Иммануил Кант - жямайт или латыш?!

Apr 22, 2020 16:14

22 апреля - день рождения великого мыслителя, чьи труды, как известно, очень не любят читать российские адмиралы.

Недавно на одном сайте прочёл о Канте: «его прадед Рихард был выходцем из-под Приекуле в маленькой Латвии». Чёрт с ним, что никакой Латвии тогда не было. Не в этом дело. До сих пор российских диванных историков, безбожно путающих Латвию и Литву, сбивает с толку наличие в этих соседних братских странах городов с похожим названием: Прекуле и Приекуле. Итак, кем же на самом деле были предки Канта, который стал, пожалуй, самым известным немецким философом в России, благодаря «Мастеру и Маргарите» Булгакова?!



Широко известно, что Иммануил Иванович Кант, великий философ российский... Шучу, шучу! Великий немецкий философ. Хотя и был одно время российским подданным - в ходе Семилетней войны присягнул на верность государыне-императрице Елизавете Петровне.

Между прочим, уж не после общения ли с русскими офицерами Кант написал свой трактат «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога», изданный в декабре 1762 года? А что? Ведь это были господа-офицеры Русской императорской армии, а не адмиралы путинской Российской Федерации. Пообщался с ними, поспорил, обобщил, поразмышлял... Ещё пару месяцев, чтобы написать, набрать, издать. В общем, даты сходятся! Такая вот у меня версия. Ой, да что вы такие серьёзные? Конечно, опять шучу.

Так вот, Кант был уверен, что является по происхождению шотландцем. В XVII-XVIII веках гордых горцев так приневолили англичане, что они бежали хоть на край света. Так в России появились Брюсы, Лермонтовы и Гамильтоны, в Риге - Барклаи-де-Толли. И в Пруссии в те годы было немало шотландцев. В том числе по фамилии Cant, которые довольно быстро перешли на написание своей фамилии как Kant.

Так, 13 октября 1797 года Иммануил Кант написал в письме шведскому епископу Линдблому о своем дедушке Гансе Канте: «Мой дедушка, который жил в прусско-литовском городе Тильзит, приехал из Шотландии: он был одним из многих, кто в конце прошлого века и в начале этого века из Шотландии, я не знаю причину, по которой, эмигрировал в большом количестве, и значительная часть их также отправилась в Швецию, но остальные в Пруссию, в основном через Мемель. Мне хорошо известно о семьях Симпсонов, МакЛейнов, Дугласов, Гамильтонов и других, которые всё ещё проживают там, включая моего дедушку, который умер в Тильзите».

Эх, а ведь говорил же ему тогда за завтраком Воланд: «Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали!.. Над вами потешаться будут». Нет, мы всё же потешаться над философом, который любил женщин, вино и порядок, не будем. И даже на Соловки не отправим. Но смело скажем, что он заблуждался и имел весьма расплывчатые представления о своём происхождении. В частности, его дедушка Ханс Кант (Hans Kant), мастер кожевенного дела, в Тильзите (ныне Советск) не проживал, а жил в Мемеле (ныне Клайпеда), после того как отказался от ведения хозяйства в сельской местности. В том городе он и умер в 1715 году. Отец философа, Йоганн-Георг Кант (Johann Georg Kant), родился уже там, в Мемеле, в 1684 году.

Ханс Кант был сыном Рихарда Канта (Richard Kant) - трактирщика в местечке Верден (Werden) под городком Хейдекруг (Heydekrug, ныне Шилуте, Šilutė), а ещё ранее - в местечке Русс (Ruß, ныне Русне, Rusnė - да, некоторые предсказуемо оттуда выводят Русь). И вот тут самое интересное.

Во-первых, у Ханса Канта был шурин Ричард Кармайкл (Richard Karr Michel, он же Carmichael), который действительно был шотландцем и прихожанином реформатской церкви. Так что дыма без огня тут не оказалось. И на эту дымзавесу купился мыслитель.

Во-вторых, хотя Канты были правоверными лютеранами, Рихард Кант немцем не был! Свои трактиры он не купил, они ему достались в приданое от своей жены Доротеи, дочери вдовы трактирщика Хинкманна в Вердене и ее мужа Еноха Лидер(т)а. Когда она умерла в 1665 году, часть приданого пришлось отдать в качестве наследства её кровным родственникам. И для переговоров между Кантом и пастором Айзенблаттером был назначен толмач из Мемеля (Tolcken zur Mümmel) Йоганн Кауфманн - официальный и замковый переводчик для общения с природными пруссами, куршами и литовцами (Amts- und Schlossdolmetscher für den Verkehr mit den eingeborenen Prußen, Kuren und Litauern - поправьте, если я неточно перевёл должность)! То есть одна из двух договаривающихся сторон немецким языком не владела и нуждалась в переводчике, чтобы дать клятву на немецком языке. Определённо таковым не мог быть пастор Айзенблаттер. Таким образом, ненемцем оказывается Рихард Кант!

