Из истории расчеловечения врага и цинично лживой военной пропаганды в «объективной» демократической прессе.
Они распинали пленных солдат. Они грабили и убивали мирное население. Они насиловали женщин. Дико гогоча, они насаживали младенцев на штыки. Кто творил эти зверства? Орки на Украине? Нет, гунны - германские солдаты в Бельгии. Как «правдиво» писала об этом британская пресса сто с лишним лет тому назад.
Когда в 1914 году началась Первая Мировая война, то властям Франции и России не нужно было объяснять своим солдатам, за что они должны воевать. В первом случае солдаты защищали Родину («нас бьют»), а во втором случае не просто дрались за Веру, Царя и Отечество, но ещё и спасали сербских братушек («наших бьют»). Британское же правительство не могло просто объяснить, почему её солдаты должны идти убивать немцев (благо что даже британский король был чистокровный немец). Но нет таких подлостей, на которые не пошли бы власть имущие за ради достижения своих интересов!
Было учреждено государственное Бюро военной пропаганды (War Propaganda Bureau, WPB), во главе которого встал либерал Чарльз Мастерман. К вопросу, как наладить работу WPB, были привлечены лучшие интеллектуальные силы: Артур Конан Дойль, Джон Голсуорси, Герберт Уэллс, Редьярд Киплинг, Гилберт Кит Честертон, Арнольд Беннетт, Томас Харди, Форд Мэдокс Форд и многие другие. Заметьте: писатели и поэты. Люди, которые сочиняли, и очень успешно - до сих пор мы читаем и восхищаемся их произведениями.
WPB имело в своём распоряжении издательства (такие как Hodder & Stoughton, Methuen, Oxford University Press, John Murray, Macmillan, Thomas Nelson) и активно публиковала материалы, призванные побудить британцев воевать против немцев.
Вскоре после создания, WPB выпустило брошюру «Доклад о предполагаемых немецких зверствах» (Report on Alleged German Outrages). К созданию иллюстраций для доклада был приглашён выдающийся нидерландский художник Луи Ремекерс.
А всего за время Первой Мировой войны британскими авторами, которых собирал Мастерман, было выпущено 1160 различных материалов антигерманской и прочей агитации. Среди них: To Arms! (Артур Конан Дойль), The Barbarism in Berlin (Гилберт Кит Честертон), The New Army (Редьярд Киплинг), The Two Maps of Europe (Хилэр Беллок), Liberty, A Statement of the British Case and War Scenes on the Western Front (Арнольд Беннетт), Is England Apathetic? (Гилберт Паркер), Gallipoli and the Old Front Line (Джон Мейсфилд), The Battle of Jutland and The Battle of the Somme (Джон Бакен), A Sheaf and Another Sheaf (Джон Голсуорси), England's Effort and Towards the Goal (Мэри Уорд) и When Blood is Their Argument (Форд Мэдокс Форд).
Однако это лишь серьёзный фундамент, на котором были построены тысячи газетных публикаций, где авторы уже не стеснялись ничего. С легкой руки WPB британские СМИ смаковали дикие зверства противника на оккупированных им территориях. Которые, как потом, уже после войны, выяснилось, почти не имели под собой никаких реальных оснований. Цепочка ссылок на источники, в конце концов, уводила в никуда. WPB до этого дела не было. Главное: каждый британский солдат должны был понимать, что он убивает не людей, а нелюдей. Ни капли жалости!
Если что-то реальное и попадалось в основе тех рассказов, то это безжалостно искажали для пущего эффекта. Например, в 1915 году немецкий трибунал расстрелял бельгийскую медсестру британского происхождения Эдит Кэвелл за то, что она помогла бежать из плена 200 британским и французским солдатам. WPB отреагировало молниеносно: 50-летняя женщина, которая, как выяснилось в 2015 году, имела отношение к британской разведке и прекрасно знала, что делает, превратилась в молоденькую наивную невинную девушку. И даже марку напечатали (sic!), как германец из «Маузера» убивает красотку. Нет, без обсценной лексики, нравы тогда были построже. Поэтому обошлось без мата и женщин с измазанными краской трусами возле посольств. Это французы убили Мату Хари и убили, ну, подумаешь, с кем не бывает, разведчики ведь только у нас, а у врага - шпионы, которых нужно безжалостно уничтожать, независимо от пола и возраста. А гунны - звери, чудовища, монстры! Как они смели?! Вот только после войны британские юристы, изучив дело, пришли к выводу, что приговор Кэвелл был вынесен германцами строго в рамках закона и даже концепции равенства полов (был бы на её месте мужчина, его вообще без сантиментов расстреляли бы). Но кому после войны это уже было интересно, когда такой страдальческий образ создан пропагандой?
При этом деятельность WPB держалась в тайне до 1935 года. Со стороны казалось, что всё это делают никак не связанные - ну, кроме как общим британским отечеством и пламенным гневом в адрес душегубов - отдельные люди. На самом же деле это была хорошо продуманная и скоординированная работа, повторюсь, по расчеловечению, дегуманизации врага - Германии и немецких солдат. Трудно, очень трудно обычному человеку убить другого человека, да ещё не за свои интересы. А монстры - другое дело. Чего с ними церемониться: убивай и веселись! Жги гуннов! Берлиняку на гиляку! Вильгельм - свихнувшийся дед на троне! Германский военный корабль, иди... сам знаешь, куда!
Подобрал несколько наиболее красочных антигерманских плакатов столетней давности. А ведь не потеряли актуальности, если современные СМИ обозревать. Меняй только гуннов на орков - сюжеты один в один. Как и процент достоверности.
PS. Ах, да... Помните про мобильные крематории, в которых якобы русские сжигают трупы своих солдат, чтобы скрывать потери? И это не оригинальная выдумка. В годы Первой Мировой войны британцы были даже изобретательнее. Они публиковали статьи о том, что тела погибших немецких солдат не хоронят, а отправляют на «Трупную фабрику» (Kadaververwertungsanstalt), где по распоряжению германских властей трупы солдат перерабатывают для получения мыла, жира (который затем использовался для производства нитроглицерина, свечей, смазок) и прочего вторсырья. Пресса «цитировала» «свидетелей»: «Проходим через Эвергникур. В воздухе тусклый запах, как будто горит известь. Мы проезжаем мимо большого предприятия по утилизации трупов этой группы армий. Полученный здесь жир превращается в смазочные масла, а все остальное перемалывается в мельнице для костей в порошок, который используется для смешивания с кормом для свиней и в качестве навоза». Излишне говорить, что после войны выяснилось, что это враньё - немцы достойно хоронили как своих павших товарищей, так и тела противников.