Новые стенды на мемориале в Саласпилсе: «крокодиловы слёзы» по советским военнопленным (II)

Apr 29, 2023 03:37


Продолжение рассказа о новых информационных стендах на мемориале на месте лагеря военнопленных в латвийском городе Саласпилс.



Центральный элемент мемориала - своеобразный памятник в виде двух стеблей.


Изначально саласпилсских военнопленных трудоустраивали возле лагеря, доставляя колоннами на рабочие места. В ноябре 1941 года около 300 военнопленных были отправлены на работы в Румбулу, где они копали ямы, предназначенные для в будущем истреблённых латвийских евреев (5). Другая колонна, 800-900 военнопленных, работала в Саласпилсе до конца 1941 г., подготавливая площадку для строительства расширенной полицейской тюрьмы и трудового лагеря (на месте, где сейчас находится мемориал Саласпилсского лагеря) (6). Местные жители, рискуя сами оказаться в концлагере, пытались облегчить страдания военнопленных, тайно оставляя средства пропитания. Жизненные условия военнопленных, которые пережили зиму, улучшились, потому что многих направили на полевые работы на христианские хозяйства, где они получали питание, что было несравненно лучше. Узники также работали в лесу, на торфяных и гипсовых карьерах. Наиболее работоспособных заключенных отправили в Германию.

Это просто запредельно! Как тонко советских пленных выставили - пусть и невольными - соучастниками Холокоста! А ничего, что те 300 советских военнопленных, которых направили рыть ямы в Румбуле, расстреляли? И таким образом на этом рижском мемориале погребены не только тысячи местных евреев, но и несколько сотен советских солдат, убитых нацистами и их пособниками. Понимаю, если сказать, что пленных убили, то совсем иначе картина выглядит. А если ещё добавить, кто в Румбуле занимался убийствами, так вообще крамола...

Кстати, преступления в Румбуле совершились 30 ноября и 8 декабря 1941 года. Это когда, по информации со стендов, германское руководство якобы озаботилось тем, что пленные - это «необходимая рабочая сила».

Но самая мякотка - о работе «на христианских хозяйствах». Да, смешно получилось, что саласпилсские мудрецы не в курсе разницы слов «христианский» и «крестьянский». Но совсем не смешно, что они считают, что использование рабского труда пленных - это «было несравненно лучше». Для начала представим фразу: «Жизненные условия африканцев, которые пережили транспортировку через Атлантику, улучшились, потому что многих направили на полевые работы на христианские хозяйства, где они получали питание, что было несравненно лучше». Ага, за такое BLM-активисты мокрого места не оставят. Но, опять же, вспомним ЖК-1929, статья 34: «Военнопленные... имеют право на вознаграждение, установленное соглашениями между воюющими сторонами». А так как не было соглашения между Германией и СССР про это, то ЖК-1929 и это предусматривала: «До заключения вышесказанных соглашений вознаграждения военнопленных за труд определяются на нижеследующих основаниях:

а) работы, используемые для государства, оплачиваются по действующему в национальной армии воинскому тарифу на оплату этих работ или же, если такового не существует, то по тарифу, соответствующему выполненным работам;

б) если работа производится за счет других казенных учреждений или частных лиц, условия устанавливаются по соглашению с военной властью.

Вознаграждение, остающееся на кредите военнопленного, выплачивается ему после окончания плена».

Вот не могли бы авторы стендов рассказать, сколько Германия и латышские крестьяне заплатили советским военнопленным за их труд? Типо, работали за еду? Ой, какая щедрость, какие благодетели, истинные христиане, тьфу, крестьяне! Это сарказм, если кто не понял.



Один стебель устремлён ввысь, другой - увядающий, сгибающийся к земле, который из последних сил пытаются поддержать пленные воины...



«Нас было тысячи таких же как ты. Мы также как и ты любили жизнь и Родину, солнце и детей... Мы сражались, не прячась от пуль, но пули не смогли нас убить. Мы погибли в неволе, изнуренные голодом и ист[я]заниями на нацистской каторге». Когда именно пропала буква «я», сказать не могу, но её нет уже с 2007 года точно.



