Энгозеро-Воньга-Белое море. Водный поход 2к.с. Часть 5. Белое море.

Jul 25, 2021 21:28

Начало здесь
Часть 2 здесь
Часть 3 здесь
Часть 4 здесь

11 июля (после обеда)
Перед самым выходом встретили пару на Одиссее, которые путешествуют по Белому морю, а в устье Воньги зашли пополнить запас пресной воды. Они сказали, что на море поднимается ветер, так что лучше где-то остановиться и переждать. Ну мы, как только высунули нос в море, и правда остановились, но вовсе не чтобы что-то пережидать, а чтобы одеться - на море, да еще в ветреную погоду гораздо холоднее, чем на реке. Наконец понадобились мои неопреновые шорты и сухая куртка, не зря я их тащила. Ветер и правда веселый. Исходя из опыта прошлого года я бы по такому дошла до ближайшего симпатичного (а они почти все симпатичные) острова и встала, может море успокоится, а может раскачается еще хлеще, тем более мы никуда не торопимся, до станции день ходу, а у нас (кроме Володи, он уезжает на двое суток раньше остальных) их целых четыре, не считая сегодняшнего. Но у Кости другие планы, он непременно хочет стоять сегодня в устье реки Ундуксы (которая, кстати, в противоположную сторону от станции). Почему? Теряемся в догадках. Итак, мы лихо скачем по волнам, каждая первая перехлестывает через борт (хорошо, что лодка с самоотливом, интересно, как там Щука, она у нас одна без самоотлива, видимо, превратилась в ванну), движение вперед минимальное (Миша замерял, насчитал скорость 2 км/ч, у остальных побольше, но не сильно). Адмиральская лодка впереди еле видна. О, они кажется пристали к островку, может мы все же встанем. Не тут-то было, дождались всех, спросили у Майи, как ей это нравится. "Не знаю..." привычно ответила Майя. И рванули дальше. Э, да я раньше не замечала, но недельная щетина выдает - борода-то у Кости рыжая, не удивлюсь, если к нему на плечо того и гляди присядет попугай, а в устье Ундуксы, он, конечно, в прошлый раз припрятал клад...
На самом деле ужасно весело. Пороги мне тоже понравились, но это кокой-то короткий выброс адреналина, как прыжок с парашютом. А волнующееся море - беспрерывный драйв. Особенно хорошо, когда умом знаешь, что это совершенно безопасно, а сейчас это так, мы плывем недалеко от берега, по мелкоте (скорее всего в отлив тут вообще не проплыть), и вода аномально теплая. Кроме того, я знаю, что такие волны лодку не перевернут. Но точно помню, когда год назад я по схожим волнам плыла с Васей, мне было не очень комфортно. Наверно Мише на спускающей лодке и с ребенком на борту сейчас тоже не очень, но он ничем этого не выдает. На месте Володи я бы тоже беспокоилась - плыть от станции по явно меняющейся погоде, когда у тебя до поезда двое суток, гораздо рискованнее, чем если четверо, никто не гарантирует, что этот ветерок не перейдет в шторм. Но я на своем месте и беззастенчиво ловлю кайф. Медленно, но все же мы продвигаемся вперед, и намеченная точка уже близко. Тут начинается наш с Андреем спор о месте стоянки. Мой прошлогодний опыт говорит, что лучшие беломорские стоянки на островах - они полностью продуваемы, а значит там нет насекомых, легко найти остров не засиженный туристами, а значит без (или практически без) мусора. Моё главное требование - каменный лоб, на котором можно сидеть и смотреть на море. Для Андрея же хорошая стоянка - это обложенное камнями кострище, стол с лавочками, много ровного места под палатки (все это непременно влечет мусор, возможно аккуратно сложенный в кучу и только банки, но если можно такого избежать, я бы все таки избегала). Я вижу, что чуть в стороне точно есть хороший остров, но и островок прямо между нами и плановой точкой кажется симпатичным. Высаживаемся для осмотра, для Белого моря не идеально, он совершенно не засиженный, но ровных мест для палаток мало, Андрей остров бракует, Костя говорит, что стоянка на Ундуксе лучше, я соглашаюсь, так как остров все же не самый лучший. В результате стоим таки в устье. Стоянка обжита на столько, что напоминает заброшенную деревню. Больше всего меня раздражают обрывки полиэтилена на огромном навесе. Даже Андрей согласился, что стол, стоящий под этим навесом, выглядит неуютно, и мы расположились у кострища поменьше и без стола. Но что-то менять уже некогда, непривычно прохладно, и кажется, что того гляди пойдет дождь. Так что мы быстро поставились, натянули тент и переоделись. А Костя наловил последней пресноводной рыбы. Может это и есть его клад? Но вечером дождь не пошел. А каменный лоб на стоянке все же был. Очень располагает к длинным вечерним (уже ночным) беседам...
12 июля
Ночью и утром был сильный дождь. Бедный Миша, сегодня они с Майей дежурят. Если дождь, то дежурные могут вставать не в 8, а в 9, но дождь закончился в 7.54, сознательный Миша вылез из палатки, и тут дождь припустил с новой силой. Тем не менее, к моменту общего подъема и дождь кончился и завтрак был готов. Уплывать с нашей стоянки удобнее в прилив, но для этого нужно было или очень рано просыпаться, или ждать вечера, а мы не решаемся, море сейчас спокойное, а к вечеру может раскачаться, так что выводим лодки проводкой. Перед отплытием видели гадюку.

