Как перехватывали шпионские «эсэмэски» в 1914 году: «А приметы голубя следующие...»

Dec 27, 2022 12:21


Жернова войны безжалостно переламывали не только людей и технику, но и братьев наших меньших. В том числе крылатых. Вспомним об одном из них, попавшем в нешуточный переплёт на Балтийском флоте.



Атакующие корабли, базирующиеся в Кронштадте, лучи маяков, пронизывающие мрак у морских ворот Санкт-Петербурга, почтовые голуби: все эти мгновения затерялись во времени, как слёзы под дождём...

Начало Первой Мировой войны возбудило в обществе, в армии и на флоте не только прилив патриотизма и подъём энтузиазма, но и временами отчаянную нервозность. Хотя, наверно, действительно, в военную пору лучше перебдеть, чем недобдеть.

Так рассудили и на стоявшем в Кронштадте транспорте «Анадырь» (между прочим, у него была славная судьба: отличился в Русско-японскую, прошёл Ледовый поход, погиб в Великую Отечественную под именем «Декабрист»). Судовой механик Георгий Карлсон так сообщил о важном происшествии Его превосходительству командиру Кронштадтского порта адмиралу Роберту Николаевичу фон Вирену (1856-1917) 23 июля (5 августа по новому стилю) 1914 года:



«21 июля 1914 года на транспорте "Анадырь" в военной гавани г. Кронштадта поймали почтового голубя следующих примет: коричневый, с сизым отливом, клюв короткий и толстый, с белыми вздутыми ноздрями, глаза чёрные с жёлтыми венчиками и с голыми веками, ноги красные, на правой ноге алюминиевое кольцо с буквами: 802 IV C R /изображение петуха/ С.А.-»



РГАВМФ, фонд 716, опись 2, дело 6, лист 27 (Gwar.mil.ru).

Каков словесный портрет узника! Ни с каким другим не спутать. Два дня на транспорте думали, думали и придумали, что делать с пернатым пленником, захваченным на третий день войны: сообщить о нём вышестоящему начальству.

Начальник штаба Кронштадтского порта контр-адмирал Александр Григорьевич Бутаков (1861-1917) тоже думал два дня, что делать с таким подарком от бдительных матросов, и 25 июля сообщил в Морской генеральный штаб, что пойманный голубь «содержится до распоряжения на транспорте Анадырь».



Транспорт «Анадырь», 1906 год.

Там отреагировали быстрее. 26 июля 1914 года в Кронштадт пришла телеграмма: «Кронштадь. Штапор. На № 9551. Приказанию Наштавкома прошу прислать голубя. Генкор. Наморком 15».

И в этом нет ничего смешного! Поразительное умение голубей быстро и точно находить дорогу из любой точки к родному гнезду давно было замечено людьми. Полководцы издавна проявляли интерес к крылатым вестовым. Например, древнеримский историк Плиний Старший подробно описал осаду города Мутины (Модены) Марком Антонием (43 год до нашей эры). Не будучи в состоянии прорваться в осаждённый город, консул Гирций посылал голубей с донесениями о действиях войск Антония засевшему в городе Дециму Бруту, с которым был в дружбе. Депеши привязывались к шее или лапке птицы. Плиний замечает: «Этим способом Брут легко мог получать какие угодно известия. Разве могли помочь Антонию его рвы и цепи, которыми он замыкал реку, если вестники совершали свой путь по воздуху?». А с XVIII века голубиная почта широко использовалась в армиях многих стран для оперативной связи. Учитывая, что крейсерская скорость почтового голубя составляет 80-100 км/ч, а обычная дальность голубиной связи - 200-300 километров, до появления современных средств связи лучшего желать не приходилось.

И даже телеграф с телефонами не смогли сразу заменить голубей. В Первую Мировую войну почтовые голуби широко применялись обеими воюющими сторонами. Наиболее профессионально использовали этот вид коммуникаций бельгийцы, немцы и британцы. На войне были задействованы тысячи почтовых голубей. Небольшая записочка вставлялась в маленькую капсулу, которая крепилась к ноге птицы. Не буду пересказывать, лучше почитайте в оригинале материал The Incredible Carrier Pigeons of the First World War с сайта Imperial War Museums, особенно про голубя №489, который, несмотря на шрапнельное ранение крыла, спас экипаж британского судна, атакованного немецкой подлодкой.

Само собой, голубей использовала и разведка. Так что интерес, проявленный к птице, залетевшей на «Анадырь», совершенно закономерен.

Как итог: 28 июля 1914 года голубь, прилетевший на транспорт «Анадырь», был препровождён в Разведывательное отделение штаба главнокомандующего 6-й армией, в задачу которой входила охрана побережья Балтийского и Белого морей, а также подступов к столице.

Что сталось в разведотделе с пернатым гонцом, раскурлыкал ли он там что при допросе или стойко молчал, осталось невыясненным. Атакующие корабли, базирующиеся в Кронштадте, лучи маяков, пронизывающие мрак у морских ворот Санкт-Петербурга, почтовые голуби: все эти мгновения затерялись во времени, как слёзы под дождём...



РГАВМФ, фонд 716, опись 2, дело 191, лист 439 (Gwar.mil.ru).

PS. Штапор, наштавком, генкор, наморком... Ага, а вы думали, что такие аббревиатуры - это «глумящееся» над великим и могучим языком «большевицкое» изобретение со всевозможными наркомвоенморами, учпедгизами и начмилами?! Вот вам, читайте и не говорите, что это не по-русски написано: «Петроград НАГЕНМОР. Сообщаю нижеследующую телеграму на имя Наштасева: Начальник береговой обороны Финзалива возбудил ходатайство передаче Морвед Усть-Дминского крепостного полка с целью формировать за счет его батальон для несения службы на островах. На совещании, собранном Комокрепом при участии армескура, решено осуществить этот проект. Поддерживая эту меру, прошу распоряжения передаче Усть-Двинского крепостного полка Морведу с возложением на него дальнейших распоряжений по формированию из него Морских батальонов. 22 декабря 1917 года №3684/опсух. - Комсухвойск Хенриксон. Прошу сообщить соответственное заключение. 27 декабря 1917 года №4573/мор. Остелецкий». Ну-с, как вам эти армескур и комсухвойск? Да, конечно, телеграмма послана уже после Великой Октябрьской социалистической революции, но язык, которым она составлена, сложился при самом настоящем царизме. Большевики всего лишь следовали модным трендам.

Вторая Отечественная война, Балтийский флот, Россия, Кронштадт, разведка, Первая Мировая война

Previous post Next post
Up