Говоря о
Вторых Рождественских боях, конечно же, нельзя не отметить и то, что в них приняли участие не только латышские красноармейцы, но и латышские легионеры СС.
На Лиепайском шоссе (A9), не доезжая от Риги полутора километров до перекрёстка с дорогой V1101, справа у обочины стоит скромный памятник событиям Второй Мировой войны. На орудийном щитке надпись: «Šeit 23.XII.44 frontes parrāvumu noturēja maj. Ozola art. diviz. 7. pulks» («Здесь 23 декабря 1944 года прорыв фронта удержал артиллерийский дивизион майора Озола. 7-й полк»). Майор Озолс? Ну, раз майор, то, наверно, речь о латышском офицере Красной Армии? А вот и нет! Дело в том, что майор Озолс - это на самом деле штурмбанннфюрер Озолс.
Памятник штурмбаннфюреру SS Янису Озолсу, Лиепайское шоссе. Фото Александра Ржавина, 2021.
Это был Янис Озолс (Jānis Ozols). Родился он в 1904 году в Ислицкой волости. Во время Первой Мировой и Гражданской войн он был ещё несовершеннолетним, так что участия в судьбоносных для Латвии сражениях участия не принял. Однако в 1921 году поступил в Латвийское военное училище на артиллерийское отделение. Обучение Озолс завершил в 1923 году, став в звании лейтенанта командиром взвода 1-й батареи Латгальского артиллерийского полка. В 1927 году получил звание старшего лейтенанта, в 1928 году окончил офицерские артиллерийские курсы, в 1930 году стал старшим офицером 2-й батареи своего полка, а в 1934 году - начальником хозяйственной команды. В 1935 году Озолс был награждён латвийским орденом Трёх звёзд V степени, в следующем году стал командиром 2-й батареи, а в 1939 - командиром 1-й батареи Латгальского артиллерийского полка.
После советизации в 1940 году Янис Озолс стал помощником начальника штаба 623-го артиллерийского полка 183-й стрелковой дивизии 24-го территориального корпуса Красной Армии. Как видим, не то что репрессиям не подвергался, но даже пошёл на повышение. Тем не менее после нападения Третьего Райха на СССР Озолс добровольно перешёл на сторону нацистов. Вначале он служил в 16-м Земгальском полицейском батальоне, который после его включения во 2-ю латышскую бригаду стал 3-м батальном его 1-го (позднее 42-го) полка. С ним Озолс попал на Волховский фронт. В 1943 году ему доверили командование 14-й противотанковой ротой, а в августе того же года перевели командовать 13-й пешей артиллерийской ротой.
В декабре 1943 года был награждён Железным крестом II степени, а в июне 1944 - I степени. Тогда же он стал командиром 2-й батареи 1-го дивизиона 19-го артиллерийского полка 19-й латышской дивизии SS. В декабре 1944 года Озолс уже командовал 3-м лёгким дивизионом того же полка. Во время Вторых Рождественских боёв его дивизион, а также второй дивизион Кристапа Инсберга, действительно сражался храбро, отражая атаки частей советского 19-го танкового корпуса, который должен был развивать успех наступавших частей 22-й армии. Когда из 8-й батареи ему доложили, что в строю осталось только два орудия, Озолс сказал: «У вас стреляют две пушки? Какое счастье, капитан! В девятой работает вообще только одна. Стреляйте!» За этот бой в феврале следующего года Озолс был награждён Почётной пряжкой на ленте для сухопутных войск.
Несмотря на капитуляцию нацистских войск в мае 1945 года, Озолс не сдался в плен, а ушёл партизанить в леса. Однако 3 октября 1945 года в стычке с чекистами он был ранен и задержан. 10 мая 1946 года Яниса Озолса осудили на 20 лет лагерей, и он умер в заключении в Воркуте 13 октября 1947 года.
Памятник штурмбаннфюреру SS Янису Озолсу, Лиепайское шоссе. Фото Александра Ржавина, 2012.
Забавно, что памятником Озолсу является щиток немецкого орудия. То есть оружия армии тоталитарного режима. В последнее время нацики в Латвии бредят идеей запретить публичный показ и установку вне музеев оружия и техники армий тоталитарных режимов, подразумевая под этим, почему-то, только советскую власть. Понятно, что такой памятник своему эсэсовскому герою они не позволят демонтировать.
Кстати, надо заметить, что сразу после войны латышские эсэсовцы и их почитатели предпочли побыстрее забыть про эсэсовские звания. Впрочем, уже во время войны, чем ближе было поражение Райха, тем менее охотно они их употребляли. Поэтому Озолс в конце 1944 года мог назвать подчинённого гауптштурмфюрера SS капитаном. А его, штурмбаннфюрера SS, конечно же, теперь в Латвии величают исключительно майором. Что за 7-й полк в надписи? Нет, меня не спрашивайте, я не эксперт по эсэсовцам.
Но могу рассказать, что на местах Вторых Рождественских боёв есть ещё несколько памятников эсэсовцам. Не доезжая 2,5 километров до памятного места Озолсу, в километре-полтора от Пиенавы (Pienava), но уже по левую сторону дороги стоит памятник латышским легионерам SS, участвовавшим во Вторых Рождественских боях.
Памятник латышским легионерам SS возле посёлка Пиенава, Wikipedia.org.