Что-то после вчерашней болтанки Костя сомневается, идти ли прямо на нужный нам мыс (около 2 км) или держаться берега. Я сегодня как раз уверена, что можно идти прямым курсом, мыс недалеко, по пути вблизи курса есть островки, а море раскачивается не так уж быстро. В прошлом году мы пересекали губу в 5 км, да, в серединке болтало, но в целом не страшно. Пошли таки прямо. Я обошла ближайший островок с другой стороны, чем остальные, так что мой курс немного отличался и оказался очень удачным, море само несло меня в нужную точку. Остальные лодки двигались слегка медленнее, и тут выяснилось, что ложится туман, и мы теряем друг друга из виду. Хорошо, что у всех, кроме адмиральской лодки, есть GPS, а наиболее опытные товарищи и по карте прекрасно ходят. В общем, довольно скоро все собрались у оговоренного мыса. Дальше можно плыть вдоль цепочки островов. Очень скоро натыкаемся на прекрасный остров для обеда, и хотя еще рановато, но очень хочется на нем остановиться.

Тут растет спелая морошка и золотой корень. И туман временно рассеялся. Наслаждаемся жизнью.
После обеда продолжаем путь. Наша цель: мыс Безымянный наволок. До него не далеко. Но спустился такой густой туман, видимости практически нет.

Но мы все же нащупали нужный нам берег и теперь плывем вдоль него в поисках стоянки. Сегодня у меня есть козырь, после обеда дежурство перешло к нам с Володей, а стоянку выбирают дежурные, так что если начнем снова спорить с Андреем, то у меня преимущество. Поиск стоянки сегодня особенно ответственный, ведь она должна подойти для дневки. Не сразу, но таки нашли устраивающую всех: и каменный лоб есть, и не один, и стол с лавками, и мусора не много. В прилив стоянка на острове, а в отлив на полуострове. Единственный ее недостаток - плохо отплывать в отлив, но мы можем без этого обойтись.

По большому счету, мы уже приплыли, у нас есть телефон перевозчика, который готов забрать нас откуда угодно, хоть с острова моторкой,

и отвезти на станцию. А поезд у нас только 16-го рано утром. Конечно, при хороших обстоятельствах, моторкой пользоваться не будем, сами дойдем до материка, но беспокоиться больше не о чем, погода сказочная (туман уже рассеялся), и мы на лучшем в мире море.
13 июля Дневка 1
Сегодня провожаем Володю и идем ловить треску. Про треку, уверена, что ничего не выйдет, но важен не результат, а процесс. Есть возможность устроить рыбалку для Майи. У них с Мишей нет спиннинга, да и закидывать его сложно, я давала, у Майи пока не получается. А вот для ловли донной морской рыбы ничего не нужно, кроме лески, грузила и крючка. У меня есть пара силиконовых наживок, можно ими обойтись, но это не спортивно, сначала охота на пескожила.

Потратили на это увлекательное занятие всю первую половину дня. Мы с Майей и с помощью совочка не справлялись, а Миша приноровился руками их ловить. В общем, что-то поймали, на рыбалку хватит. Костя наладил свой спиннинг для Миши, он с нами не идет - то ли знает, что дело безнадежное (я тоже знаю, ну и что с того), то ли не хочет спрашивать у Андрея его Щуку под это дело (сам Андрей не рыбак совершенно и, похоже, Костина ловля порядком ему надоела). Я за поход не только утопила кучу блесен, но и потратила почти всю леску, но щедрый Володя дал мне отмотать своей. В прошлом году местные учили нас, что треску нужно ловить в ямах под скалами. И где тут взять скалы? Миша много лет назад был на Шангострове, и по его воспоминаниям скалы там есть. Туда и решили идти. Итак, Володя поплыл в сторону станции Кузема, а мы с Мишей и Майей на рыбалку к Шангострову. Скалы действительно есть, но под ними ни каких ям - мелкота, и движение воды сильное, без якоря очень сносит и приманка плохо тонет, пришлось навесить на леску дополнительную блесну для тяжести. Конечно, никакой трески, кто бы сомневался, но улов все же есть - вот он местный чертик - ряфча.

