Вчера я
напомнил о месте, где летом 1943 года последний бой приняли талантливый латышский партизанский командир Вольдемар Эзерниекс с товарищами.
Пришла очередь рассказать о памятнике другому бойцу этого отряда. Когда Огрская краевая дума выступила застрельщиком узаконенного вандализма в этом году в Латвии, то её члены продемонстрировали редкостное незнание собственной земли: они решили снести только пять советских памятников, расположенных на их территории, хотя таковых несколько больше. Эксперты-вандалы, готовившие мемориально-проскрипционный список для правительства Латвии, оказались порасторопнее.
За несколько месяцев до гибели Эзерниекс совершил дерзкий разведывательный рейд из северо-восточной Латвии к Риге. В группе было пять бойцов. Первомай советские латышские партизаны отметили ударно, завалив несколько шуцманов под Лигатне. Через пару дней партизаны перебили охрану на торфоразработках на Лидерском болоте (каких-то 25 км до Риги!) и сожгли и переломали технику и оборудование. Полицаи неистовствовали, но поделать ничего не могли.
Однако вечером 18 мая партизаны зашли на хутор Глазниеки под Сунтажами. Пока ужинали, не заметили, как к хутору приблизились полицаи, заставшие партизан врасплох. Увидев, что у партизан нет в руках оружия, шуцманы расслабились, и в это было их роковой ошибкой. Эзерниекс начал говорить, что не понимает происходящего, и сделал вид, что хочет прикурить трубку. В этот момент выхватил из потайного кармана пистолет и открыл огонь. Партизан Юрис Мелналкснис выхватил свой Наган и начал стрелять из него. Остальные партизаны смогли добраться до оружия, и вся группа пошла на прорыв. Они быстро добрались до леса, но тут случилось непоправимое: оказался ранен партизан Рудзитис.
Родившийся в 1900 году, Мартиньш Рудзитис был закалённым бойцом. Ещё в 1919 году цесисский рабочий Рудзитис воевал в рядах красных латышских стрелков, под Ригой был ранен в живот. И на этот раз его ранили туда же, но уже двумя пулями. Партизаны смогли оттащить раненого на километр от Глазниеков и укрыть в еловой роще. А сами отправились искать врача. Тем не менее на рассвете полицаи с помощью собак вышли на след. Рудзитис отстреливался до последнего патрона. А когда они кончились, подорвал гранатой себя и окруживших его полицаев...
Только летом 1958 года пионеры нашли могилу партизана. Его останки были перезахоронены в Риге на Братском кладбище. На хуторе был открыт мемориальный музей, посвящённый партизанам Эзерниека. А недалеко от места последнего боя Мартиньша Рудзитиса (1900-1943) был поставлен памятник, который
14 июля этого года Кабинет Министров Латвийской Республики постановил демонтировать.