Надписи на памятнике, кстати, на двух языках - русском и латышском. Привет, что называется, тем, кто стонет об «ужасах русификации» в советское время: «Mēs bija tūkstoši tadu pašu kā tu. Tāpāt kā tu mēs mīlējām dzīvi un Dzimteni, sauli un bērnus... Mēs cīnījāmies, neslēpdamies no lodēm, bet lodes mūs nespēja veikt. Mēs gājām bojā nebrīvē, mocību un bada izvārdzināti nacistu katorgā».

Саласпилсский вспомогательный лагерь для военнопленных был ликвидирован в августе 1944 года. В августе всех инвалидов, нетрудоспособных и больных перевели в Саласпилсский лагерь, который находился на расстоянии 2 км, где в сентябре они были расстреляны вместе с присланными из других мест инвалидами (всего 400 человек). Судьба оставшихся в живых советских военнопленных была незавидной. После «освобождения» из фашистского плена страдания этих людей продолжились в советских концлагерях. Отношение коммунистического режима к заключенным ярко характеризует тот факт, что пострадавшие граждане СССР не были представлены на созданной в 1947 году международной ассоциации поддержки бывших узников нацистских концлагерей, поскольку по выражению Сталина: «Мол нечего платить предателям!» Даже после смерти Сталина коммунистический режим не счел нужным извиниться перед оставшимися в живых советскими военнопленными и их близкими за причиненные страдания.

Вот как интересно. Сколько со стороны латвийских историков и политиков было гнева, что нельзя использовать термин «Саласпилсский лагерь смерти», так как официально в Третьем Райхе такого термина не было. Но как речь про СССР времён Великой Отечественной войны, то авторы стендов выдумывают какие-то «советские концлагеря». В Гражданскую были в Советской России и концентрационные лагеря. Но всех их упразднили в 1922-1923 годах. В 40-50-е годы были исправительно-трудовые лагеря, проверочно-фильтрационные лагеря, спецлагеря, лагеря военнопленных, а вот концлагерей не было.

Однако главное не это. Могут ли авторы стендов указать имя хоть одного узника Саласпилсского лагеря военнопленных, которого после освобождения отправили бы в ИТЛ только за то, что он был в плену? Вот, к примеру, история красноармейца Фёдора Серякова, который содержался в Stalag 350, но в Риге («Послание из Шталага 350»). Ни в какие советские концлагеря после освобождения от не отправился.

Да, многих пленных по освобождении направляли в фильтрационные лагеря. Но это не место отбывания наказания. Это совершенно нормальная практика, когда выяснялась личность человека, обстоятельство его попадания в плен и факты пребывания в плену. Почти все после этих фильтрационных лагерей (97-98% проверенных) направлялись или в действующую армию, или демобилизовывались по состоянию здоровья.

Насчёт оплаты предателям... Тут ведь вот какое дело. Выше уже упоминался грозный приказ 1941 года. Но так как во время войны Германия и СССР не обменивались списками пленных, но даже с ними как бы могли установить, сдался в плен боец добровольно или нет? Поэтому подавляющее большинство попавших в плен классифицировалось в Красной Армии не как предатели, а как пропавшие без вести. И им денежного довольствия не насчитывали, так как пропавшие без вести приравнивались к погибшим. Но зато семьям пропавших без вести (да, не всегда, это отдельная большая тема) платили пенсии, пособия, давали льготы наравне с павшими. Думается, что красноармейца, томящегося в плену, вряд ли особенно радовало бы, если ему где-то в недрах финансовых органов что-то там начислялось. А вот то, что его семья получала от государства поддержку, это для него было важно.

А что предателям (настоящим) платить не надо, я полностью согласен. Или латышские политики считают, что предателям надо платить деньги?

