Заметка о потерях православно-католического царского воинства в самом знаменитом бою против латышских социал-демократических бандитов в Риге в 1905 году.
В наши дни социал-демократ - это такой респектабельный левачок, далёкий от всяких там радикалов - коммунистов и анархистов. Но сотню лет назад социал-демократы были теми ещё отморозками, вовсю занимавшимися террором.
Противостояли их бандитизму царские войска, которых до сих пор изображают сугубо православным русским воинством, в отличие от, например, Красной или Советской армий, чей интернациональный состав к месту и не к месту любили подчёркивать политруки и замполиты. На самом деле Русская императорская армия, как и армия почти любого государства, была многонациональной и многоконфессиональной.
20 декабря 1905 года (по юлианскому календарю) на 5-й эскадрон 9-го драгунского Елисаветградского полка, который занимался охраной фабрики «Проводник» в Риге, совершили нападение латышские социал-демократические террористы, желавшие завладеть оружием и заодно показать свою силу. Из 29 девяти драгун 11 погибли и 8 были тяжело ранены. Нападавшие тоже понесли потери - только брошенных трупов оказалось 8, не считая тех, кого ретировавшиеся бандиты унесли с собой.
Последних прославляли в советское время как героических борцов за счастье народа. Однако показательна судьба организатора этой террористической вылазки. Перековавшийся в коммуниста латышский социал-демократ и убийца Янис Лутерс (кличка Бобис) наслаждался вольготной жизнью в СССР, занимался непыльной чиновничьей работой, депутатствовал в Коминтерне, пописывал мемуары «Моя профессия - революционер». Но в августе 1937 года был арестован, приговорён к ВМН и щедро накормлен свинцом 4 февраля 1938 года. Заодно затейники-чекисты отправили на тот свет одного из его сыновей (Юриса, 1 декабря 1937 года) и одного из двух брательников (Роберта, расстрелян 15 января 1938 года), а второго брательника (Эрнеста) отправили на 8 лет в ИТЛ на родину страха Дудя - в Магаданскую область, где тот и сгинул. Вот так сталинская кровавая гэбня, получается, цинично отомстила террористу за смерть русских драгун. Как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Однако вернёмся к погибшим русским солдатам. Драгун похоронили 24 декабря 1905 года (по юлианскому календарю) на Рижском гарнизонном кладбище. В 1931 году журналист латвийской газеты «Latvijas kareivis» посетил это кладбище. Среди прочего он упомянул и могилу драгун, погибших на фабрике «Проводник». По его словам, ограда окружала памятник, сооружённый на средства канцлера Столыпина, и 12 могил. Но ведь пресса писала об 11 убитых. Почему на одного погибшего больше? Ответ на этот вопрос даёт метрическая книга Свято-Троицкой церкви при Рижском военном госпитале (спасибо за оцифровку ЦГИА СПб!). Она сообщает, что в госпиталь для организации похорон были доставлены тела 8 драгун:
- Иван Сухов, унтер-офицер, 26 лет;
- Илья Утящев, 26 лет;
- Лука Пашевич, 26 лет;
- Иван Максимов, 25 лет;
- Яков Колбин, 26 лет;
- Иван Таракашкин, 23 года;
- Александр Сухарев, 23 года;
- Захарий Кусенко, 25 лет.
Драгуны Сухов, Утящев, Пашевич, Максимов, Колбин, Таракашкин, Сухарев, Кусенко. Метрическая книга Свято-Троицкой церкви при Рижском военном госпитале, ЦГИА СПб, фонд 19. опись 128. дело 775, spbarchives.ru.
Однако 21 декабря, на следующий день после боя, в этом же госпитале умер от огнестрельных ран:
- Андрей Овчинников, унтер-офицер 9-го Драгунского Елисаветградского полка. Его с товарищами похоронили в упомянутых могилах священник Владимир Тихомиров с псаломщиком Василием Славинским.
Драгун Овчинников. Метрическая книга Свято-Троицкой церкви при Рижском военном госпитале, ЦГИА СПб, фонд 19. опись 128. дело 775, spbarchives.ru.
Интересно отметить, что полковым праздником как раз был день Святой Троицы. Вообще, полк за свою историю многократно менял название и «профиль» - побывал легкоконным, конно-стрелковым, конно-егерским и гусарским, до того как стал в 1882 году драгунским. В 1907 году полк снова стал гусарским - 3-й гусарский Елисаветградский полк (с 1909 года его шефом была великая княжна Ольга Николаевна, и есть трогательные фотографии с ней, одетой в форму своего подшефного полка). А командиром полка в 1901-1907 годах был Бронислав Людвигович Чернота-де-Бояры-Боярский - прообраз лихого генерал-майора Григория Чарноты в пьесе Михаила Булгакова «Бег».
Позвольте, но это же всего 9 драгун, воскликните вы, кто же остальные? Всё верно. Дело в том, что в Российской империи во главу угла ставили не этничность, а религиозную принадлежность. Само собой, в метрической книге православной церкви были упомянуты лишь православные солдаты. А метрическая книга католической церкви Скорбящей Богоматери (спасибо за оцифровку LVVA!) называет нам имена остальных погибших драгун - католиков, которых в последний путь проводил викарный ксёндз Грасс:
- Адольф Ромуальдович Яковицкий, 25 лет;
- Адам Гируцкий, 23 года;
- Осип Викентьевич Гудовский, 22 года.
Вечная память павшим воинам!
Драгун Яковицкий. Метрическая книга католической церкви Скорбящей Богоматери в Риге. LVVA, фонд 632, опись 2, дело 46, raduraksti.arhivi.lv.
К слову, в той же книге упомянута девица Елена Захарьевна Бакутис, 23 лет, уроженка Ковенской губернии, которая умерла в Риге от огнестрельных ран в тот же день - 20 декабря. Возможно, это одна из работниц фабрики, погибшая во время перестрелки.
Драгуны Гируцкий и Гудовский. Метрическая книга католической церкви Скорбящей Богоматери в Риге. LVVA, фонд 632, опись 2, дело 46, raduraksti.arhivi.lv.
Наверно, могила драгун сохранилась бы до наших дней, если бы не одно печальное обстоятельство. Могилы почти всех русских солдат на Рижском гарнизонном кладбище были уничтожены коммунистами после Великой Отечественной войны. Уничтожены методично и основательно. По каким-то могилам проложили дорогу, поверх каких-то похоронили советских отставников и членов их семей. Из нескольких тысяч могил русских солдат, которые когда-то были на Рижском гарнизонном кладбище, до наших дней сохранились полуразрушенные могилы всего трёх офицеров...
PS. Точные звания и места рождения драгун, думаю, можно найти в РГВИА. Если кто до соответствующих документов доберётся и дополнит, буду только рад - я же, как простой русский краевед из Латвии, а не штатный соотечественник, не имею никакой поддержки, чтобы этим заниматься. Однако сейчас, после стольких лет забвения, мы хотя бы, наконец, знаем имена всех драгун, погибших в бою на фабрике «Проводник», и можем их достойно помянуть. А была бы русским действительно дорога память о предках, то, может быть, и памятник могли бы восстановить. Но это, конечно, уже из области фантастики.