Его семья, которая упоминается в документах с 1500 года как Kand или Kandt, происходила, судя по всему, из деревни Kantweinen возле местечка Аглонен (Аглуоненай, Agluonėnai, когда-то Aglohnen). Конечно, латвийцы уже готовы заметить: ух ты, да это ж прям как наша замечательная латгальская Аглона! Само собой, в балтских языках много родственных слов, от которых образованы схожие топонимы в самых разных местах Прибалтики (и не только).

Догадались уже, почему родилась сказка о латвийском происхождении Канта? Ага. Вышеупомянутые населённые пункты Мемельского края находятся возле современного литовского города Прекуле (Priekulė, когда-то Prökuls). А это всего в 100 километрах южнее современного латвийского города Приекуле (Priekule, когда-то Preekuln). Во времена Канта это была Курляндия. Более того, в Латвии есть ещё и посёлок Приекули (Priekiļi), но, к счастью для диванных историков в лифляндские времена он именовался Фройденбергом (Freudenberg). Им же, как видим, наличия в разных странах двух городов с одинаковым называнием оказалось достаточным для создания нелепой путаницы в своих измышлизмах о предках Канта.

Получается, предки Канта... литовцы?! А вот и нет. Мемельский край был отжат Литвой у немцев в 1923 году. До этого эти территории никогда, подчёркиваю, НИКОГДА не были в составе Литвы. Балтами населялись - да. Но это были вовсе не литовцы. Правильнее говорить, что предки Канта были летувининками. По крови они были ближе к жямайтам - жмудинам, точнее являются их ветвью. Разошлись они постепенно в XII-XVI веках. Начнём с конца. Жямайты по религии - католики, а летувининки были лютеранами. Расхождение это случилось, когда Пруссия стала (одной из первых в мире) официально лютеранской страной - 6 июля 1525 года. Поэтому самые первые известные нам Канты также были католиками. А территориально летувининки оторвались от жямайтов тогда, когда устоялась граница между Тевтонским орденом, с одной стороны, и Великим княжеством Литовским, Русским и Жемайтским, с другой стороны. Вообще же, вторжение крестоносцев установило границы, которые перпендикулярно прошлись по древним рубежам между балтскими племенами, двигавшимися с юга на север. Так вот одно, по сути, племя самбов (пруссов, от них - полуостров Земланд) - жямайтов (от них - Жемайтия, Жмудь) - земгалов (от них - Семигалия, Земгале) было разделено между разными государственными образованиями. Скальвы, к слову, которые были самым северным прусским племенем, жили чуть южнее мест, откуда предки философа - границы племён не совпадали с позднейшими политическими.

И, самое главное, если вы, уважаемые читатели, считаете, скажем, украинцев за самостоятельный народ, а не за часть русского народа, то будьте добры и жямайтов с летувининками считать отдельными от литовцев народами. По справедливости.

Но даже если вы верите, что украинцы - это лишь этнографическая группа русских, то всё равно считайте жямайтов с летувининками за отдельный от литовцев народ. Во имя исторической справедливости :)

Итого: предками Иммануила Канта (1724-1804) по мужской линии были представители балтского народа летувининков, происходящего от древнего балтского племени жямайтов. Ещё прадед Канта не говорил по-немецки. И происходили Канты из-под современного литовского города Прекуле.

PS. Однако и латвийцам можно не вешать нос. Первое издание «Критики чистого разума» состоялось в 1781 году в Риге - уже тогда она славилась своей полиграфией. А брат философа, Johann Heinrich Kant (1735-1800), был конректором в городской школе в Митаве - нынешней Елгаве, и пастором в Вецсауле (Vecsaule, когда-то Alt-Rahden)! Умер он уже российским подданными. И его потомство какое-то время жило в российской Прибалтике. Где не обошлось без родственных связей с потомками шотландцев: дочь вышла замуж за барона Фридриха фон Стюарта (Friedrich von Stuart), звавшегося в России Фёдором, а внучка - за Михаила Николаевича Лермонтова (1792-1866), героя Русско-Шведской 1808-1809 годов, битв при Бородино и Кульме, коменданта Либавского и Свеаборгского портов! Это троюродный брат поэта Лермонтова. И тот самый «дядя». Именно ему, своему родственнику, когда-то юный поэт и задал бессмертный вопрос: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром...» А дядя Миша ему и ответил: «Не будь на то Господня воля, не отдали б Москвы!»

Приекуле, родословие, Пруссия, Латвия

Previous post Next post
Up