Начало Часть 2 Часть 3 Часть 49 марта
Вылезаем утром из палатки: весь лед белый - ночью был снег. Но когда вышли второй раз после завтрака, снег уже сдуло. Так что начинаем всё же на коньках. Но это не надолго. Препятствий много. Лед вдоль материкового берега хоть и лучше, чем вдоль островного, но всё равно далек по качеству от льда Большого моря. Так что в последний полный ходовой день очень много идем пешком.
Ближе к вечеру всё же обнаружился участок хорошего льда, мы уже успели по нему соскучаться. Так что позволили себе просто немного покататься без волокуш и реализовать творческие задумки, до которых то не доходили руки, то не было льда.
Этот день запомнился как не слишком тяжелый, но довольно однообразный. Возможно, уже подустали, но скорее не стоит злоупотреблять длительными переходами без выхода на берег (если они не оправданы великими подвигами типа пересечения Байкала поперек:)) - это скучно. Так что встать на ночевку неприменно хотелось на берегу: во-первых, просушить палатку, да и вообще испытать ночевку в этой палатке не на льду, во-вторых составить хоть минимальное представление о материковом береге Малого моря.
В 11 км от Курмы, в которой мы запланировали финишировать, нашли прекрасную плоскую стоянку. На берегу ни снежинки, только ковер из лиственничной хвои - красота.
Ввертышами палатку не закрепить, так что Паша выстругивает деревянные колышки. Почва каменистая - колышки держат плохо, ничего, придавили растяжки небольшими камушками.
10 марта
Проснулись в час ночи от страшного дребезжания трубы - ее раскачивал нешуточный ветер.
Видео Паша попытался снять верхню часть трубы, чтобы не парусила, благо в печке уже всё прогорело, но почувствовал, что палатка при этом еще больше теряет жесткость. Вернул трубу на место (впрочем, скоро ветер ее снова сбросил). Подветренную дугу завалило, ее ведь держали только хлипкие колышки и мелкие камни.
Паша героически надевает на себя всю теплую одежду и выходит наружу спасать наш улетающий домик. Сережа хотел бы к нему присоединиться, но он лежит на подветренном краю палатки, его подбрасывает ветром, вдруг, если он встанет, палатку вообще покатит. Паша уже притащил скалоподобные каменюки (неужели человек может столько поднять?!), установил и укрепил завалившуюся дугу. Но ощущения, что этого достаточно, нет. Нужно привязать боковые растяжки к основаниям ближайших деревьев. Всё же нужно Сережино участие. Я переползаю на Сережино место, придавливать тушкой подветренный край, а Сережа тоже выходит в бушующий мир. Ближайшие деревья метрах в четырех от палатки, растяжки короче. Ребята снимают веревки с волокуш и привязывают ими палатку к лиственницам. Теперь все надежно. Ребята вернулись. Мы с Олей тоже сходили наружу просто глянуть как это. Очень красиво: совершенно безумный ветер, да еще и демоническая луна на небе. Увы, фото не будет.
Мы провели веселую ночку, так что исключительный случай - спим до восьми утра!
Утром всё уютненько, как ни в чём не бывало.
На улице, конечно, ветер, но всё же совсем не тот, что ночью. Можно рассмотреть, как укреплена палаточка.
Паша не привязал вчера свои волокуши и Оля нашла их сегодня в прибрежных торосах.
Пакуемся так, чтобы можно было уже не перекладывать вещи перед самолетом, и выходим в последний переход. Ветер всё же очень сильный, так что не снимаем пуховиков.
Лед хороший, ветер не такой постоянный, как был в переход из Бурятии, а порывами. В порыв я не то, что не могу двигаться на коньках, а на ногах удерживаюсь с трудом, зарубившись палками. Логичнее одеть ледоступы и идти пешком (время до машины позволяет), но очень уж обидно не использовать время между порывами на прокат по льду. Так что некоторое время качу между порывами, а порывы пережидаю.
Потом несколько раз меняю коньки на ледоступы и обратно. И наконец, ближе к финишу окончательно перехожу на пеший ход.
Ребята уже давно финишировали, созвонились с водителем. Выяснили, что он за нами приедет по льду, так что точка ему безразлична, можно выбрать любую. В гротах мыса Цаган-Хушин можно укрыться от ветра, так что мы базируемся там.
Обедаем. До машины еще час. Ребята едут покататься без волокуш до ближайшего островка. У меня нет никакого желания продолжать борьбу со стихией, я предпочитаю пешую прогулку по мысу.
И вот мы уже готовы закончить поход и загрузиться в автомобиль.
В машине быстро завязался разговор с шофером:
- Как же вы ночью-то, бедненькие?
Сарму словили. Вот, оказывается, что это было!
Так завершился наш чудесный и разнообразный байкальский поход.
Были еще приключения с позами (бузами), которые нужно заказывать по телефону за полчаса, и мы их заказали, но как выяснилось, не в том кафе, в которое приехали, а в том, которое осталось далеко позади. Но уже поздним вечером за 5 минут до закрытия мы сумели заполучить не менее вкусные позы в Иркутске в Позной у аэропорта, да от жадности (а вернее из-за невнимательности) купили так много, что чуть не лопнули в удобном хостоле "Браво", расположеном в 10 минутах пешего хода до здания аэропорта, так что мы не только принять душ успели перед ранним вылетом, но даже немного поспать.
Спасибо спутникам Оле, Паше и Сереже, мне команда очень понравилась, поход удался.
Мои треки по днямМой альбом (самый скромный, у ребят куда лучше и больше, ссылки может добавлю потом, если они захотят).
Замечания себе на память
Палатка Век Байкал 8 (по паспорту 6-8 человек) реально хороша для 4-6 человек, четверым было просторно и хватило места для всех вещей. Боялась, что четверым будет трудно ее устанавливать в сильный ветер. Но справлялись нормально, можно даже втроем (лишь бы была хоть одна мужская сила - есть силовые моменты). Нужно докупить два ввертыша.
Маршрут должен обязательно содержать береговые прогулки, на них стоит отводить время, закладывая на дневные переходы в среднем 30-35 км даже при очень сильной команде.
Печь удобнее всё же топить дровами, если они есть, а пару брикетов закладывать на ночь, они долго тлеют и дают тепло. Т.е. достаточно покупать 3-4 брикета на ночевку (при достаточном количестве дров будет уходить 2 брикета, при недостаточном 4).
Брикеты рядом с аэропортомВ теплой палатке (а в других условиях мы и не готовили), газ расходуется не по зимним меркам, а по обычным. Покупали 6 баллонов по 450 г, оказалось с большим избытком. Хватило бы трех.
Максимально удобные волокуши С-5 (у нас были С-5 и С-3, последние труднее грузить и иногда переворачиваются).
На упряжь уходит 10 м веревки, на крепеж багажа 10 м резинки.
Планы на будущее
По прежнему хочется большого и неспешного похода от Северобайкальска до Ольхона. Это, конечно, не только и не столько коньки, сколько лыжи и пешка. Зато совершенно дикие места, настоящие горы по правую руку, горячие источники. Считаю, что опыта для такого путешествия уже достаточно. Но нужно иметь запас времени дней 15-20, так как долгий заезд, солидный киломметраж и есть, что посмотреть, торопиться не хочется.
А еще остались неисследованными Ушканьи острова и Святой Нос. Так что зимние байкальские планы не переводятся.
P.S. В этом посте смешались фотографии всех участников группы. Видео Ольги Качаловой.