- Юра, иди кушать, - прикрикнула мама. - И Юра помчался на маленькую кухоньку, чтобы схватить кусок черного хлеба с тонким слоем масла и горячей похлебки. Война только кончилась, а Юрина войнушка во дворе была в самом разгаре, вот он и спешил, ведь там его брат Борька в оккупации, отстреливается пулями-волчьими ягодами и закидывает фашистов палками-гранатами из засады. Главное не переборщить с порцией, похлебки с Борькой на двоих должно хватить, Юрка всегда кушал первым, потому что старший, но съедал меньше, чтобы Борька рос крепче. Война сделала свое дело.
Борькина засада была прямо под окнами их маленького дома, в густых кустах сирени хорошо прятаться. Юра высунулся в окно, свистнул, брат посмотрел вверх и протянул руки. Юрка схватил крепко за запястья и втащил брата в кухню, сам спрыгнул в засаду. Очень удобно, эффект неожиданности, все знали, что там маленький Боря, которого можно и напугать и пнуть, если братец не видит, но из кустов выскочил Юра и оробевшие враги с криком бросились врассыпную.
Юрка оттряхнул грязные руки, как сделал это когда-то красноармеец, прогнав из Юркиной деревни немцев. Но тут он услышал еще один крик. Другой. В овраге на самом краю обрыва споткнулся Степка Прудников, и чуть было не свалился вниз, повиснув вниз головой на торчащей из земли коряге. Он звал на помощь. Юрка подскочил к малышу, попытался дотянуться рукой. Но коряга от тяжести наклонилась еще ниже. Сбежались все деревенские, мать Степки кричала громче всех, она в войну чуть было уже не потеряла своего сынишку, а тут не война, тут мир, хоть и голодно, но мир, и на тебе, опасности под ногами.
Юрка схватил бревно, развалин соседнего дома и положив его на землю, край бревна подвесил над висящим Степкой. Ребята дружно навалились на другой край, а Юра полез по бревну к ноге Степы, который уже ныл и глотал слезы. Он подобрался к самому краю, бревно предательски задрожало… Юра повернулся к ребятам и крикнул:
- держите крепче, сейчас Степку буду забирать.
Ребята еще сильнее навалились, подключились женщины, которые подпирали бревно с двух сторон, чтобы оно не покатилось. Юра схватил Степкину зацепившуюся ногу и одним махом перебросил его себе на шею.
- Держись крепче, назад ползем.
Степка мертвецки схватился за шею и затих. Юрка хотел было повернуться, но понял, что на бревне такие акробатические трюки со вцепившимся в него мальчиком не пройдут. Он стал сдавать назад. Медленно-медленно приближался к спасительной земле. Все замерли и даже боялись дышать. Борька смотрел на героического брата и восхищался. Как только Юра дотронулся рукой до земли с него стянули обрыдавшегося Степу. Мама схватила Юру и прижала к себе, все хлопали по плечу, обнимали, женщины целовали героя.
- Какой же ты молодец! Там ведь такая высота!
- Он с детства любит все высокое, - сквозь слезы отвечает женщинам мама.
- Ну, Гагарин, быть тебе летчиком!!! - какой-то старик похлопал Юрку по плечу.
Юра улыбнулся своей лучезарной улыбкой и посмотрел на небо, о котором всегда мечтал…
***
Через 10 лет мы с ним встретились. Я Караваем был подан ему как приветствие космонавту в городе космонавтики - Калуге. Юра улыбнулся мне. Улыбнулся также, как в тот раз, когда спас Степу. Откуда я это все знаю? Борька выскочил на улицу и побежал к обрыву, не доев свой обед, с куском черного с маслом. А среди нас - хлебных - легенды распространяются очень быстро… Вот и про Юру тоже. )))