А если проехать от памятного места Озолсу ещё с километр в сторону Лиепаи и свернуть на просёлок к хутору Крумини (Krūmiņi), то попадёте не только к двум памятникам всем погибшим в нескольких сражениях на Курляндском плацдарме латышским легионерам SS (а заодно всем-всем репрессированным советской властью латышам), но и к месту для посиделок у костерка и к выставке из пяти роскошных стендов. Стенды установлены 23 декабря 2014 года (на 70-летие Вторых Рождественских боёв) Объединением латышских офицеров (Latviešu virsnieku apvienība) под девизом «Savam godam, latvju slavai, Tēvzemei un brīvībai» («Своей чести, латышской славе, Отечеству и свободе»). На них рассказывается о боях в Курляндии и латышских эсэсовцах, об особо отличившихся персонах. Но нет, не только о латышах там сказано. Есть статьи и про «правильных» нелатышей - про офицеров латышского легиона SS Николайса Катышевса («русской национальности») и Георгса Шейбелиса («из смешанной немецко-русской семьи»).
Один из памятников латышским легионерам SS возле хутора Крумини. Фото Александра Ржавина, 2016.
Есть место и для флагов, и для цветов. Фото Александра Ржавина, 2016.
Место посидеть у костерка, где так уютно вспомнить «героев»... Фото Александра Ржавина, 2016.
Второй памятник латышским легионерам SS возле хутора Крумини. Фото Александра Ржавина, 2016.
А вот про кого на стендах нет ничего, так это про бойцов 130-го латышского стрелкового корпуса Красной Армии, которые, как мы помним, приняли самое активное участие во Вторых Рождественских боях с советской стороны. К слову, латыши, воевавшие по разные стороны фронта, соприкасались друг с другом незначительно своими флангами. Основную тяжесть боёв против латышских эсэсовцев вынесли части 100-го стрелкового корпуса 22-й армии. В любом случае, казалось бы, какая возможность показать трагедию, что представители одного народа оказались вовлечены в одно кровопролитное сражение и воевали друг против друга! Нет, нет. Про советских латышей современные «латышские офицеры» предпочитают забыть напрочь, предпочитая вспоминать тех, кто погиб, в конечном итоге, за Гитлера, за онемечивание латышей, за то, чтобы не было никакой Латвии, а был Леттланд в составе Остланда...
Стенды, установленные Объединением латышских офицеров в память о латышских легионерах SS, принявших участие во Вторых Рождественских боях. Фото Александра Ржавина, 2016.
На стендах не нашлось места героям 130-го латышского стрелкового корпуса Красной Армии, которые тоже воевали в этих местах. Фото Александра Ржавина, 2016.
Карта боёв, которая дополняет советские. Фото Александра Ржавина, 2016.
В Джуксте (Džūkste) на поселковом кладбище есть воинские могилы солдат вермахта и латышского SS. Мемориал обустроен в типичном немецком воинском стиле. Строгий, скромный, но ухоженный и аккуратный.
Немецко-латышский воинский мемориал Второй Мировой войны в посёлке Джуксте. Фото Александра Ржавина, 2012.
На памятных плитах надписи на немецком и латышском языках. Фото Александра Ржавина, 2012.
Самым первым на плите с именам тех, чьё место захоронения точно не известно, идёт латыш «капрал» (наверняка роттенфюрер SS) Петерис Аузиньш (Pēteris Auziņš, 8.1.1917-17.11.1944). Фото Александра Ржавина, 2012.
Ну, а в посёлке Лестене (Lestene) находится самая главная святыня почитателей латышских эсэсовцев: мемориал возле лютеранской церкви. О, этот мемориал достоин отдельного рассказа. Обязательно соберусь с мыслями и сделаю о нём отдельный материал. Сейчас же замечу, что это образцовый мемориал в Латвии. Если забыть, кому он посвящён, то можно лишь восторгать тому, с какой - да, да - любовью он сделан. Там нет ни халтуры, ни безвкусицы, ни дешёвых материалов. Возле мемориала есть паркинг, вокруг посажены всякими их знаменитостями деревья, многочисленные информационные стенды на разных языках, которые поведают вам «единственно верную точку зрения». Конечно же, памятные плиты, как похороненным в Лестене, так и погибшим в других местах легионерам и нацпартизанам. И музей напротив! В общем, вершина мемориального искусства. И как же больно после этой роскоши оказаться на мемориалах советским воинам. С какой неряшливостью они, порой, сделаны и оформлены, как непродуманно распланированы, как неухожены...
Мемориал латышским легионерам SS в посёлке Лестене. Фото Александра Ржавина, 2021.
На мемориале много информационных стендов. Фото Александра Ржавина, 2021.
Причём на разных языках, что мир знал «правду» о латышских эсэсовцах. Фото Александра Ржавина, 2021.
На мемориале всё сделано качественно и с любовью. Фото Александра Ржавина, 2021.
Как бы вы не относились к SS, этот мемориал обязательно стоит посетить - он один из самых образцовых в Латвии. Фото Александра Ржавина, 2021.
Короче. Бывал я на всех этих эсэсовских мемориалах. На мой взгляд, интересно и даже полезно их посмотреть всем, кто увлекается историей Латвии и Второй Мировой войны. Однако на 16 марта если я куда и пойду возлагать цветы под Лестене и Джуксте, то на советские воинские мемориалы. Особенно на те, где похоронены латышские красноармейцы. Как, например, на мемориале у хутора Лапсыняс (Lapsiņas), что в волости Лестенес (Lestenes). Там увековечены около 240 советских воинов, среди которых Брейманис, Вилцанс, Зоммерс, Лайзанс, Рубикис, Смилтиньш и другие настоящие латышские герои Второй Мировой войны.
★ Все материалы серии «
Навстречу 16 марта».