«К солдатам Усть-Двинского гарнизона!»

Jul 23, 2020 20:37

Как латышские революционеры боролись с врагами народа в 1906 году.
И смачные подробности тягот и лишений армейской службы того времени.

Словосочетание «враг народа» в русском сознании неразрывно связано с временами Большого террора. Тем не менее словосочетание бытовало и раньше. Более того, у нас в Прибалтике.

Во время Первой русской революции 1905-1907 годов помимо вооружённой борьбы революционеры широко применяли методы информационной войны, чтобы склонить на свою сторону солдат Русской императорской армии. В Государственном центральном музее современной истории России (бывшем Центральном музее революции СССР) в Москве имеется интересная листовка, которую в мае 1906 года Военная организация при Рижском комитете Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) отпечатала тиражом в тысячу экземпляров для распространения среди солдат Усть-Двинской крепости. Убери пару местных подробностей, и текст хоть сейчас распространяй где-нибудь в Хабаровске или Портленде :)





«СОЛДАТЫ! Знаете ли вы, что вы призваны на военную службу не для защиты отечества отъ его внутреннихъ враговъ, а для того, чтобы быть палачами отечества, палачами своего родного народа. Кто тотъ внутренній врагъ, который вамъ приказываетъ убивать? Начальство говоритъ вамъ, что это тѣ, люди, которые чужды народу, которые грозятъ нашему отечеству. Они лгутъ - эти начальники! Они васъ обманываютъ! Отечество - это милліоны крестьянъ, рабочихъ и бѣднаго люда. Отечество -это народъ, нашъ родной народъ! И кто бунтуетъ противъ отечества, противъ народа? Самъ же народъ. Значитъ начальство смотритъ на весь народъ, какъ на бунтовщика. И этого бунтовщика - народъ, начальство хочетъ уничтожить, разстрѣлять, убить.

Но солдаты, вамъ ли не знать за что народъ „бунтуетъ”? Вамъ ли не знать, что народъ задыхается въ своей безысходной нищетѣ, что народъ, обираемый правительствомъ, народъ голодный, выведенъ изъ терпѣнія. Народу осталось, или умереть голодной рабской смертью, или отвоевать себѣ новые порядки, отвоевать себѣ землю и волю. И борьба за землю и волю идетъ упорная, кровавая. Каждый день сотнями падаютъ лучшіе сыны народа. Каждый день кровь народа потоками проливается. И какъ убиваютъ? Какъ разбойники на большой дорогѣ грабятъ людей и убиваютъ ихъ, такъ точно правительство грабитъ народъ и ночью, тайкомъ, за крѣпостными валами убиваетъ. И кто помогаетъ правительству въ его злодѣяніяхъ? Кто помогаетъ правительству убивать, разстрѣливать, рабочихъ и крестьянъ? Вы, солдаты, вы плоть отъ плоти и кровь отъ крови народа! Вы, солдаты, пятнаете себя народной кровью.

Солдаты - Усть-Двинцы! Вотъ уже полгода, какъ за валами нашей крѣпости казнятъ, разстрѣливаютъ людей изъ народа. Знаете ли вы, что недавно отвели къ вамъ 8 человѣкъ рабочихъ и быть можетъ уже убили... Народъ не хотѣлъ, чтобы ихъ убили, народъ устами Государственной Думы потребовалъ, чтобы пріостановили казнь 8-ми, но правительство не послушалось. Что ему до народа? У правительства есть вѣрные солдаты, послушная армія, правительство будетъ приказывать - солдатъ будетъ стрѣлять. Начальство прикажетъ - солдатъ сдѣлается палачомъ своего народа.

Очнитесь, солдаты, опомнитесь! Вы не отечество защищаете, вы защищаете правительство, состоящее сплошь изъ враговъ народа, а значитъ и враговъ отечества».

Есть в том же московском музее и такой интересный экспонат. Не знаю, были ли сто с лишним лет назад «дочери офицеров», но среди солдат распространялись такие письма от имени их «братцев». Данный экземпляр написан в апреле 1905 года, если судить по латышской пометке сверху. Жаль, концовки письма не видно, но и без этого поэтического колорита предостаточно.



«Къ Усть-Двинским солдатамъ!

Братцы! Держатъ насъ, солдатъ, на службѣ хуже собакъ. Гонятъ насъ, въ морду бьютъ, голодомъ морятъ, на лагерѣ вонючей водой поятъ. Собака кусалась бы, а солдату на всѣ мученiя молчать, смирно стоять, а то арестъ или подъ судъ. Молчимъ мы, когда насъ ругаютъ, смирно стоимъ, когда насъ бьютъ, но изъ подъ ареста и не выходимъ, тамъ такъ и гибнемъ. А сколькихъ разжаливаютъ, сколькихъ подъ судъ отдаютъ! Одному и за крѣпость не выходить, все съ командой и все въ ногу. Въ церковь и туда насъ ведутъ какъ воровъ - со штыками. Поѣдешь въ Ригу, чуть опоздаешь на 10 или 15 минутъ, не купи фельдфебелю пиво, сейчасъ доложитъ и бѣда.

А сами офицеры по цѣлымъ ночамъ пьянствуютъ, развратничаютъ съ женами своихъ товарищей; такiя парочки, какъ поручикъ Страховъ съ женою штабсъ капитана Прохорова, часто видны на Магнусгофскомъ островѣ въ лѣсу.

Вотъ, братцы, какимъ подлымъ, низкимъ извергамъ мы должны кричать: „здравiе желаемъ!” Уѣзжалъ старый комендантъ. Лишь кончили занятiя, неуспѣли еще выпить стаканъ вонючаго чая, какъ раздалась команда: „надѣвай чистыя рубашки, выходи, стройся!” Солдаты усталые, измученные медлятъ выходить. Тутъ уже сами фельдфебеля пошли по палаткамъ, раздавая кому пощечину, кому и двѣ, а то и шашкой в бокъ. Выгнали силой, выстроили. Ротные командиры ходятъ по строю и приказываютъ ура кричать и фурашки вверхъ кидать. „Смирно!” Музыка гремитъ, идетъ комендантъ. Благодаритъ что пришли его проводить и проститься. Будто мы самовольно приходили?! Пригнали насъ силою смотрѣть на нашего мучителя, кровопiйцы. Вотъ и говоритъ: „прощайте [доступный фрагмент обрывается]».

По ошибкам в тексте трудно понять, то ли настоящие солдаты недостаточно грамотой владели, то ли латышские большевики под них косили. 115 лет прошло, теперь, понятно, уже вряд ли узнаем правду.

Россия, музеинг, Усть-Двинск, Русская императорская армия, Рига, Латвия, Лифляндия, большевики

Previous post Next post
Up