Айн Рэнд. Атлант расправил плечи.

Jun 25, 2013 18:38

Совершенно случайно добрался я до сей культовой (в США) трилогии от создателя объективизма. Так как само произведение по толщине не уступает Войне и миру, описать книгу кратко не получится. Не получится даже назвать жанр: это антиутопия плавно перетекающая в утопию. Но обо всем по порядку.

Айн Рэнд она же Алиса Зиновьевна Розенбаум родилась в России в 1905 году. Пережила революцию, окончила университет и уехала в США в 1925 году. Еще в университете она увлеклась философией, особенно впечатлил Алису Ницше. Во время жизни в штатах Айн Рэнд приобрела хищническо-буржуазные взгляды на жизнь, что и отразилось в философском течении, которое она создала и назвала объективизмом. Если коротко описать это учение, то мы получим фразу вроде такой: "Все существующее существует". Если разобраться поподробнее, то мы сразу же вспомним "Мыслю, следовательно существую" (Cogito ergo sum) Декарта, а также работы экзистенциалистов, ставящих человека как личность в основу философии. Только иррациональность человека, принимаемая экзистенциалистами здесь отрицается, а вместо этого Айн Рэнд утверждает, что человек как и любая сущность логичен и предсказуем. Нет, не так, Человек логичен, а человек (с маленькой буквы) не нужен.

Так кто же такой Человек по мнению Айн Рэнд? Это бизнесмен, философ, судья или кто угодно, кроме простого рабочего (не очень понятно почему), мыслящий, любящий свое дело, а главное себя, и добивающийся своих целей любыми целями при одном условии: он должен полностью игнорировать интересы окружающих, если они не совпадают с его интересами. Кстати именно так и живут животные в дикой природе, разве что не мыслят (в рамках наших представлений). Соответственно человек проявляющий сочувствие к ближнему, занимающийся благотворительностью или прочими не нужными ему делами, будь он хоть семи пядей во лбу, останется человеком и никогда не приобщится к Людям.

Сразу скажу, что я раскрою содержание романа, так что если вы хотите его прочитать, то лучше здесь остановится.

Итак, Дэгни Таггарт - дочь транспортного магната, владеющего трансконтинентальной железной дорогой (и построившего ее, но я не помню он построил или более древний предок) занимает пост управляющего, в то время как ее брат Джеймс руководит компанией. Дэгни возвращается на поезде с встречи, но неожиданно поезд, а это Комета Таггарта, которая ходит уже черти сколько лет без опозданий, встает и не может двигаться дальше. Во время решения проблемы Дэгни сталкивается с проводником, насвистывающим мелодию, которая как кажется Дэгни принадлежит ее любимому композитору. Она спрашивает проводника что это за мелодия и выясняет, что угадала, и это четвертый его концерт, который, по ее сведениям написан не был. Больше она ничего не добилась. По возвращении в Нью Йорк Дэгни сообщает брату, что так как его приятели не в состоянии поставлять металл в достаточном количестве она приняла решение строить железную дорогу из металла Реардена, который пока не получил нужных сертификатов, но может быть поставлен в нужном количестве немедленно.

Надо заметить, что Джеймс Таггарт дружит с правительством которое хочет построить прогрессивный социализм, граничащий с коммунизмом, поэтому издает совершенно идиотские указы, вроде запрета на эксплуатацию нескольких железных дорог параллельно, который привел к банкротству основных конкурентов Таггарт трансконтиненталь (ТТ). Из-за этого банкротства поставки нефти и металла находится под вопросом, так как у ТТ нет возможности обеспечить нормальную эксплуатацию своих путей, пришедших в негодность. Вопреки решению акционеров, Дэгни создает свою компанию и достраивает новую линию, спасая тем самым экономику страны, параллельно налаживаю дружбу с Хэнком Реарденом, у которого большие проблемы с семьей, считающей его эгоистом. В перерывах повествования мы узнаем про первый сексуальный опыт Дэгни, полученный в процессе соревнования в крутости (то есть в работе, работе и работе) с другом детства Франциско Де Анкониа (пишу по памяти), наследником медных рудников, который уже успел накупить новых приисков, а в настоящее время прожигающем жизнь. Первая часть заканчивается триумфальным прохождением поезда по новым путям. Первая часть называется "Непротиворечие" как один из принципов формальной логики.

