Эстонские архивы в помощь: где и когда умерли русские генералы?

Aug 03, 2021 16:48


Ну почему, почему российские архивы так безнадёжно отстают от прибалтийских?!



В очередной раз, и вовсе не последний, говорю о том, как важна работа с первоисточниками, и как хорошо, что есть люди, которые это понимают и идут навстречу исследователям. Понадобилось кое-что найти по Эстонии, и я зашёл на замечательный сайт Saaga Национального архива Эстонии. Там собраны оцифрованные копии различных архивных документов, помогающих в краеведческих и генеалогических поисках: метрические книги, ревизские сказки, рекрутские списки и много чего другого полезного. И всё это богатство в открытом и бесплатном доступе! Как отмечают эстонские архивисты, это было сделано, потому что данные документы очень востребованы и ценны для посетителей архивов. То есть, как говорится, «идя навстречу пожеланиям трудящихся». Регистрация на сайте очень проста: через соцсети даже можно это сделать.



Надо заметить, что и в Латвии есть аналогичный не менее замечательный проект Raduraksti. Так что огромное спасибо работникам эстонских и латвийских архивов, что они щедро поделились со всеми нами такими ценными источниками!

А что же Российская Федерация? С одной стороны, есть потрясающие проекты ОБД «Мемориал», «Память народа», «Подвиг народа», «Памяти героев Великой войны», «Возвращённые имена» и т.п. С другой стороны, по метрическим книгам, исповедным ведомостям, ревизским сказкам и тем более по рекрутским спискам... да почти ничего! Лично я могу припомнить только «Поколения Пермского края», Интернет-портал Архивной службы Вологодской области да Архивы Санкт-Петербурга, которые предоставляют возможность через интернет ознакомиться с оцифрованными образами столь важных документов. Причём в последнем случае за плату, хотя и символическую. И я рад заплатить, потому что поездка в Питер для работы в архивах в любом случае обойдётся дороже. А так, в свободное от работы время сижу себе дома или на берегу моря и изучаю во всемирной виртуальной паутине прошлое. А вот по другим регионам РФ - где-то 80! - ничего. По Тверской, Казанской или Тобольской губерниям вообще надо идти на сайт... американских мормонов (опять же, забесплатно, за что им огромное спасибо)! Ну не позор ли это для российских архивистов?!

Представляете, они утверждают, что нет, всё путём. Мол, с чего это они, сильно занятые выжными делами все из себя такие солидные работники архивов, должны удовлетворять прихоти каких-то там частных лиц? Понимаете разницу? Прибалты говорят: дорогие наши посетители, мы видим, что для вас это важно и как это востребовано, а потому вот вам возможность работать с оцифрованными документами (заодно оригиналы будут целее). А россияне, получается, говорят: пошли вон, ходют тут всякие, мешаются под ногами! И это всё на фоне разговоров про духовность, скрепы, преемственность, историческую память... Увы, для многих работников российских архивов пока выше понимания тот факт, что именно вот эти посетители их кормят. Нет у государство других денег, кроме денег налогоплательщиков. Тех самых, которые хотели бы, чтобы страна тратила их деньги не на колченогих футболистов или заплесневелые апарт-отели, а на потребности налогоплательщиков, не только материальные, но и те самые пресловутые духовные. Ладно, я иностранец. Но своим-то согражданам они то же самое говорят, да ещё откровеннее, без политесу.

Однако вернёмся на балтийские берега. Просматриваю я метрические книги Храма Успения Пресвятой Богородицы в Ивангородской крепости (Ивангород с 1919 по 1944 год был в составе Эстонии) и вижу запись: 25 июля 1922 года российский подданный генерал от инфантерии Николай Иванович Филиппович умер «от старческой слабости» в возрасте 70 лет (EAA, фонд 5352, опись 1, дело 35, кадр 229). И был погребён 27 июля на Нарвском Ивангородском кладбище. Ого! Это очень высокое звание. 2-й класс в Табели о рангах (соответствовал чинам адмирала и действительного тайного советника) с обращением «Ваше высокопревосходительство». За всю историю Российской империи было 802 генерала от инфантерии. В армии выше был только чин генерал-фельдмаршала.

