Письмо из Готенхафена

Dec 05, 2022 13:35


Времена, когда эстонки просили себе русских предков.

Не так давно эстонская модель и вице-миссис «Европа-2022» Анна Микконен сдала тест ДНК, чтобы доказать, что в ней нет русской крови. При русском-то отце. Самое время вспомнить классику. «Ах, королева, - игриво трещал Коровьев, - вопросы крови - самые сложные вопросы в мире! И если бы расспросить некоторых прабабушек и в особенности тех из них, что пользовались репутацией смиренниц, удивительнейшие тайны открылись бы...» И ведь прав бывший регент! Ещё недавно иные эстонки просили, чтобы у них в отцах оказался русский.





7 мая 1870 года в Кестерцееме, рыбацком посёлке на берегу Рижского залива в Курляндии, у крестьянки Елисаветы Югановой Тооседы (Тоомпуу), приписанной к мызе Кахтла, что на острове Эзель, и являвшейся прихожанкой тамошней православной Васильевской церкви, родилась дочь, которую назвали Анной. Тёзка нынешней вице-миссис родилась вне брака, а потому в документах её называли неприглядным, но официальным юридическим термином «незаконнорожденная». 3 ноября 1870 года малышку крестили в православном Свято-Никольском храме в Туккуме. Крёстными родителями стали командующий Кестерцеемского отряда Курляндской бригады пограничной стражи капитан Николай Павлович Халтурин и Мария Михайловна Елтина, жена начальника Туккумской уездной команды поручика Ивана Тимофеевича Елтина. Такой довольно высокий статус восприемников при крещении показывает, что общество не сильно переживало, что ребенок родился вне брака и что по этому поводу думает государство. Крестил Анну священник Василий Николаевич Алякритский и диакон Иван Ильич Соколов.

Через 18 лет на острове Эзель Анна вышла замуж за 37-летнего немца Эдмунда Йоханна Георга де Реезе (Edmund Johann Georg de Reese, 1851-1906), уроженца Нижней Саксонии, сына аптекаря и внука пастора. У пары было пятеро детей. Судьба у них сложилась по-разному. Например, старший сын Йоганн погиб в Алжире, служа во французском Иностранном легионе. А младшая дочь Маргарете Матильда, писавшаяся просто Маргаритой, вышла замуж за местного барона Отто Александра фон Буксгевдена (Otto Alexander Matthias von Buxhoeveden, 1880-1934), который был на 23 года старше её.

Случилось это, когда Эзель уже стал зваться Сааремаа в составе независимой Эстонской Республики. А в ней вовсю шло национальное строительство. Людей немецкой культуры не очень-то любили, делали всё, чтобы выдавить их из новодельной страны. И когда в 1939 году вождь нацистской Германии Адольф Гитлер призвал остзейских фольксдойчей переселиться в Третий Райх, то большинство эстонских немцев последовали этому призыву. Среди них оказались Буксгевдены, де Реезе и прочие их родственники. Впрочем, они готовились к «репатриации» задолго до официального гитлеровского призыва, несмотря на то, что возникла очень большая по понятиям нацистов заминка.

Узнал я о ней из письма, которое настоятель курессаарской православной церкви протоиерей Василий Георгиевич Ристькок (1877-1942) направил 31 марта 1939 года своему коллеге в Туккум, ставший к тому времени латвийским Тукумсом. Привожу этот образчик тогдашнего эпистолярного жанра целиком:

«Его Высокопреподобию Отцу настоятелю Туккумской православной церкви.

Обращаюсь к Вам со следующею покорнейшею просьбою. В 1870-м году 23 апреля (по старому стилю) родилась в Латвии в Koesterziam'с Анна Тоомпу. Рождена она, как говорят родственники, вне брака, и мать её была Елизавета Тоомпу. У нас в приходском списке она названа по отчеству Васильевной, но в действительности, по словам родственников, отцом её был некий пограничный стражник старовер Богдан Семёнов. Крещена она была в православной церкви города Туккум. Одной из дочерей Анны Тоомпу (по мужу впоследствии de Reese) теперь нужно ехать в Германию и там остаться. А для этого ей необходимы документы, по которым было бы видно, что её предки были исконные христиане, а не евреи. Между прочим ей нужна метрическая выписка о рождении и крещении её матери, названной Анной Тоомпу. И она просит выслать эту выпись с такою отметкою или припискою, чтобы видно было, что отец её матери, внебрачной, был русский и христианин.