Извинятся же перед красноармейцами, прошедшими нацистский плен, должна Германия и германские власти.



Берёзовая роща, кстати, тоже часть мемориала в память о погибших. Но власти Саласпилса сделали из него прогулочный парк. Опять же, ни о чём таком на стендах ни слова.

13 октября 1968 года на этом место был открыт мемориальный ансамбль войнам Советской Армин, погибшим в лагере для военнопленных, - одно из немногих мемориальных мест, посвященное памяти военнопленных, а не героям, павших в боях. Язык форм скульптурных элементов и общая композиция ансамбля подчеркивают строгость и лаконичность. Каждый элемент имеет символическое значение, в т.ч. рельеф. Мемориальный ансамбль создан из грубого и холодного материала - железобетона. На месте встречи двух прямых дорог стоит памятник - монументальная стела со скульптурными рельефами, изображающими страдания воинов. Главный мотив композиции ансамбля - «трагически прерванный жизненный путь». Вдоль длинной и прямой железобетонной дороги расположены бетонные плиты в виде лаконичного квадрата - символически обозначающие места захоронений заключенных.

Казалось бы, тут же только факты, разве можно тут накосячить? Увы. Нет, я не об ошибках (не видят авторы стенда разницу между «войнами» и «воинами»). Жаль, что на стендах не нашлось место линогравюре Карла Буша, бывшего узника Саласпилса, «В лагере для военнопленных» из цикла «В Саласпилском лагере смерти». На линогравюре показаны три главных характеристики первого лагеря военнопленных в Саласпилсе, которые поражали всех: 1) пленные содержались под открытым небом, 2) кора деревьев, оказавшихся за колючей проволокой, была обглодана в два человеческих роста, 3) по всей территории были ямы-норы, в которых от непогоды пытались прятаться пленные. Так вот эти «бетонные плиты в виде лаконичного квадрата» как раз являются символическим отображением тех ям. Конечно, некоторые из них стали могилами для некоторых пленных. Но на самом деле на мемориале несколько братских могил пленных до сих пор хорошо просматриваются. Это насыпи, между которыми от улицы Нометню, а теперь и от информационных стендов, идёт дорожка с изгибом к главному памятнику мемориала в виде двух стеблей жизни. Один стебель устремлён ввысь, другой - увядающий, сгибающийся к земле, который из последних сил пытаются поддержать пленные воины...



Схема Саласпилсского лагеря смерти, составленная по итогам работы Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков.



Участок предыдущей схемы, посвящённый «Открытому лагерю советских военнопленных в парке». На схеме видны рвы-могилы (некоторые с характерным изгибом - именно между ними от улицы Нометню идёт дорожка к памятнику на мемориале) и ямы, в которых прятались пленные от непогоды и некоторые из которых тоже стали могилами.

В общем, авторы информационных стендов хотели, наверно, как лучше, а получилось, как всегда. Хотя не удивлюсь, если окажется, что их рукой водила чужая вражеская воля: чтобы кремлёвская пропаганда могла использовать такие инфостенды для своих критических выпадов против латышских политиков.



Карл Михайлович Буш, линогравюра «В лагере для военнопленных» из цикла «В Саласпилском лагере смерти», 1963. На линогравюре показаны три главных характеристики первого лагеря военнопленных в Саласпилсе, которые поражали всех: 1) пленные содержались под открытым небом, 2) кора деревьев, оказавшихся за колючей проволокой, была обглодана в два человеческих роста, 3) по всей территории были ямы-норы, в которых от непогоды пытались прятаться пленные...

Что делать? В очередной раз высказываю идею о том, что надо создавать виртуальный музей Саласпилсских лагерей, в котором можно представить реальные факты, а не латышский националистический нарратив об этих трагических и одновременно героических местах борьбы и смерти мучеников, погубленных нацистскими оккупантами и их пособниками.

Вторая Мировая война, Великая Отечественная война, Саласпилс, плен, Германия, фальсификация, Латвия

Previous post Next post
Up