Первые трое русских в Антарктиде, Одиссей и «Два капитана».
Интересно, что девиз самого знаменитого и захватывающего романа Вениамина Александровича Каверина (1902-1989) «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» удивительным образом связывает воедино историю полярных исследований не только Севера, но и противоположной стороны Земли.
Начнём с того, что не Каверин придумал эту фразу. 22 октября 1833 года 24-летний английский поэт Альфред Теннисон (1809-1892), ставший впоследствии одним из классиков английской поэзии, завершил работу над одним из своих наилучных стихотворений - «Улисс» (Ulysses). Так на латинский манер именуют в Европе мифологического царя Итаки, известного нам под именем Одиссей, одного из главных героев поэмы Гомера «Илиада» и главного героя его же поэмы «Одиссея». Кем был Одиссей у Гомера? С одной стороны, подлинно эпический герой, «всесторонне развитая личность»: храбрый воин и умный военачальник, опытный разведчик, первый в кулачном бою и беге атлет, отважный мореход, искусный плотник, охотник, торговец, рачительный хозяин, сказитель, любящий сын Лаэрта, супруг Пенелопы и отец Телемаха, и вместе с тем любовник коварно-прекрасных нимф Кирки и Калипсо. С другой стороны, Одиссей - обуреваемый непреодолимым желанием вернуться домой к семье страдалец, разгневавший богов и обречённый ими на скитания.
Тениссон же задался вопросом, а что было потом, после возвращения домой и воссединения с семьёй? В его стихотворении, написанном в виде монолога Одиссея-Улисса, вдруг оказывается, что никакие не боги всему виной, а сам герой жаждет странствий и новых открытий. Кульминацией откровения Улисса-Одиссея становятся последние пять строк:
We are not now that strength which in old days
Moved earth and heaven; that which we are, we are;
One equal temper of heroic hearts,
Made weak by time and fate, but strong in will,
To strive, to seek, to find, and not to yield.
Узнаёте? Эта последняя строка вообще стала крылатым выражением в англоязычном мире, как каверинский девиз в русском. Достаточно упомянуть, что именно её выбрали девизом XXX летних Олимпийских игр 2012 года в Лондоне. На рубеже прошлых столетий перевод стихотворения сделал Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942), так завершив его:
И нет в нас прежней силы давних дней,
Что колебала над землёй и небо,
Но мы есть мы. Закал сердец бесстрашных,
Ослабленных и временем и роком,
Но сильных неослабленною волей
Искать, найти, дерзать, не уступать.
Прошло ещё лет сто, и свой перевод представил Григорий Михайлович Кружков:
Пусть мы не те богатыри, что встарь
Притягивали землю к небесам,
Мы - это мы; пусть время и судьба
Нас подточили, но закал всё тот же,
И тот же в сердце мужественный пыл -
Дерзать, искать, найти и не сдаваться!
Понятно, что такие переводы были обусловлены необходимостью создать стихотворение же. А отдельно я бы последнюю строчку перевёл так: «Стремиться и искать, найти, не уступать!». Но это дело вкуса.
Стихотворение Теннисона легло на благодатную почву. Да, время титанов Великих географических открытий прошло, но в середине XIX века впереди была ещё масса неизведанного. В первую очередь на полюсах Земли. И надо сказать, в начале XX века разгорелись самые настояще Полярные гонки: кто же первым достигнет Северного и Южного полюсов?
С покорением первого до сих пор много не ясного. Американский исследователь Фредерик Альберт Кук (1865-1940) заявил о том, что он первым достиг Северного полюса 21 апреля 1908 года. С ним яростно спорил соотечественник Роберт Эдвин Пири (1856-1920), который заявлял, что это он первым достиг Северного полюса 6 апреля 1909 года, а Кук до него не дошёл. Современные исследователи вообще полагают, что никто из них так и не добрался до вожделенной точки, выдав желаемое за достигнутое.
Поэтому покорители Южного полюса подошли к вопросу документации своих достижений тщательнее, чтобы ни у кого не было сомнений. И там всё кристально ясно. За лавры первенства на просторах Антарктиды в 1910-1912 годах соревновались британец Роберт Фолкон Скотт (1868-1912) и норвежец Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен (1872-1928).