Но незадача: Филипповича среди них нет. Зато 707-м в порядке получения звания (в 1913 году) значится Николай Иванович Филипповский. Нет сомнения, что этот тот самый генерал, родившийся на самом деле 22 декабря 1848 года. Филипповский получил образование в Черниговской губернской гимназии. В службу вступил 31 августа 1867 года. Окончил 3-е военное Александровское училище (по 1-му разряду). Выпущен в 9-й гренадерский Сибирский полк. Подпоручик (старшинство с 12 августа 1869 года). Поручик (старшинство с 29 апреля 1871 года). Штабс-капитан (старшинство с 8 июня 1875 года). Участник Русско-турецкой войны 1877-78 годов. Старший адъютант штаба 3-й гренадерской дивизии (4 октября 1877 - 10 октября 1886 года). Капитан (старшинство с 17 июня 1878 года). Затем 11 лет был командиром роты 3-го Московского кадетского корпуса. Подполковник (старшинство с 24 апреля 1888 года). Полковник (старшинство с 5 апреля 1892 года). Старорусский уездный воинский начальник (18 марта 1898 года - 3 февраля 1903 года). Петербургский уездный воинский начальник (3 февраля 1903 года - 4 августа 1905 года). Генерал-майор (старшинство с 4 августа 1905 года; за отличие). Начальник Архангельской местной бригады (с 4 августа 1905 по 28 марта 1910 года). Генерал-лейтенант (старшинство с 4 августа 1911 года). Начальник Петербургской местной бригады (с 28 марта 1910 года). 31 декабря 1913 года произведён в генералы от инфантерии с увольнением от службы по возрастному цензу. После начала Первой мировой войны возвращён на службу. Состоял в резерве чинов Петроградского Военного округа (с 16 апреля 1916 года). Кавалер орденов Святого Станислава (III, II и I степеней), Святой Анны (III с мечами и бантом, II и I степеней) и Святого Владимира (IV с мечами и бантом и III степеней). Филипповский был женат на дочери поручика Надежде Егоровне Моисеевой. У них были дети: Николай (родился 5 августа 1877 года), Вера (родилась 8 ноября 1881 года) и Александр (родился 9 июня 1883 года, подполковник). В годы Гражданской войны состоял в Управлении начальника военных сообщений (располагалось в Ивангороде, в доме №34 на Новой линии) при Северо-Западной Армии. При этом ни в одной заметке про генерала Филипповского не было указаний на дату и место смерти. И вот теперь мы их знаем. Вечная память заслуженному русскому воину!

Или вот запись о смерти другого генерала в метрической книге храма во имя Знамения Божьей Матери в том же Ивангороде (Знаменская церковь, снесена в 1946 году). 25 апреля 1923 года «от старческой дряхлости» умер отставной генерал дворянин Лужского уезда Петроградской губернии инвалид Платон Горожанский в возрасте 74 лет. И через три дня (при этом в записи цифра «8» потерялсь, вместо «28» стало просто «2») он был похоронен на Ивангородском Знаменском кладбище (EAA, фонд 5151, опись 1, дело 21, кадр 404). Это никто иной как родившийся 5 декабря 1848 года Платон Николаевич Горожанский. Он стал офицером в 1871 году, участвовал в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов. С 1888 года был капитаном гвардейской пехоты, служил в лейб-гвардии Финляндском полку. Затем был командром 1-го Туркестанского стрелкового батальона. Генерал-майор с 25 марта 1899 года. В годы Гражданской войны был зачислен в Северо-Западную Армию с назначением в резерв чинов Армии. После ликвидации СЗА проживал в Эстонии.