Следуемых за указанный документ денег она к сему письму приложить не знает. Поэтому она просит Вас выслать документ с наложенным платежом или указать в письме сумму его стоимости, чтобы выслать Вам деньги потом. Адрес просительницы: Эстония - Eesti, Kuressaare, Pr. Margarita Buxhoevden.

В надежде, что Вы не откажете в исполнении просьбы, остаюсь Вашего Высокопреподобия покорный послужник протоиерей В. Ристькок».

Между прочим, этого Василия Ристькока 2 февраля 2012 года Константинопольский патриархат канонизировал в числе одиннадцати человек, погибших за веру «в первый год советской оккупации Эстонии». Потому что он был арестован 22 июля 1941 года и скончался 6 января 1942 года в тюрьме Иркутска. Память священномученика отмечается 14 июня. Впрочем, это уже другая история. Не знаю, что ответил на письмо тогдашний настоятель Тукумской церкви отец Иоанн Летавет (1866-1943), но 23 октября 1939 года эстонская газета Meie Maa опубликовала список жителей острова Сааремаа, которые направились в Германию: Güldenstubbe, Wardenburg, Freymann, Hoffmann, Jakobson, Behm, Toll, Krause, Hahn, Stackelberg, Nolcken, Schultz, Schwallbach, Loewis-Of-Menar, Wandt, Müller... И в полном составе родня Анны Васильевны: de Reese, Buxhoeveden, Zirk!

Через год, в октябре 1940 года, пришло в Тукумс ещё одно письмо. Уже из Германии - из Готенхафена, как тогда нацисты называли современную польскую Гдыню и бывший прусский Гдинген. Ага, даже это название показалось национал-социалистам слишком «неарийским» - славянским, а потому городок переименовали в память о древних готах (не правда ли, похоже на нациков одной прибалтийской страны, которым не дают покоя русские топонимы?). Проживавшая там на Готенштрассе Анна де Реезе опять просила метрическую выписку. Сама ли фон-баронская тёща волновалась, что никак не получит столь важный документ («такая бумажка, при наличии которой ни гауляйтер, ни кто-либо другой не мог бы даже подойти к двери её квартиры. Окончательная бумажка. Фактическая! Настоящая!! Броня!!!»), её дочка или благородный зять, кто теперь уже расскажет?

Впрочем, зря переживала старушка. Она умерла под Фрайбургом в 1945 году, когда пал нацистский режим, а власти обновлённой Германии уже не требовали от её потомков «чистоты крови» - если уж не арийских, то хотя бы русских христианских предков.

Однако прошло 70 с лишним лет, но вопросы крови опять будоражат некоторых эстонок...

PS. Анализ ДНК не показывает этничность предков, что бы ни говорили всякого рода шарлатаны (клёсовщина и т.п.). Да, концентрация каких-то генов, аллелей и генетических маркеров может быть больше или меньше у какого-то народа. Но, во-первых, эти же самые гены будут у представителей других народов. Во-вторых, даже малочисленные народы обладают генетическим разнообразием, их предки и по мужской, и по женской линиям принадлежат к разным гаплогруппам, что уж говорить о крупных (эстонцы среди них, даже если нацики и культивируют у них комплекс «малого народа»). А в-третьих, национальность определяется не генетикой, а воспитанием и личным выбором. Так что модель Микконен, мягко говоря, сглупила. Увы, не просто так, а по понятным политическим, будь они неладны, причинам.

Кестерциемс, пограничники, Курляндия, Курессааре, храм, Латвия, родословие, Эстония

Previous post Next post
Up