Был в Древнем Риме такой уникальный персонаж, как Тиберий Семпроний Гракх. Сказать, что он опередил намного свое время - это ничего не сказать. Во II веке до н.э. он утверждал, что будущее Республики - свободные граждане, собственники имущества, выражаясь современным языком - вольные фермеры. То есть люди, которые могут сами обеспечить себя и заинтересованы в защите личных интересов, а не рабы или полуголодный городской плебс, который кормится подачками государства и политиков.
По сути, Тиберий был человеком, который хотел дать народу не рыбу, но удочку. Он затеял радикальную земельную реформу, целью которой был "пересмотр итогов приватизации", а точнее изъятие излишков не совсем законно присвоенных земель у аристократии с последующей передачей ее народу. К тому же комиссии, созданные Тиберием, выдавали подъемные на покупку инвентаря и скота.
Понятное дело, что такие действия не могли не спровоцировать противодействие со стороны большей части Сената. Началась жесткая политическая борьба, результатом которой стала гибель Тиберия и его немногочисленных сторонников в ходе драки с сенаторами на Капитолийском холме.
При этом комиссии по раздаче земли, созданные им, работали еще четыре года. И после некоторого перерыва их восстановил брат покойного - Гай Семпроний Гракх. Последний также стал жертвой перетягивания каната с тогдашней римской политической элитой, хотя успел неплохо развить начинания Тиберия.
Некоторые историки называют нашего героя "античным социалистом". На мой взгляд, это в корне неверно. Скорее Тиберия Гракха можно в некотором роде назвать "римским Столыпиным", консервативным реформатором, который стремился создать класс собственников, которые могут стать опорой демократической республики.
"Античными социалистами" были как раз некоторые его условные последователи, которых принято объединять под общим термином "популяры". В частности, к ним можно отнести знаменитого Гая Юлия Цезаря и его наследника Октавиана Августа, ставшего первым императором.
По сути, Цезарь и Октавиан похерили все достижения Тиберия Гракха. Первый ради дешевой популярности у народа устраивал масштабные раздачи еды городскому плебсу, гладиаторские бои и театральные представления. "Panem et circenses" ("хлеба и зрелищ") - классическая формула римского социализма.
По сути, обнищание плебеев было на руку новым правителям Рима, что и происходило в ходе начавшихся кровавых гражданских войн. Более того, триумвиры Октавиан и Марк Антоний стали за мизерные компенсации изымать землю у сельского плебса, чтобы раздавать ее собственным солдатам. Сами солдаты, понятное дело, не сильно были заинтересованы возделывать ее сами и зачастую просто продавали.
В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда Италия с ее плодородными землями была не в силах прокормить сама себя. Плебс еще более нищал и попадал в зависимость от подачек государства, а снабжение зерном использовалось как козырь в политической борьбе заклятых союзников.
Вульгарный социализм, который подсаживает народ на подачки и лишает граждан личной инициативы, в итоге приводит к уничтожению демократии и установлению диктатуры. Чем лучше всех воспользовался Октавиан, ставший первым римским императором. Уже во время единоличного правления он продолжал использовать "социальные программы" в стиле "panem et circenses" для упрочнения своего положения.
Экстраполируя эту политику на реалии современности можно отметить, что со времен Древнего Рима на самом деле мало что изменилось. Например, социальные программы Юлии Тимошенко, практической целью которых была покупка лояльности нужной аудитории.
Или, кажем, тарифная политика украинских властей в области ЖКХ, которая приводит к обнищанию населения при одновременной раздаче субсидий. Конечная цель - получение податливого электората, состоящего, как и во времена Рима, из бедного плебса, который легко идет за подачками и "обіцянками".
Это намного проще, чем проведение сложных и дорогостоящих реформ, повышающих благосостояние нации. К тому же обеспеченный гражданин не пойдет за 100-200 гривен на митинг, и не будет голосовать за гречку.
По России, кстати, выходит похожая картинка. Санкции и кризис только делают положение Путина и его окружения более прочным. Холодильник сейчас не побеждает телевизор, он ему помогает, так как нищий плебс будет голосовать за своего текущего благодетеля.
Вообще демократической оппозиции рассчитывать на победу холодильника над телевизором точно не стоит. Голодные бунты в случае успеха приводят к установлению диктатуры, а не республики.