Жернова войны безжалостно переламывали не только людей и технику, но и братьев наших меньших. В том числе крылатых. Вспомним об одном из них, попавшем в нешуточный переплёт на Балтийском флоте.
Атакующие корабли, базирующиеся в Кронштадте, лучи маяков, пронизывающие мрак у морских ворот Санкт-Петербурга, почтовые голуби: все эти мгновения затерялись во времени, как слёзы под дождём...
Начало Первой Мировой войны возбудило в обществе, в армии и на флоте не только прилив патриотизма и подъём энтузиазма, но и временами отчаянную нервозность. Хотя, наверно, действительно, в военную пору лучше перебдеть, чем недобдеть.
Так рассудили и на стоявшем в Кронштадте транспорте «Анадырь» (между прочим, у него была славная судьба: отличился в Русско-японскую, прошёл Ледовый поход, погиб в Великую Отечественную под именем «Декабрист»). Судовой механик Георгий Карлсон так сообщил о важном происшествии Его превосходительству командиру Кронштадтского порта адмиралу Роберту Николаевичу фон Вирену (1856-1917) 23 июля (5 августа по новому стилю) 1914 года:
«21 июля 1914 года на транспорте "Анадырь" в военной гавани г. Кронштадта поймали почтового голубя следующих примет: коричневый, с сизым отливом, клюв короткий и толстый, с белыми вздутыми ноздрями, глаза чёрные с жёлтыми венчиками и с голыми веками, ноги красные, на правой ноге алюминиевое кольцо с буквами: 802 IV C R /изображение петуха/ С.А.-»
РГАВМФ, фонд 716, опись 2, дело 6, лист 27 (Gwar.mil.ru).
Каков словесный портрет узника! Ни с каким другим не спутать. Два дня на транспорте думали, думали и придумали, что делать с пернатым пленником, захваченным на третий день войны: сообщить о нём вышестоящему начальству.
Начальник штаба Кронштадтского порта контр-адмирал Александр Григорьевич Бутаков (1861-1917) тоже думал два дня, что делать с таким подарком от бдительных матросов, и 25 июля сообщил в Морской генеральный штаб, что пойманный голубь «содержится до распоряжения на транспорте Анадырь».
Транспорт «Анадырь», 1906 год.
Там отреагировали быстрее. 26 июля 1914 года в Кронштадт пришла телеграмма: «Кронштадь. Штапор. На № 9551. Приказанию Наштавкома прошу прислать голубя. Генкор. Наморком 15».
И в этом нет ничего смешного! Поразительное умение голубей быстро и точно находить дорогу из любой точки к родному гнезду давно было замечено людьми. Полководцы издавна проявляли интерес к крылатым вестовым. Например, древнеримский историк Плиний Старший подробно описал осаду города Мутины (Модены) Марком Антонием (43 год до нашей эры). Не будучи в состоянии прорваться в осаждённый город, консул Гирций посылал голубей с донесениями о действиях войск Антония засевшему в городе Дециму Бруту, с которым был в дружбе. Депеши привязывались к шее или лапке птицы. Плиний замечает: «Этим способом Брут легко мог получать какие угодно известия. Разве могли помочь Антонию его рвы и цепи, которыми он замыкал реку, если вестники совершали свой путь по воздуху?». А с XVIII века голубиная почта широко использовалась в армиях многих стран для оперативной связи. Учитывая, что крейсерская скорость почтового голубя составляет 80-100 км/ч, а обычная дальность голубиной связи - 200-300 километров, до появления современных средств связи лучшего желать не приходилось.
И даже телеграф с телефонами не смогли сразу заменить голубей. В Первую Мировую войну почтовые голуби широко применялись обеими воюющими сторонами. Наиболее профессионально использовали этот вид коммуникаций бельгийцы, немцы и британцы. На войне были задействованы тысячи почтовых голубей. Небольшая записочка вставлялась в маленькую капсулу, которая крепилась к ноге птицы. Не буду пересказывать, лучше почитайте в оригинале материал
The Incredible Carrier Pigeons of the First World War с сайта Imperial War Museums, особенно про голубя №489, который, несмотря на шрапнельное ранение крыла, спас экипаж британского судна, атакованного немецкой подлодкой.
Само собой, голубей использовала и разведка. Так что интерес, проявленный к птице, залетевшей на «Анадырь», совершенно закономерен.
Как итог: 28 июля 1914 года голубь, прилетевший на транспорт «Анадырь», был препровождён в Разведывательное отделение штаба главнокомандующего 6-й армией, в задачу которой входила охрана побережья Балтийского и Белого морей, а также подступов к столице.
Что сталось в разведотделе с пернатым гонцом, раскурлыкал ли он там что при допросе или стойко молчал, осталось невыясненным. Атакующие корабли, базирующиеся в Кронштадте, лучи маяков, пронизывающие мрак у морских ворот Санкт-Петербурга, почтовые голуби: все эти мгновения затерялись во времени, как слёзы под дождём...
РГАВМФ, фонд 716, опись 2, дело 191, лист 439 (Gwar.mil.ru).
PS. Штапор, наштавком, генкор, наморком... Ага, а вы думали, что такие аббревиатуры - это «глумящееся» над великим и могучим языком «большевицкое» изобретение со всевозможными наркомвоенморами, учпедгизами и начмилами?! Вот вам, читайте и не говорите, что это не по-русски написано: «Петроград НАГЕНМОР. Сообщаю нижеследующую телеграму на имя Наштасева: Начальник береговой обороны Финзалива возбудил ходатайство передаче Морвед Усть-Дминского крепостного полка с целью формировать за счет его батальон для несения службы на островах. На совещании, собранном Комокрепом при участии армескура, решено осуществить этот проект. Поддерживая эту меру, прошу распоряжения передаче Усть-Двинского крепостного полка Морведу с возложением на него дальнейших распоряжений по формированию из него Морских батальонов. 22 декабря 1917 года №3684/опсух. - Комсухвойск Хенриксон. Прошу сообщить соответственное заключение. 27 декабря 1917 года №4573/мор. Остелецкий». Ну-с, как вам эти армескур и комсухвойск? Да, конечно, телеграмма послана уже после Великой Октябрьской социалистической революции, но язык, которым она составлена, сложился при самом настоящем царизме. Большевики всего лишь следовали модным трендам.