Вообще, Антарктиду открыла экспедиция под руководством русских моряков Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена (наш остзеец Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллингсгаузен, 1778-1852) и Михаила Петровича Лазарева (1788-1851) на военных шлюпах «Восток» и «Мирный» 28 января 1820 года. Но никто их них не высаживался на континент. Первые же русские вступили на землю самого южного материка в январе 1911 года, благодаря Скотту и Амундсену. В экспедиции первого среди участников были два россиянина, и ещё один в экспедиции второго.
Дмитрий Семёнович Гирев (1889-1932) родился на Сахалине в семье каторжан. Рано выучился на каюра - погонщика собачьих упряжек. В Николаевске-на-Амуре он встретился с Сесилом Мирзом, специально прибывшим туда, чтобы найти ездовых собак и каюра для экспедиции Скотта в Антарктиду. Гирев помог ему отобрать и закупить в нижнеамурских и северосахалинских гиляцких (нивхских) сёлах и стойбищах тридцать с лишним ездовых псов породы сахалинский хаски и шесть нарт различного типа. После этого он сам был зачислен в состав экспедиции. Гирев сопровождал экспедицию Скотта до 84° южной широты, затем с большей частью экспедиции оставался в Антарктиде и участвовал в поисках группы Скотта, был среди тех, кто нашёл погибших путешественников. В декабре 1912 года в составе экспедиции Реймонда Пристли поднялся на высшую точку Антарктиды - вулкан Эребус.
Антон Лукич Омельченко (1883-1932) родился на Полтавщине в крестьянской семье. Он освоил профессию жокея. В 1909 году, во время пребывания во Владивостоке, судьба свела его с англичанином Эдгаром Эвансом - братом жены Роберта Скотта. Закупив партию маньчжурских пони, доставил их на базу экспедиции в Новой Зеландии. В Антарктиде провёл участников экспедиции до середины ледника Росса. Что интересно, в Антарктиде на украинской исследовательной станции «Академик Вернадский» побывали его внук Виктор Иванович Омельченко, дизелист в составе 3-й украинской антарктической экспедиции (1998-1999), и правнук Антон Александрович Омельченко, механик в составе 20-й (2015-2016) и 24-й (2019-2020) украинских антарктических экспедиций.
Знаменательно, что из всего обслуживающего персонала в заметках дневника руководителя экспедиции Скотта чаще других упоминаются двое: каюр Гирев и конюх Омельченко. «Я убедился, что наши русские молодцы заслуживают не меньше похвал, чем мои англичане», - писал Скотт. В дневнике за 18 января 1911 года он записал: «Антон и Дмитрий всегда готовы прийти на помощь, они прекрасные парни».
Александр Степанович Кучин (1888-?) родился в семье поморов в Архангельской губернии. Его отец был капитаном на торговых судах (умер в блокадном Лениграде). В 1909 году Кучин окончал с золотой медалью Архангельское торгово-мореходное училище. Ходил в море на норвежских судах и хорошо выучил норвежский, составил малый русско-норвежский словарь. Стал серьёзно изучать океанографию. Был знаком с Фритьофом Нансеном, по чьей рекомендации попал в экспедицию Амундсена в качестве штурмана и океанографа. Пока Амундсен пробирался к Южному полюсу, Кучин изучал климат и планктон морей Антарктики. В частности, Нансен отметил, что Кучин и его коллеги на «Фраме», судне экспедиции Амундсена, провели исследования, «научная ценность которых может приравняться с работой, проделанной их товарищами в неизведанной стране льдов. В то время как Амундсен и его спутники зимовали на юге, моряки "Фрама" изучали океан между Южной Америкой и Африкой. Они первые пересекли дважды эту малоизвестную часть океана, дополнили человеческие знания новыми сведениями о неизведанных морских глубинах, завоевав для науки новые области морского дна... Два океанографических разреза, выполненных "Фрамом", являются наиболее полными и длинными, которые были известны в какой-либо из частей Мирового океана». А в дневнике капитана «Фрама» Нильсена есть такая запись: «Ертсен и Кучин все время собирали планктон. Счастливая улыбка озаряла лицо последнего, когда ему удавалось поймать в сетку одно или два "морских чуда"».
