Как меня в наводчики вандалов записали

Aug 08, 2022 18:04


Чудесное письмо получил в личку на Facebook (стиль и орфография сохранены): «Добрый день! Вы прекрасный , эрудировный человек. Краевед. Знаете больше, чем 90 процентов жителей . Но не надо сейчас публиковать информацию о памятниках и захоронения. Я вас называю, обидеть не хочу, наводчиком. Ну как то так».



Забавно, что подобное приходится выслушивать мне, а не тем, кто сносит памятники или ничего не сделал для их защиты и сохранения. Впрочем, понимаю, что обыватели вообще имеют смутное представление о мемориальной сфере и о том, какими сведениями пользуются и чем руководствуются власти Латвии, уничтожая памятники. Да и образовательный уровень русских, к сожалению, сильно упал за последние 30 лет. Потому сегодня сменю гнев на милость и, потратив своё драгоценное время, расставлю точки над некоторыми «ё».



Напомню, что нынешняя волна монументоцида в Латвии началась в феврале этого года, после того как РФ напала на Украину. Пользуясь моментом, найдя, как им показалось, моральное оправдание своих действий по искоренению «оккупационного наследия», и в качестве поддержки сражающейся против агрессора Украине, вначале узаконенным вандализмом занялись некоторые местные самоуправления (основываясь на законе О самоуправлениях, Par pašvaldībām), а потом к этому процессу подключился Сейм Латвии, который 12 мая 2022 года принял в окончательном чтении закон о приостановке с 16 мая 2022 года действия статьи 13 «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики по вопросам социальной защищенности военных пенсионеров Российской Федерации и членов их семей, проживающих на территории Латвийской Республики 1994 года». Данная статья гласила: «С учётом международной практики Латвийская Сторона обеспечивает уход, благоустройство и сохранность мемориальных сооружений и мест массовых захоронений воинов на территории Латвийской Республики, а также не препятствует захоронению умерших военных пенсионеров и членов их семей и проведению ритуалов захоронения. Таким же образом Российская Сторона обеспечивает уход, благоустройство и сохранность мемориальных сооружений и мест захоронения латышей, ливов и граждан Латвии, погибших в ходе войн и репрессий на территории Российской Федерации».

А 22 июня 2022 года президент Эгилс Левитс утвердил принятый 16 июня этого же года латвийским парламентом закон «Par padomju un nacistisko režīmu slavinošu objektu eksponēšanas aizliegumu un to demontāžu Latvijas Republikas teritorijā» (О запрете экспонирования объектов, прославляющих советский и нацистский режимы, и их демонтаже на территории Латвийской Республики), определивший, что до 15 ноября сего года должен быть демонтирован Памятник воинам Советской Армии - освободителям Советской Латвии и Риги от немецко-фашистских захватчиков, установленный в Парке Победы в рижском Задвинье, а список остальных мемориальных объектов, подпадающих под действие закона, должно составить правительство. 14 июля 2022 года Кабинет Министров Латвии, согласно второй части 4-й статьи данного закона, принял правила №448 «Latvijas Republikas teritorijā esošo demontējamo padomju un nacistisko režīmu slavinošo objektu saraksts» (Список имеющихся на территории Латвийской Республики демонтируемых объектов, прославляющих советский и нацистский режимы).

Этот список был составлен экспертами (точнее, «экспертами», но не об этом сейчас речь) из Управления национального культурного наследия (Nacionālā kultūras mantojuma pārvalde), общества «Латвийский союз художников» (Latvijas Mākslinieku savienība) и Латвийского музея оккупации (Latvijas Okupācijas muzejs). В дополнение к рижскому памятнику Освободителям они выявили 69 подлежащих демонтажу мемориальных объектов. К сожалению, «оптимистично» добавив, что список открыт для пополнения.

Внимательный читатель обнаружит, что заголовки моих статей про эти памятники предварены некими цифрами. Они проставлены не просто так. Вначале идёт «69» (общее число приговорённых правительством на данный момент), а потом порядковый номер рассматриваемого мною памятника. Мне казалось, по этому легко понять, что я пишу именно про те памятники, которые и так известны властям, равно как и их координаты. Плюс, я ещё писал и, увы, буду ещё рассказывать о тех монументах, которые уже были снесены или ещё будут снесены помимо этого инициативными политиками на местах. Само собой, мне известно гораздо большее число памятников, но о тех, которые пока не взяты на карандаш властями, я не пишу. И я после этого наводчик?! Прелестно...

