Мемориалы в Латвии: грядёт новая волна сноса и перезахоронений?

Oct 23, 2023 14:48


19 октября 2023 года группа депутатов латвийского Сейма (Aleksandrs Kiršteins, Edvīns Šnore, Nauris Puntulis, Ilze Indriksone, Artūrs Butāns, Jānis Vitenbergs, Jānis Dombrava) подали поправки №387/Lp14 к закону «О запрете экспонирования объектов, прославляющих советский и нацистский режимы, и их демонтаже на территории Латвийской Республики» (Par padomju un nacistisko režīmu slavinošu objektu eksponēšanas aizliegumu un to demontāžu Latvijas Republikas teritorijā). Если их примут, то будут не только снесены десятки советских воинских памятников, но и потревожены останки тысяч советских воинов.



Нацики хотят не только снести все памятники (даже на местах захоронений), где присутствует оружие вооружённых сил СССР, но и перенести воинские останки «из парков и других публичных мест».

Напомню, что закон был принят в прошлом году. Он касался 70 памятников, но фактически были снесены почти сто монументов, а также сровнено с землёй одно воинское захоронение - в посёлке Шкяуне. Но национально озабоченным слугам народа этого оказалось мало.



Они считают, что ненавистные им памятники красноармейцам и партизанам (включая латышских) «используются для прославления войны, военных преступлений, влекущих тяжкие физические или психические страдания, нарушение международного гуманитарного права, в том числе убийства, пытки или бесчеловечное обращение с защищенными гуманитарным правом лицами, захват заложников, незаконная депортация, перемещение, ограничение свободы, неоправданное разрушение городов или других объектов или другое запрещенное действие, противоречащее обязательным для Латвийской Республики международным правам, нормативным актам или обязательным для Латвийской Республики международным договорам». Ну, вы поняли: помянул погибшего в боях с нацистами солдата - по мнению нациков, оправдал захват заложников или незаконную депортацию, ага.

Предлагаются следующие поправки:

1. Часть (2) статьи 2 Закона дополнить после запятой: «за исключением тех, на которых изображено оружие Вооружённых сил СССР». [Likuma 2. panta (2) daļu aiz komata papildināt ar: “izņemot tos, kuros attēloti PSRS Bruņoto spēku ieroči.”]

2. Часть (1) статьи 4 Закона изложить в следующей редакции: «(1) настоящим Законом устанавливается ликвидация всех находящихся за пределами массовых захоронений прославляющих Вооружённые силы СССР и советскую оккупацию памятников и памятных знаков, перемещая на братские кладбища захороненные в парках и других публичных местах воинские останки. [Likuma 4. panta (1) daļu izteikt šādā redakcijā: “(1) Ar šo likumu tiek noteikts, ka tiek likvidēti visi ārpus karavīru masu apbedījumiem esošie PSRS Bruņotos spēkus un padomju okupāciju slavinošie pieminekļi un piemiņas zīmes, parkos un citās publiskās vietās apbedīto karavīru mirstīgās atliekas pārvietojot uz brāļu kapiem.”]

3. Часть (5) статьи 5 Закона изложить в следующей редакции: "(5) Демонтаж упомянутых в статье 4 настоящего закона объектов, перед этим, если необходимо, проведя перенос останков, самоуправления выполняют не позднее чем до 1 июля 2024 года. [Likuma 5. panta (5) daļu izteikt šādā redakcijā: “(5) Šā likuma 4. pantā minēto objektu demontāžu, pirms tam, ja nepieciešams, veicot mirstīgo atlieku pārvietošanu, pašvaldības īsteno ne vēlāk kā līdz 2024. gada 1. jūlijam.]

Значит, предлагается, что будут не только снесены все памятники (даже на местах захоронений), где присутствует оружие вооружённых сил СССР, но и перенесены воинские останки «из парков и других публичных мест».

Памятников с оружием у нас хватает. Например, самый знаменитый - «бронзовый» солдат на Покровском кладбище в Риге. Но не единственный: в рижских Бергах, в Екабпилсе, в Вентспилсе, в Вилянах...



Памятник на советских воинских могилах на Покровском кладбище в Риге. Фото: Александр Ржавин, май 2022 года.



Памятник на советском воинском кладбище на проспекте Бривибас в Риге. Фото: Александр Ржавин, апрель 2006 года.



Памятник на советском воинском кладбище на улице Кална в Екабпилсе. Фото: Александр Ржавин, сентябрь 2011 года.



Памятник на советских воинских могилах в Вилянах. Фото: Александр Ржавин, июль 2021 года.

Однако под оружием, не удивлюсь, будут пониматься не только легендарные ППШ, но и даже каски. А уж памятников, где можно найти советские каски, вообще не счесть: у хуторов Стуры (стандартный венок с мечом и каской есть ещё на многих мемориалах), Лиепиняс (стандартный коленопреклонённый воин также присутствует на многих мемориалах), в Риге в Зиепниеккалнсе...



Памятник на советском воинском захоронении у хутора Стуры. Фото: Александр Ржавин, май 2021 года.



Памятник на советском воинском захоронении у хутора Лиепиняс. Фото: Александр Ржавин, март 2022 года.



Памятник на советском воинском захоронении в посёлке Яунпиебалгас. Фото: Александр Ржавин, март 2022 года.

При этом совершенно непонятно содержание словосочетания «другие публичные места». Братское воинское захоронение в поле - это публичное место? Там ведь кто угодно гулять может. Захоронение на гражданском кладбище - это публичное место? А почему нет: туда свободно ходит публика (кстати, вполне свободно даже в те кладбища, которые частные). И... куда и как тогда будут перезахораниваться воинские останки из одних публичных мест в другие публичные места?!

Вот захоронение в усадебном парке в посёлке Палсмане. Понятно, что в случае принятия поправок останки сотни воинов будут куда-то перенесены. И таких кладбищ десятки по всей Латвии. Но не полузабытые провинциальные могилы смущают нациков. Несомненно, они метят в более знаковые мемориалы: в центре Даугавпилса (в парке Дубровина) или Резекне (на улице Дарзу).



Советское воинское кладбище в парке в посёлке Палсмане. Фото: Александр Ржавин, апрель 2010 года.



Советское воинское кладбище на улице Дарзу в Резекне. Фото: Александр Ржавин, апрель 2010 года.

Сколько именно памятников может быть снесено и перенесено останков, конечно, нужно будет подсчитывать после принятия поправок в окончательном чтении. Надежды же на то, что их не примут, почему-то у меня нет.

Что делать? Да как всегда: снимать на фото и видео памятники, пока они ещё стоят. Большего - давайте не будем врать сами себе - сделать невозможно в сложившихся условиях, как бы громко не трещали политиканчики («как можно было не обещать»), провокаторы (у них служба такая) или пропагандоны (которые якобы могут чего-то повторить).

PS. Особый «привет» российским чиновникам, дипломатам и политикам, которые так и не провели трёхмерное сканирование советских и русских воинских памятников в Прибалтике, чтобы хотя бы так сохранить их точные образы. Одно из двух. Или память о погибших защитниках Отечества их волнует только на словах. Или новые технологии недоступны для понимания 70-летним старцам и их дворне. Что из этого лучше (хуже), судить не берусь.

Вторая Мировая война, Великая Отечественная война, памятники, вандализм, Красная Армия, Латвия

Previous post Next post
Up