69-16: памятник на месте гибели латышского партизана, чьим именем был назван посёлок

Aug 02, 2022 18:50


Простой латышский крестьянин из-под Алуксне Хуго Мейерс (Meiers или Meijers, 1896-1944) не занимался политикой. Но насмотревшись, что творят нацистские оккупанты, создал в своей волости подпольную группу, ожидая прихода если не Красной Армии, то хотя бы партизан, чтобы сразу им начать помогать. Его идеи полностью разделяли жена Алида и сын Улдис.



Памятник на месте первой могилы красного латышского партизана Хуго Мейера. Фото: Александр Ржавин, сентябрь 2020 года.

И когда под Алуксне действительно появились красные партизаны, они нашли в лице семьи Мейерсов и его группы верных соратников. Хуго Мейерс даже вступил в компартию. Партизаны ему доверяли всецело, не сомневаясь в надежности Мейерса.





Памятник на месте первой могилы красного латышского партизана Хуго Мейера. Фото: Александр Ржавин, сентябрь 2020 года.

Увы, нашелся предатель, который выдал нацистам партизанского связного. Каратели внезапно нагрянули на хутор 24 февраля 1944 года, арестовали Мейерса и начали допрос. Мейерс попытался вырваться, но его догнали и начали пытать. Он никого не выдал, хотя мог этим сохранить жизнь себе и семье. Ничего не добившись от него, полицаи убили Мейерса, а жену и сына отправили за решётку, откуда в концлагеря в Третьем Рейхе, где они и погибли.





Памятник на месте первой могилы красного латышского партизана Хуго Мейера. Фото: Александр Ржавин, сентябрь 2010 года.

Тело Мейерса было позже похоронено на местном кладбище Эзериню, а на том месте, где после пыток погиб и был вначале похоронен несломленный партизанский связной, установили памятник. Более того, в 1945 году посёлок Яунанна, возле которого всё произошло, был переименован в Мейеры (Meijeri). Таким образом местные жители увековечили погибшего земляка.





Могила красного латышского партизана Хуго Мейера на кладбище Эзериню. Фото: Александр Ржавин, сентябрь 2022 года.

Однако подувшие с Запада ветры перемен заставили многих пересмотреть свои взгляды. 22 ноября 1990 года посёлку вернули название Яунанна. Которое, к слову, было дано, в конечном итоге, по немецкой баронессе: одну усадьбу её муж барон Отто-Герман фон Фитингоф-Шель (Otto Hermann Freiherr von Vietinghoff-Scheel, 1722-1792; русский полковник, сенатор, губернатор Риги и генеральный директор Медицинской коллегии - то бишь министр здравоохранения) назвал по себе, Херманнсгоф (Hermannshof), ныне Эрмани (Ērmaņi), а другую - по жене Анненгоф (Annenhof). Потом эти Анны размножились, и теперь на карте Латвии есть и Анна (Anna, Annenhof), и Вецанна (Vecanna, Старая Анна, Alt-Annenhof), Яунанна (Jaunanna, Новая Анна, Neu-Annenhof). Как видим, иметь название по немецким «оккупантам» для многих латышей считается престижным и достойным, не то что по своему земляку-антифашисту.





Могила красного латышского партизана Хуго Мейера на кладбище Эзериню. Фото: Александр Ржавин, сентябрь 2010 года.

А 14 июля 2022 года правительство Латвии приняло решение демонтировать памятник на месте гибели красного латышского партизана Хуго Мейера. Одно радует: могила партизана ухожена. Ведь у него был не только сын, замученный нацистами, но и несколько дочерей, чьи потомки до сих пор живут в Латвии и очевидно присматривают за могилой: 12 лет назад надгробный памятник был наклонён, сейчас стоит ровно. Хотя и тут «патриоты» не удержались и устроили туалет прямо рядом с могилой. Пожалуй, это всё, что нужно знать о туземных борцах со всем советским...

Вторая Мировая война, Великая Отечественная война, Видземе, Алуксне, партизаны, Латвия, топонимика, Яунанна, вандализм, памятники

Previous post Next post
Up