Попутно замечу, что часто в комментариях встречаю такое милое наивное: «надо вывезти памятники на частную территорию (или вообще в РФ), и тогда их не тронут власти Латвии». Эх, если бы всё было так просто. Повторяю: читайте закон! В нём всё ясно расписано: местные власти должны демонтировать указанные мемориальные объекты, независимо от того, на чьей земле они стоят (пусть и на частной) и кому они вообще принадлежат. И РФ эти памятники не отдадут, потому как их сносят не просто так, а чтобы показать своё моральное и физическое превосходство над врагами латышской Латвии. В Латвийской Республике, в отличие от некоторых стран, не будем указывать пальцами, есть идеология. И не абы какая, а закреплённая законодательно.

Далее, к счастью, закон во втором пункте 2-й статьи чётко говорит, что «šis likums neattiecas uz pieminekļiem, piemiņas zīmēm, piemiņas plāksnēm, piemiņas vietām, arhitektoniskiem vai mākslinieciskiem veidojumiem, kuri atrodas karā kritušo karavīru apbedījuma vietās, kā arī padomju vai nacistiskā terora upuru piemiņas vietās» (этот закон не распространяется на памятники, мемориалы, мемориальные доски и площадки, архитектурные или художественные объекты, расположенные в местах захоронений воинов, погибших на войне, а также мемориалы жертвам советского или нацистского террора).

Однако, во-первых, на местах всё равно занялись переносом могил (например, в Екабпилсе). Во-вторых, если власти Латвии захотят что-то сделать против захоронений, то им не понадобится никакой наводчик: у них есть список всех советских и российских воинских захоронений на территории Латвии. Потому что в нашей стране есть такая общественная (при этом серьёзно аффилированная с государственной машиной) организация как Brāļu kapu komiteja (Комитет братских кладбищ). Её члены ведут учёт всех воинских захоронений на территории Латвии и по первому требованию властей укажут, сколько в Латвии есть советских и российских воинских захоронений и где они расположены.

Так что, заботливые мои советчики, государство, самоуправления и нацики без меня всё знают. Зато, напротив, местные русские, которые помнят-гордятся, в лучшем случае, только на 9 мая, не подозревают о существовании 90% памятников, о которых я рассказываю, и ни разу у них никогда не были.

Или автор письма решил, что власти Латвии хотят извести советское мемориальное наследие, только потому что Ржавин о нём пишет? Спасибо, конечно, за комплимент о моей значимости, однако, опять мимо. Власти Латвии открыто строят латышское национальное государство, в котором, по их пониманию, нет места ничему, что противоречит этой идее. Опять же, делают они это не просто так, а с опорой на Сатверcме - конституцию Латвийской Республики, её основной закон. Ещё точнее, на преамбулу к конституции, которая, помимо прочего, гласит: «Latvijas tauta neatzina okupācijas režīmus, pretojās tiem un atguva brīvību, 1990. gada 4. maijā atjaunojot valstisko neatkarību uz valsts nepārtrauktības pamata. Tā godina savus brīvības cīnītājus, piemin svešo varu upurus, nosoda komunistisko un nacistisko totalitāro režīmu un to noziegumus» (Народ Латвии не признавал оккупационные режимы, сопротивлялся им и снова обрел свободу, восстановив государственную независимость 4 мая 1990 года на основании непрерывности государственности. Народ Латвии почитает тех, кто боролся за его свободу, чтит память жертв чужой власти, осуждает коммунистический и нацистский тоталитарные режимы и их преступления). При этом надо отдать должное нацикам, они никогда не скрывали своих намерений. И у них, к сожалению, слова не расходятся с делами.

Надеюсь, теперь всё понятно? Ну, а пока мне советуют заткнуться, вместо того чтобы помочь, желательно, материально, я продолжаю объезд советских и русских памятников. Из списка, утверждённого Кабмином, мне осталось посетить только четыре места. До двух из которых мне добраться уже не удастся никак до 15 ноября. Почему? Обязательно об этом расскажу. А пока вот он я возле памятника на месте гибели двух «красных» латышских партизан недалеко от Барсучьей горки. Полтора часа мы, покусанные комарами-слепнями да иссечённые ветками, прочёсывали лесные чащобы, но нашли его и другой, на месте партизанского лагеря! И об этом месте непременно поведаю.

Ржавины, памятники, вандализм, Латвия

Previous post Next post
Up