И хотя непосредственно к полюсу они не сопровождали руководителей экспедиций до полюса, они внесли достойный вклад в исследования, и память о них увековечена советскими полярными исследователями в географических названиях на карте Антарктиды. Именем Кучина назван ледник на Земле Уилкса (66°57'ю.ш., 117°25' в.д.), одна из бухт на Берегу Отса (68°30' ю ш., 151°47' в.д.) носит имя Омельченко. А в честь Гирева, чью фамилию часто писали с ошибками, названы одна из вершин массива Эребус (пик Дмитрия), остров в море Дейвиса у берега Правды (66°32' ю.ш., 92°59' в.д., остров Горева) и одна из вершин на земле Королевы Мод (71°46' ю.ш. 9°01' в. д., пик Герова). Украинцы же в 2012 году именем Омельченко также назвали скалу на острове Росса.
И вот тут история делает интересный поворот. Велико было разочарование Скотта, когда, достигнув Южного полюса 17 января 1912 года, он обнаружил там оставленную Амундсеном палатку с письмами и табличкой, на которой была указана дата покорения полюса - 14 декабря 1911 года. Вместе со своими четырьмя напарниками проигравший гонку Скотт погиб на обратном пути. Поисково-спасательная экспедиция нашли тела только троих погибших.
Их последний лагерь стал им могилой, а опущенная палатка - погребальным саваном. Над местом гибели полярников Скотта была возведена высокая пирамида из снега, её вершину увенчало подобие креста, сделанное из лыж. Однако этот своеобразный мемориал находится на шельфовом леднике Росса, который неуклонно движется к одноимённому морю. Уже сейчас палатка с телами находится приблизительно в 48 километрах от того места, где расстались с жизнью последние члены похода Скотта к Южному Полюсу. И где-то через 275 лет этот ледник достигнет моря Росса и, возможно, превратившись в айсберг, покинет Антарктиду навсегда. Это понимали уже те, кто нашёл тела погибших героев. А потому неподалёку, на холме Обсервер, откуда открывается вид на первую базу Скотта, в качестве постоянного мемориала погибшим в январе 1913 года был установлен большой крест из красного дерева, на котором вырезаны имена погибших и та самая знаменитая цитата из поэмы «Улисс» Теннисона. Так она стала неразрывно связана с темой полярных исследований.
Но не только Антарктики, но и Арктики! Если Гирев и Омельченко вернулись к обычной жизни (первый пожил одно время в Новой Зеландии, но вернулся на Дальний Восток и работал каюром; второй прошёл Первую Мировую и Гражданскую, вернулся на родину, где работал почтальоном), то Кучин, реально живший под девизом произведений Теннисона и Каверина (как он говорил в Норвегии, возвращаясь на родину из Антарктиды, «надеюсь пристроиться к какой-нибудь русской научной экспедиции»), отправился в странствования по северному приполярью. Образ капитана Татаринова в «Двух капитанах» был собирательным из руководителей трёх погибших русских экспедиций 1912 года в Северном Ледовитом океане: на судне «Святой Фока» под командованием Георгия Яковлевича Седова (1877-1914), на шхуне «Святая Анна» под руководством Георгия Львовича Брусилова (1884-?) и на боте «Геркулес» с участием Владимира Александровича Русанова (1875-?). А капитаном «Геркулеса», отправлявшегося в июне 1912 года из Архангельска через Александровск-на-Мурмане и Шпицберген в экспедицию в Карское море, стал... Кучин! 18 августа 1912 года экспедиция прошла пролив Маточкин Шар на Новой Земле, после чего её судьба неизвестна. По всей видимости, она погибла у западного побережья Таймыра. История поисков пропавшей экспедиции Русанова столь же интересна и увлекательна, как поиски экспедиции Татаринова в книге. А может даже драматичнее. Лишь в 2000 году у подножия горы Минина на полуострове Таймыр были обнаружены человеческие останки, которые, очень вероятно, принадлежат Кучину. На момент гибели ему было четверть века...
Вот так замкнулся круг. Девизом своего романа Каверин выбрал строки Теннисона, которые вырезаны на памятнике Скотту, соревновавшемуся на Южном полюсе с Амундсеном, в чьей команде был русский моряк Кучин, пропавший у Северного полюса в экспедиции Русанова, которая послужила литературной основной сюжетной линии «Двух капитанов». Воистину, жизнь круче любого романа! Главное, не унывать, а быть сильным в воле стремиться и искать, найти, не уступать! Ну или, в традиционной версии, бороться и искать, найти и не сдаваться!