Метро

Nov 24, 2013 02:12

Я тут случайно посмотрела фильм "Метро". Тот самый, который шел в кинотеатрах весной, но я тогда так и не нашла времени на него сходить, хотя было любопытно.
Как-то в далеком 2006-м, осенью, я слонялась без особой цели по ГЗ и в какой-то момент набрела на книжный развал. После долгого изучения ряда корешков я вытянула из него одну небольшую книжечку в мягкой обложке под названием "Метро". Я понятия не имела, что это за книжка, и фамилию автора -- Дмитрий Сафонов -- видела впервые. Купила просто наугад, плюс, наверное, аннотация меня чем-то привлекла. Ну и, в общем, книжка меня равнодушной не оставила.
Читала я ее, что характерно, в основном в метро. И чем дальше читала, тем более неуютно мне становилась в этом самом метро. Во всяком случае, когда поезд внезапно останавливался в туннеле, меня начинало как-то неприятно накрывать. Хотя никакой клаустрофобией или чем-то подобным я в жизни не страдала.
Когда-то тогда же я, провожая Броника в Казань, пыталась рассказать ему об этой книге и ощущениях, которые она у меня вызывала, но он, кажется, не впечатлился. А я зато потом ехала обратно с Комсомольской до Университета, дочитывая последние страницы, и мне было ну очень неуютно в метро. Особенно на отрезке Воробьевы Горы -- Университет, где поезд замедляет ход. Кстати, делает он это для того, чтобы аккуратно пройти какой-то аварийный участок, но тогда я этого, к счастью, не знала.
Потом, пару дней спустя, я залезла в Интернет с целью почитать обсуждение этой книги. Тогда я и узнала, что этот Дмитрий Сафонов, оказывается, врач-специалист по медицине катастроф. Стало понятно, откуда такое детальное смакование предсмертных агоний через страницу. Ну и заодно осознала, что большая часть всего там написанного -- не более, чем бред, и в реальности такого быть не может. Не может вагон развернуть поперек туннеля, нельзя продуть туннель с помощью "гигантского вентилятора" (это в книге так собирались ликвидировать последствия катастрофы, в фильме продув заменили на жидкий азот), и много чего еще не может быть. Бояться ездить в метро я через несколько дней перестала, но книга все-таки оставила неизгладимое впечатление. Я помню, как меня тогда резануло выражение "в туннеле всюду люди, расплющенные как муравьи". Вы когда-нибудь пробовали раздавить, расплющить муравья? Я пробовала. Это сложно, они крепкие и очень живучие. И вот что хотел тут автор сказать? Что человек -- существо живучее, и не так-то его просто раздавить? Хотя вряд ли, конечно. Их ведь все равно всех там либо раздавило насмерть, либо укокошило разрядом, когда наконец замкнуло контактный рельс.
Когда я узнала, что по этой книге сняли фильм, я, если честно, сначала слегка прифигела. Ибо реальная экранизация всего этого тянула бы на хороший фильм ужасов покруче "Пилы". Ну или нужно экранизировать в худших традициях, сохранив от книги только имена героев. Я, в общем-то, больше склонялась к тому, что выйдет второе. Сейчас, когда я это увидела своими глазами, я, по-хорошему удивилась, потому что не произошло ни того, ни другого. Атмосфера книги оказалась передана весьма неплохо, но при этом без натуралистричной жести. Часть переврана, но небольшая. Переделаны, кстати, как не странно, как раз самые бредовые моменты в еще более бредовые: вместо продувки туннеля воздухом в него закачивают жидкий азот, а вместо разворачивания поперек туннеля один из вагонов поезда внезапно отрывается и с бешеной скоростью уносится вниз по туннелю. В целом, возможно, если бы я книгу раньше не читала, на меня фильм бы сейчас произвел такое же сильное впечатление, как когда-то книга. Но скорее всего нет, потому что уж очень явно тут сделан упор на спецэффекты (одни сбивающие с ног "штормовые" волны чего стоят). И еще в книге, кстати, в отличие от фильма использованы реальные станции метро: перегон между Тушинской и Щукинской и расположенная между ними заброшенная станция Волоколамская (не та Волоколамская, которая сейчас на синей ветке, а так, которая сейчас строящаяся станция "Спартак") -- это тоже добавляет ужаса.

кино, архивы, notes, чтиво, имхо

Previous post Next post
Up