А какие драмы разворачивались, что видно даже по скупым записям в метрических книгах. 24 августа 1925 года в возрасте 32 лет от чахотки лёгких (туберкулёза) умерла гражданка Эстонской республики Александра Иоакимова (EAA, фонд 5151, опись 1, дело 21, кадр 424). Она была женой «сверхсрочного фельдфебеля Эстонской армии, сбежавшего в СССР, Павла Мартыновича Киссельштейн». Вот это поворот! Что заставило его бежать? Почему бросил жену? Что с ним стало? В сети находится информация, что православная крестьянка деревни Новой Изакской волости Везенбергского уезда Александра Иоакимова (то есть Иоакимовна) Капалыгина (Aleksandra Joakimova Kapalõgina) родилась 6 марта 1890 года, а 25 июля 1910 года она вышла замуж за православного крестьянина села Олешниц той же волости и того же уезда Павла Кисельштейна (Pavel Kiselstein). 11 февраля 1911 года у них родилась дочь Валентина. А с 1912 года Кисельштейн находился на военной службе. Собственно об этом пока ничего не нашёл, но зато его старший брат (лютеранин!) фельдфебель Иоганнес Мартович Кисельштейн, родившийся 11 января 1888 года, служил в 1-й Усть-Двинском латышском стрелковом полку и был контужен 23 декабря 1916 года - в знаменитых Рождественских боях! Да, именно так: не только латыши служили в латышских стрелковых частях. При каких обстоятельствах Иоганнес Кисельштейн умер 21 августа 1918 года в Петрограде, увы, тоже не нашёл пока. Просматриваю интернет дальше и вижу: Кисельштейн Павел Мартынович, 1890 года рождения, уроженец Эстонии, бывший унтер-офицер, жил на Псковщине, арестован 22 июля 1925 года, по статье 66 УК РСФСР 14 апреля 1926 года осуждён Военным трибуналом Ленинградского военного округа на 10 лет лагерей. Реабилитирован 28 мая 2001 года. Что за статья 66? Если я нашёл правильную редакцию Уголовного кодекса РСФСР, то это: «Статья 66. Террористический акт: Убийство государственного или общественного деятеля или представителя власти, совершенное в связи с его государственной или общественной деятельностью, с целью подрыва или ослабления Советской власти,- наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества и со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки или смертной казнью с конфискацией имущества...» Вот и думай после этого: реально сбежал, но чекисты решили выслужиться, «поймав шпиона и диверсанта», или действительно был заслан эстонской разведкой? Надо бы добраться до материалов дела...

Опять же, конечно, не стоит думать что все сведения из метрических книг абсолютно достоверны. Нет, любой источник нуждается в проверке! И речь не только об ошибках в написании фамилии, как у Филипповского, или описках в дате погребения, как у Горожанского. Вот, скажем, запись в церковной книге Ревельского военно-местного лазарета (TLA, фонд 1477, опись 1, дело 3, кадр 22): 9 августа 1915 года Балтийской эскадры 2-й морской партии траления мичман Сергей Юрьевич Эфрос погиб при исполнении боевой служебной задачи в возрасте 23 лет. А 15 августа 1915 года он был, если верить записи, похоронен на Ревельском Воскресенском гарнизонном кладбище.

Смотрим другие источники. Одни дополняют: родился мичман 13 декабря 1892 года, был командиром тральщика №6, погиб при подрыве корабля на мине, исключён из списков 17 августа 1915 года. Другие исправляют: похоронен вовсе не в Ревеле (Таллине), а в Киеве! Так, на форуме «Журнал Кортик» приведён скан объявления из газеты «Киевлянин» за 5 сентября 1915 года, в котором сообщается: «Семья погибшего мичмана Сергея Юрьевича Эфроса извещает, что перенесение тела с вокзала для погребения на Лукьяновском кладбище состоится сегодня, 5 сентября, в 11 1/2 утра». А на сайте Академии русском символики «Марс» даже есть фото погибшего героя.

Но в этом и заключаются основы исторического исследования: находить источники, проверять их и восстанавливать картину прошлого. История - это не просто наука, а наука с примесью криминалистики :)

Россия, Белая гвардия, Нарва, Гражданская война, Русская императорская армия, Вторая Отечественная война, Русский императорский флот, Балтийский флот, Эстония, Ивангород

Previous post Next post
Up