Мне попалось всего два, но главное, и Майя одного поймала! Это ее первый улов. Конечно, мы их отпускаем, но процесс азартный. Мише быстро надоело и он переключился на фотоохоту.

Погода отличная, море спокойное. Боже, какое это наслаждение, просто плыть по Белому морю, просто смотреть вокруг, просто дышать (дети, прошу считать этот текст официальным завещанием: мой прах должен быть развеян над Белым морем!)...
Ужин как-то плохо делится на пятерых, некая цельность нарушена, Володи не хватает. Я решила, что пора, наконец, и в шляпу поиграть. Сначала пробовали с приложения на моем телефоне, но не пошло, слова там слишком сложные, Майя многих вообще не знает. Обратились к старым-добрым бумажкам и игре с тремя турами. Было весело. Для меня самое сложное - пантомима, а для Майи самое легкое.
14 июля Дневка 2
Делать вроде нечего, но необходимости куда-то плыть нет, с перевозчиком созвонились, он заберет нас завтра вечером от деревни Поньгома, которая видна с нашего острова. Жарища, отлив, лень и разложение. Пошла погулять, пока мы на полуострове, наелась и набрала морошки.

Костя считает, что в нашем рационе не достает мидий, нужно приготовить. Прошлогодний опыт у меня не особо удачный, но сбор мидий - отличное занятие, прекрасно сочетающееся с купанием. Идем с Майей купаться и собирать мидии. Фантастика, температура Белого моря такова, что совершенно не хочется вылезать. Мидий набрали много, так, что потом еще сортировали, оставляя самые крупные. Сварили в морской воде. Побрызгали лимоном. Отлично вышло. Вечером опять играли в шляпу.
15 июля
Спешить нам некуда, но Щука Андрея долго сушится, и он боится, что не успеет высушить ее до поезда. Так что выходим утром, пока вода не стала слишком низкой. Быстро добрались до Поньгомы. Ребята сразу начали просушку лодок. А мне хочется еще поплавать. Костя предлагает поднять лодку и пройти порог, что в устье реки Поньгомы. Но меня все же гораздо больше влечет море, так что я отправляюсь изучать Шангостров. Сначала высаживаюсь на скалы у большой красивой стоянки.

Потом решаю обплыть вокруг острова. Высаживаюсь на противоположном берегу.

Какая красота, как бы все это впитать и увезти с собой.

Пока я плавала, вода совсем отступила, так что лодку кое где пришлось вести проводкой.
Высушилась и собралась быстро, еще полно времени. Пообедали. Половили с Майей мидий в начавшемся приливе, это куда сложнее, чем при отливе. Доели на ужин оставшиеся припасы (всего получилось точно, осталось только немного сухарей и подсолнечного масла), сделали финальную фотографию (на фотоаппарат Андрея, который все еще фото не обработал, так что ее здесь не будет пока). И уехали на станцию.
На станции Кузема есть вокзал с залом ожидания.

В нем и расположились. У меня еще остался план на сегодня, мне нужно пойти взглянуть на речку Кузему. Именно по ней проходил тот самый первый мой байдарочный поход 37 лет назад. И вот, до устья всего километра два ходу. Наверно, и уезжали мы тогда с этой станции, но отъезд я совершенно не помню, моё внутреннее кино заканчивается выходом в Белое море и соленым (вода в устье была уже солоноватая) грибным супом. В общем, вот она моя первая сплавная речка.

Когда я вернулась, все уже спали. Нет, не все, не спали комары. Со временем это стало так ощутимо, что пришлось поставить палатку, хотя поход уже закончился.
Заключение
Лодка Спектр прекрасно себя показала, годится и для озер и для моря, а для порогов особенно хороша, в общем, единственный недостаток - тяжеловата для однушки - 11 кг весит, и довольно объемная. Так что в ПВД буду по прежнему ходить на Колчиме, а вот в большие походы на Спектре.
Перед самым походом приобрела солнечную электростанцию. Она себя полностью оправдала, недостатка в электроэнергии не было, правда и погода была солнечная.
Трек похода на карте
Фотоальбом (часть фотографий в нем и в этих постах Мишины, работы главного фотографа Андрея, еще не готовы, может позже добавлю).