžīga piemiņa!
Советский воинский мемориал в город Ермолино. Фото: Александр Ржавин, май 2017 года.