Стрелок 4-й роты 8-го латышского стрелкового Вольмарского полка Русской императорской армии Екабс Марков был ранен во время Рождественских боёв 23 декабря 1916 года и умер в госпитале 8 марта 1917 года. Ему было 32 года. Большинство погибших латышских стрелков похоронены или на местах боёв, или на Братском кладбище в Риге. Но тела некоторых забирали родные, чтобы похоронить на семейных кладбищах.
Кладбище Тиндеру, крест на могиле стрелка Екаба Маркова, август 2021 года.
Так случилось и с Марковым, которого похоронили рядом с отцом Янисом Марковым (1846-1915). Там же похоронены его мама Ида (урождённая Акментинь, 1848-1924) и другие родственники, включая дочь стрелка. Судя по всему, до сих пор здравствуют родственники и даже потомки этого латышского стрелка, а потому могилы ухожены. Также тут явно виден и вклад администрации кладбища Тиндеру.
Кладбище Тиндеру, крест на могиле стрелка Екаба Маркова, август 2021 года.
Кладбище Тиндеру, голгофа креста на могиле стрелка Екаба Маркова, август 2021 года.
На голгофе креста есть текст, основанный на дайнах, латышских народных песнях: Us eschiņas galwu liku / Tehwa semi sargadams / Par to mahtei sirdi lausch / Kad es mahjas nepahrnazu. В современной орфографии: Uz ežiņas galvu liku / Tēvu zemi sargādams / Par to mātei sirdi lauž / Kad es mājās nepārnācu. Перевод примерно такой: На маленькую межу голову кладу / Отчую землю защищая / Это сердце матери разрывает / Когда я домой не вернусь.
Семейное захоронение Марковых на кладбище Тиндеру, август 2021 года.
Семейное захоронение Марковых на кладбище Тиндеру, август 2021 года.
Впрочем, не стоит думать, что захоронение на семейных кладбищах было гарантией того, что могила со временем не пропадёт. Так, на этом же кладбище были похоронены стрелки Леясземниекс (4-й латышский стрелковый Видземский полк) и Трекше (1897-1917, Латышский стрелковый резервный полк). Эти могилы, как у нас говорят, растворились в природе...
Однако, откуда у латыша такая, казалось бы, русская фамилия - Марков? Посмотрел церковные книги. Как минимум четыре поколения латышей и лютеран Марковых жили под Цесвайне. И у меня три версии. Первая: предок стрелка Маркова был в XVIII - начале XIX веков по рекрутскому набору взят в солдаты Русской армии, когда у его семьи ещё не было (по крайней мере, официальной) фамилии. Там отчество стало фамилией, с которой солдат вернулся в родные края, где оставил потомство. Вторая: когда-то давным-давно какой-то русский с отчеством или фамилией Марков поселился в этих местах и облатышился. Третья: так в документах русифицировали фамилию Маркавс.