Во второй части книги Дэгни борется с новыми законами и становится любовницей Хэнка Реардена. Вместе с тем они замечают, что все серьезные промышленники стали пропадать, бросая свое имущество, а чаще уничтожая его. Путешествуя по стране они заходят на обанкротившийся завод, где Дэгни находит двигатель, действующий по неким новым принципам и решает его восстановить. Поиски создателя оказались безуспешными, однако его след она нашла у почитаемого ей философа, который тоже сбежал от мира и держит маленькое кафе в горах. В итоге она нанимает инженера, который пытается восстановить двигатель, а сама продолжает бороться с режимом. Реарден получил удар от правительства в виде запрета на владение производствами в более чем одной области, однако продолжает выпускать свой металл. В какой-то момент Дэгни приходит к тому, что в мире действует некий разрушитель, который уводит промышленников. Тогда же Реарден знакомится с Франциско, которого до этого ненавидел, и понимает, что глубоко в нем ошибался. В определенный момент доходит до открытого конфликта, когда он застает Франциско дома у Дэгни, однако ударив его он потерпел моральное поражение. В конце второй части Дэгни понимает, что за инженером, который работает над двигателем, должен прийти разрушитель и спешит к нему на самолете, но опаздывает и пытается догнать самолет разрушителя. В какой-то момент ее самолет терпит крушение в горах, но она выжила и попадает в долину, населенную сбежавшими бизнесменами. Здесь она знакомится с Джоном Голтом, героем фразы "Кто такой Джон Голт", произносимой к месту и не к месту всем населением страны. У нее есть время чтобы решить: оставаться или нет. Она живет в долине, работает у Джона, но в конце концов решает вернуться.

По возвращении Дэгни выяснила, что Хэнк Реарден, шантажируемый женой, угрожавшей раскрыть имя его любовницы, передал все права на свой металл правительству. Она выступает по радио и сообщает всей стране, что была любовницей Хэнка и только это заставило его поддержать правительственный курс, чем рушит некоторые планы правительства. Вторая часть называется "Или-или", надо принять то или то.

В третьей части мир катится в пропасть, а Дэгни с Хэнком борются до последнего. Дэгни один раз встречается с Джоном, который работает обходчиком путей у нее на железной дороге... (здесь должно быть плохое описание бурного секса). В какой-то момент Реарден сбегает. Дэгни последняя из промышленников и правительство пытается вовлечь ее в свою игру, для чего приглашает ее на радио, дабы рассказать про единство промышленников и народа. Однако передачу прерывает Джон Голт, который толкает речь про то как хорошо быть эгоистом и как плохо ничего не делать. В результате правительство пытается найти Голта и находит обманув Дэгни. Его пытают, в попытках заставить сформировать новую экономическую программу, однако он отказывается, а друзья совместно с Дэгни освобождают Джона и все радостно отправляются в долину наблюдать падение мира.

Что-то похожее видно сейчас в нашей стране, но я не согласен с Айн Рэнд в методах решения. Я не готов разделить людей на правильных, которые достойны жить и неправильных, которые жить недостойны. Я не понимаю, почему инвалид должен умирать (а при полном отсутствии социальных гарантий, которого добивалась Рэнд, это неизбежно), почему не надо рожать детей (а у автора детей не было и она объясняла это именно эгоизмом) и не верю что директор завода может работать на токарном станке лучше чем токарь (а это утверждается в романе на каждом шагу). Может быть это мои тараканы в голове, но в книге упоминается, что наличие полиции, защищающей закон необходимо, но налоги надо отменить, что вступает в прямое противоречие с идеями самой же Айн Рэнд.

Отсутствие человеческих эмоций кроме желания владеть я не могу принять как должное, но объективизм пытается мне втолковать именно это. Да, это утопия, но посмотрите на другие утопии и вы увидите, что логики в них намного больше. А у Айн Рэнд, которая называла части романа по аксиомам формальной логики, та самая формальная логика хромает. Вот такое у меня мнения об этой книге :).

книги

Previous post Next post
Up